Елена Баш
Обогащение словаря детей эмоционально окрашенной-оценочной лексикой
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД № 2 Актуальность данной темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка дошкольника. Язык и речь рассматривались в педагогике и психологии (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) как системообразующий фактор психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи, являются приоритетными задачами речевого воспитания детей.
Публикация «Обогащение словаря детей эмоционально окрашенной-оценочной лексикой» размещена в разделах
Лексическая работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Она имеет большое значение для общего развития ребенка. Освоение словаря является важным условием для умственного развития. Бедность словаря затрудняет общение и развитие ребенка в целом. И, наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и индикатором высокого уровня психического развития. Своевременное развитие словаря является одним из важных факторов подготовки к школьному образованию. Дети, у которых нет достаточного лексического резерва, имеют большие трудности в обучении, не находят подходящих слов для выражения своих мыслей. Совершенствуя словарь, педагоги одновременно решают и задачи нравственного и эстетического воспитания. По словам
Константина Дмитриевича Ушинского, «Уроки родного языка – это уроки воспитания нравственности, гражданственности»
Большое значение имеет воспитательный потенциал эмоционально-оценочной лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры. В составе эмоционально-оценочной лексики есть слова, обозначающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом, слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны.
СЛАЙД № 3 Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет большое значение для полноценного общения и развития личности ребенка. Основной значимой единицей языка является слово.
СЛАЙД № 4,5 Слова по объему обобщения, которыми они обладают, можно разделить таким образом:
I степень обобщения – слово обозначает один определенный предмет ( например: «кукла» -только вот эта кукла. Слово несколько раз совпало с ощущениями от данной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна уже детям конца первого -начала второго года жизни.
II степень обобщения – слово обозначает уже группу однородных предметов («кукла» относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д.) Значение слова здесь шире, и вместе с тем оно менее конкретно, т. е. менее связано с каким-то определенным предметом. II степень обобщения может быть получена у ребенка к концу второго года жизни.
III степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение («игрушки», «посуда», и т. д.). Так, слово «игрушки» обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предметы, которые предназначены для игры. Сигнальное значение такого слова очень широко, вместе с тем оно значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения достигается детьми в 3-3.5 года.
IV степень обобщения – в слове как бы дан итог ряда предыдущих уровней обобщения (слово «вещь», например, содержит в себе обобщения, даваемые словам «игрушка», «посуда», «мебель», «канцелярские принадлежности», и т. д.) Сигнальное значение слова широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такой уровень обобщения доступен детям лишь на пятом году жизни.
Чем выше уровень обобщения словом, тем дальше оно уводит нас от непосредственных ощущений, от так называемых чувственных образов предметов.
СЛАЙД № 6 Между эмоциями и словом есть определенная взаимосвязь: слово помогает человеку осознать свои чувства, эмоции, переживания, а с другой стороны, – эмоциональные процессы делают речь осознаваемой и оказывают влияние на ее понимание другим человеком. Развитие словаря, его уточнение выполняет развивающую функцию для формирования познавательной деятельности и наоборот: развитие познавательной деятельности приводит к обогащению и уточнению словаря, овладению знаниями и умениями, к развитию коммуникативной способности.
Формирование в речи ребенка эмоциональной лексики связано с усвоением знаний о нормах и правилах морали, так как слово может быть усвоено только тогда, когда у ребенка есть представления о предметах и явлениях, их обозначающих. По мере развития эмоций ребенка увеличивается и уточняется его словарный запас.
СЛАЙД № 7 В 4-5 лет у ребенка уже есть осознание моральной оценки. Отнесение поступка к хорошим или плохим опирается на проникновение во взаимоотношения людей. Моральная оценка разных людей и их поступков становится все более адекватной. Эмоциональная выразительность речи, передаваемая соответствующей лексикой и просодическими средствами/темпом, ритмом, логическим ударением, интонацией/ – фактор ее положительного воспитания. Педагогам и родителям важно обращать внимание на эмоциональное развитие ребенка и стимулировать его. Эмоциональное развитие ребенка, как и вообще личностное развитие, зависит от социальных условий, от речи окружающих ребенка взрослых, от их общения с ребенком.
