Людмила Ильина
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки спешат на новогодний праздник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.
Тема: звуки [с—с'; з—з'] спешат на новогодний праздник.
Цель. Уточнить артикуляцию звуков [с—с'; з—з'], выполняя артикуляционную гимнастику; упражнять детей в определении места звука в слове и в проведении звукового анализа слова, в произношении изолированного звука, звука в слоге, в разных словах; работать над лексическим значением слов; ознакомить детей с буквой Сс; упражнять в умении заканчивать начатое взрослым предложение, составлять предложение по образцу.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Звуки спешат на новогодний праздник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Сценарии новогодних праздников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, набор картинок, набор игрушек, наборное полотно; карандаши-штампы; вырезанные буквы по количеству детей.
Ход занятия:
-Ребята, какой зимний праздник мы ждём с нетерпением? (Новый год)
-Какой же новый год без нарядной ёлки. А помогут ёлочку сделать красивой - наши волшебные пальчики.
1. Пальчиковая гимнастика «Украшаем ёлку»
Раз, два, три, четыре, пять -
(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
Будем елку украшать
Переплести пальцы рук, показать «ёлку»
Бусы, шарики, игрушки
Сгибать большой и указательный пальцы в «бусы», большой и указательный, большой и средний
Дождик, звездочки, хлопушки
Сгибать большой и безымянный, большой и мизинец обеих рук, пальцы в щепоть – внезапно вскинуть кисти обеих рук, распрямив все пальцы
Миллион на ней огней
Свободное шевеление всех пальцев поднятых вверх кистей обеих рук
Можно приглашать гостей
Хлопнуть в ладоши, а затем вытянуть руки ладонями вверх
Приходили к ёлке
Ладони от себя, пальчики переплетаются между собой «ёлка»
Зайцы, белки, ёжики
«ушки длинные у зайца», пальцы сжаты в кулак, указательный и средний согнуты – «белки»,пальцы сжаты в кулак, большой, указательный и средний подняты вверх – «ёжик»
Похлопать в ладоши
И подарков ждали
Соединить ладони, слегка их округлив.
(на магнитной доске появляется ёлка, украшенная дождиком, бусами, шарами)
2. Знакомство с буквой С с.
Педагог знакомит детей с образом буквы. Читает во время показа четверостишие:
Словно «С», повис над ёлкой
Полумесяц ночкой темной.
Свет волшебный с неба льет,
Сказку в гости к нам зовет.
(На магнитной доске над елью прикрепляется месяц)
— А с какими, звуками мы сегодня будем играть, вы уже догадались? (Звуки [с—с'])
3. Встреча с героями праздника.
-Каким гостям в новогодний праздник вы особенно будете рады?
(На магнитной доске появляется дед Мороз и Снегурочка)
-Кто из вас догадался, почему под картинкой дедушки Мороза схема состоит из двух прямоугольников, а под картинкой Снегурочки из одного прямоугольника? (в первой схеме два слова, а во второй - одно слово.)
-Помогите определить, где находится звук [с] в словах Снегурочка и дед Мороз (в слове Снегурочка в начале слова, а в слове дед Мороз- в конце слова).
-Каким светом засияют звуки [с]? (синим-они твёрдые).
4. Артикуляция звуков (с индивидуальными зеркалами).
-Как вы думаете на каком транспорте доберутся до нас Дедушка Мороз и Снегурочка?
«Саночки» - рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
-А теперь давай те покатаемся на саночках с горки.
«Горка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
-Сделаем горку скользкой, для этого наберём водички из крана.
«Водичка» Произнесение изолированного звука – звук похож на песенку водички, которая течёт из под крана тоненькой струёй –сь – сь – сь. (хором и индивидуально). Выливаем водичку на горку- с – с- с. Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, по середине языка небольшой желобок, голосовые связки спокойны.
-Покажем Дедушке Морозу и Снегурочке фокус, устроим настоящий снегопад.
«Фокус» - рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
5. Угадывание загадок.
-Ребята, кто из вас уже украшал новогоднюю ёлку?
-Расскажите, как она у вас выглядит?
-Для нашей новогодней ёлочки тоже готовы украшения-игрушки. Угадайте их (кто угадывает, тот и получает картинку-отгадку).
-Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
-С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет,
А лаптей не плетет. (коза)
-Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос
Лет тыщу рос. (слон)
-С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
-Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
-За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
-Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком (сова)
-Лошадь, как лошадь,
Но только в полоску,
Видел когда-нибудь лошадь-матроску (зебра)
-Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (осёл)
-Спереди шильце, сзади вильце,
на груди белое полотенце.
Как зиму почует – за моря откочует. (ласточка)
-Чемпион по прыжкам
скачет, скачет по лужкам. (кузнечик)
6. Украшеие ёлки.
-Будьте внимательны! Игрушки, содержащие звуки[с—с'] будут располагаться на нижних ветках ёлки,а игрушки в названиях которых услышите звуки[з—з'] повесим на верхних ветках ёлки. (каждый из участников украшают ёлку, выделяя нужный звук.)
-Ребята, чем отличаются звуки [с—с'] от звуков [з—з'](одни глухие, другие звонкие).
6. Волшебные превращения.
-Ззззз –эта звонкая песенка очень хорошо получается у комаров. Предлагаю,показать дедушке Морозу и Снегурочке,как летом в вечернее время ззззз слышится слева, справа, сзади, над головой.
-Шари- вари- ап- вот и превратились вы в звонких комариков. (педагог прикрепляет детям маски комариков)
Смотрите, не попадайтесь в клюв – летуньице, касатке щебетуньице.
-Кого называют касаткой щебетуньицей (ласточку)
7. Речевая игра «Комарики- макарики»
Комарики летают со звонкой песней ззззз, широко расставив руки. Ласточка на лету салит их.
Дети хором:
Комарики неумные,
Неумные и шумные,
Столпились в целый рой,
Повисли над водой.
Весёлая летуньица,
Касатка-щебетуньица,
Пропела комарам:
«Жужжать уж будет вам,
Любезные сударики,
Комарики-макарики,
Довольно вам летать»,
И стала их глотать.
8. Загадываем желание.
-Ребята, до нового года остались считанные дни, и вы наверно уже знаете, какой подарок от Деда Мороза хотели бы получить.
Дети делятся с педагогом своими мечтами. Он следит за их высказываниями для избежания одинаково построенных предложений. «Я хотел бы получить….», «Я буду просить у Деда Мороза».
-Желаю, чтобы ваши желания исполнились и поздравляю с наступающим новым годом-годом козы. (в подарок вручаются карманные календарики с годом козы).