Марина Рощектаева
Развитие речи дошкольников при помощи игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта
Тема: «Развитие речи дошкольников при помощи игровой деятельности»
Прекрасная речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, неторопливы.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щукина
Актуальность.
Публикация «Развитие речи дошкольников при помощи игровой деятельности» размещена в разделах
К сожалению, в современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер самого ребенка.
Надежда Константиновна Крупская считала игру средством воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.
Очень внимательно изучила методические пособия В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа», М. М. Безруких Т. А. Филиппова Серия «Ступеньки к школе», я заинтересовалась проблемой развития речи у дошкольников.
В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений)», я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития речи, воображения, памяти, мышления, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
Проблема формирования речи детей в игровой деятельности, является ведущей. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Проведя диагностику по речевому развитию детей своей группы, был определен исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года, был он чуть ниже среднего, исходя из этого я решила больше внимания уделить развитию речи своих воспитанников.
Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец, соединять части высказывания. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.
Работа с детьми.
Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, стали подбирать наглядные материалы (картины Исаака Левитана, набор картин Н. Радлова «Рассказы в картинках») для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Для того, чтобы речь детей развивалась были созданы : картотека пальчиковых игр «Весёлые пальчики», которая в свою очередь способствует развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук; картотека дыхательной гимнастики «Мыльные пузыри» - формирует верное произношение звуков, а также укрепляют детский организм.
Мною активно используется методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте» Журовой Лидии Ефремовны, благодаря которым у детей формируется умение выражать свои мысли, пользуясь нужными языковыми средствами.
Реализуется программа «Говорушки», целью которой является развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности детей. Занятия включают в себя: игры – словесные, настольные, игры с мячом; чтение стихотворений, рассказов и сказок; беседы, соответствующие тематическим неделям; работа с картинами; составление рассказов по сюжетным картинам; отгадывание загадок; рассматривание и обсуждение иллюстраций. Во время занятий решаются речевые задачи: развитие словарного запаса ребенка, грамматического строя, связной речи, автоматизация поставленных звуков в речи детей. У детей совершенствуется внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.
Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами использую лексико-грамматические игры, например, «Что вы видите вокруг?» - предложила ребятам посмотреть в окно в бинокль, который сделали при помощи рук. Сначала попросила назвать большие предметы, которые видно из окна. Затем предметы поменьше, предметы, которые были рядом с большими и т. д.
Словесные игры «Это правда или нет?» - это как игра в ошибки, например – я говорю ребятам предложение: «Весной становится холодно и начинается снегопад» и они должны поправить меня и сказать правильно. «Составь описание» - я начинаю описывать предмет - он вкусный, сочный, оранжевого цвета. Что это? Тот ребенок, который угадал предмет, загадывает свой. «Придумай окончание сказки», например, колобок не сел лисе на язычок, а отправился дальше и встретил …. Учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.
Дидактических игра «Что сначала, что потом», например, 4 картинки: папа подготовил инструменты – сделал скворечник – прибил его к стволу дерева – к корму слетелись птицы. Задача ребенка – понять сюжет, изложить его устно.
Ребята самостоятельно выполняют игры с мячом «Скажи ласково», «Съедобный - несъедобный», «Летает - не летает?». Что способствует приобретению навыков ловкости, мышлению и быстрого ответа и очень интересны для детей.
Сюжетно-ролевые игры — это возможность детей самостоятельно распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться. Сюда же можно отнести после игровое влияние данной игры на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п. (Например, игра «Театр» - для создания хорошего настроения с самого утра обращаю внимание детей на красочную афишу, на которой были изображены зайцы, ребята стали называть всевозможные варианты – приезжает цирк, зоопарк. Прежде чем, рассказать ребятам что это за афиша, предложила послушать сказку «Как зайчата маму искали». На афише нарисованы зайцы, прочитали сказку про зайчат – ребята предположили, что приедут дрессировщики с зайцами, но я предложила ребятам попробовать проиграть сказку. Подготовили инвентарь, распределили роли, проиграв сказку - у детей не было восторга, они сказали, что в костюмах было бы намного интересней. Поэтому мы подключили родителей, нашли для каждого героя костюм, заучили слова наизусть. Афишу повесили перед входом в спортивный зал, пригласили ребят из других групп, нарисовали билеты, и проиграли сказку вновь. Восторг был неописуем, детям очень понравилось играть в сказке).
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову, поэтому народные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. текст игры связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает речь, доставляет радость. Народные календарные праздники позволяют нам с детьми окунуться в Русскую страну. Играя в такие игры как, «Капуста», «Заря – зарница» у детей обогащается словарь новыми «старыми» словами.
Работа с родителями.
Очень часто детям бывает недостаточно эмоционального общения с родителями, непринуждённой беседы, веселой игры. Что положительно влияет на их психику, настроение, развитие речи, мышления, внимания, память. Для родителей провела консультацию «Игры по дороге в детский сад», предложила превратить дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для родителей, так и для детей. Игру, которая поможет пробудить речь и мысли детей. Провела собрание в форме «Семейная гостиная» на тему: «Играем – речь развиваем», где родители обменялись опытом домашних игр с детьми.
Во время закрытия детского сада на период пандемии работа с детьми не останавливалась и было предложено родителям создать мини – проекты: книжки – малышки «Животные наших лесов», «История создания электроприборов», дети совместно с родителями подготовили информацию, по приходу в детский сад ребята представляли мини проекты.
Работа с социумом.
Ходила с ребятами на экскурсию в библиотеку, там была оформлена выставка произведений, посвященная писателю Виталию Валентиновичу Бианки, на которой дети познакомились с новыми произведениями писателя, а также вспомнили уже знакомые произведения, с удовольствием рассматривали иллюстрации к сказкам. Приняли активное участие в интеллектуальной викторине по сказкам Самуила Маршака, в которой ребятам загадывали загадки по названиям сказки или о герое сказки.
Экскурсии в ООО «Шадринское», где ребятам показали технику, которая работает на поле, рассказали о предназначении и правильном названии техники, например: БДТ - борона дисковая тракторная, ПКСУ – прицепной комбайн сено уборочный, КССУ – комбайн самоходный сеноуборочный.
Диагностика по речевому развитию детей в конце учебного года показала, что речь детей начала развиваться успешнее. У детей накопился значительный запас слов. Речь обогатилась синонимами и антонимами. Возросла речевая активность детей. Ребята активно и свободно общаются с взрослыми и сверстниками, проявляют инициативу в общении, вступают в беседу; свободно и выразительно излагают свои мысли, чувства, впечатления.
На основании собственного опыта использования игровой деятельности, как средства развития речи детей, я сделала вывод о том, что правильно подобранная игра создает условия для обогащения словарного запаса детей и развития речи, включая дошкольников в образовательную деятельность и речевую активность. Время не стоит на месте, и я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду дальше продолжать работу по речевому развитию детей при помощи игровой деятельности.
Литература:
1. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1980.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение. 1981.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
4. Удальцова Е. Н. Дидактические игры в воспитании и обучении детей. г. Минск, 1976.
5. Бочкарева О. Н. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Волгоград, 2008.
6. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы» «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014.
7. Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. Обучение дошкольников грамоте. Школа – пресс, 1998.
8. Затулина Г. Я. «Развитие речи дошкольников. Подготовительная группа». Центр педагогического образования, 2016.
9. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Серия «Ступеньки к школе». ООО «Дрофа», 2002.