СЛАЙД № 8 Принято выделять три эталонных эмоциональных состояния (по выражению психологов, – показатели эмоционального градусника) : раздражение, безразличие, радостное состояние. Это соответствует трем видам настроения: отрицательное, пассивно-отрицательное, положительное.
У детей здоровых и нормально развивающихся преобладает, как правило, положительное эмоциональное состояние. Однако в отдельных случаях у ребенка наблюдается раздражительность, эмоциональная неуравновешенность, повышенная склонность к слезам, частая необоснованная смена настроения от ярко положительного до резко отрицательного.
Нет специальной методики, направленной на овладение детьми эмоционально-оценочной лексикой. Поэтому нужно использовать методы и приемы словарной работы, наполняя их новым языковым содержанием.
СЛАЙД № 9 В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь :
учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметом;
формировать умение подбирать слова с противоположным значением (весёлый – грустный, смеяться – плакать, со сходным значением (смешной – забавный);
использовать слова, обозначающие чувства (радость, злость, веселье и др.);
учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок:
«Страх – для здоровья враг»;
«Кто зря сердит – у того голова болит» и пр.
Усиливать работу над смысловой стороной слова, освоение детьми выразительных средств языка, способность улавливать настроение произведения: И глядят уныло голые кусты
(А. Плещеев);
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор (Б. Заходер) и пр.
СЛАЙД № 10 В старшем дошкольном возрасте продолжаются занятия по обогащению словаря детей.
Наглядные методы (экскурсии, наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и др.) занимают ведущее место, но усложнение состоит в расширении круга предметов и материалов, их признаков.
Ознакомление со словом идет в определенном контексте в словосочетании или предложении. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов, выражающими эмоциональное состояние человека : внучка плачет, всхлипывает, бабушка ахает, кряхтит.
Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий.
Также речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием (оттенки цветов, состояние предметов, различия в размере, форме и др.).
Включается слова, разграничивающие состояние природы и живых существ:
Возмутилась тё тя Репа:
Это глупо и нелепо!;
Огорчился старый Лук;
Устыдился сорванец (Б. Заходер).
В словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий (И горько-горько плачет он и доктора зовет).
Только в старшем дошкольном возрасте начинаются самостоятельные занятия по сравнению предметов. Они проводятся для формирования умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов.
СЛАЙД № 11 Существуют определенные требования к такого рода непосредственно образовательной деятельности:
1) предметы для сравнения подбираются с достаточным количеством сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение и др.);
2) сравнение должно быть плановым, последовательным – от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению;
3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово;
4) дети должны проявлять максимум речевой активности. Объяснять значение слов старшим дошкольникам уже можно, опираясь не только на наглядность, но и уже через усвоенные слова. Смысловая сторона речи развивается и в процессе работы воздействия друг на друга. В эти упражнения может включаться обмен ролями (и эмоциональным поведением) партнеров по коммуникации и словесная оценка эмоций и поведения.
Проигрывание ситуаций из прочитанных художественных произведений, в которых описываются те или иные эмоции также является очень востребованным упражнением. Характеристика героев произведения с точки зрения их поступков, которая включает эмоционально-оценочную лексику.
От того, как ребенок оценивает свои поступки и события, происходящие вокруг него, в значительной мере зависит его поведение. Педагогическими средствами нормализуется эмоционально-волевая сфера ребенка дошкольного возраста, восполняются возможные пробелы в речевом и личностном развитии. Специально организованная работа по развитию эмоциональности и эмоционально-оценочной лексики способствует усвоению детьми данного пласта лексической системы, повышает уровень их лексического и личностного развития.