татьяна лебедева
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков.
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад и школа, которым сообществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека, гражданина.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач. У людей изменилось отношение к родине, а без любви и уважения ее истории невозможно воспитание гражданина и патриота своей страны. Дошкольные образовательные учреждения. являясь начальным звеном системы образования,призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать всё возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения родной страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Но никакие знания воспитателя не дадут нужного эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя.
В работе мы используем разнообразные методы и приёмы патриотического воспитания с учётом психологических особенностей дошкольников. Педагоги нашего ДОУ стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному краю – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы :
• Обустройство патриотических уголков ДОУ;
• Организация тематических мероприятий (праздники,утренники, соревнования,конкурсы, выставки);
• Проведение тематических занятий –рассуждений на тему любви к Родине, чтение произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач, Прослушивание аудиозаписей (гимн страны,патриотические песни о Родине);
• Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные,сказки,песни, потешки,заклички);
• Ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
• Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;
• Прогулки, экскурсии, в том числе и виртуальные, наблюдения, объяснения, акции, флешмобы, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно – патриотического воспитания дошкольников нами был составлен план поэтапной работы :
• Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами;
• Анкетирование воспитателей по теме «Готовность к работе по патриотическому воспитанию» на предмет выяснения их знаний культурно – исторического наследия нашего города, края, владения вопросами методики приобщения детей к истокам национальной региональной культуры;
• Анкетирование родителей по теме «патриотическое воспитание в семье»;
• Работа с педагогами по проблеме нравственно – патриотического воспитания;
• Мероприятия, проводимые с детьми по патриотическому воспитанию;
• Тематическая проверка работы педагогов;
• Обобщение опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время разработаны программы и пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей : В. Н. Вишневская «Свет Руси», Г. Н. Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности», ЕЮ. Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ», М. Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М. Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Г. А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина», Л. О. Тимовеева «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края», В. Н. Матова «Краеведение в детском саду». Многовариантность решения проблемы будет зависеть от направленности работы ДОУ, выбора той или иной программы или технологии, от профессионализма педагогов.
Интеграция происходит по нескольким направлениям.
1. Социальный мир: систематизация, углубление и усвоение детьми вечных ценностей: сочувствия, сострадания, правдолюбия, милосердия, в стремлении его к добру и неприятию зла; формирование интереса к различным формам познания мира (моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность).
2. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи; совершенствование грамматической структуры речи.
3. Продуктивная деятельность: реализация впечатления, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, в инсценировках, в играх-драматизациях; реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности. Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. Специально организованная система образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их приобретения, к себе, как субъекту деятельности.
Приступая к работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо опираться на:
содержание программы «От рождения до школы», где определен эмоционально-практический путь познания, где малыш с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, где он стремится к активной деятельности; учёт возрастных, индивидуальных и психологических особенностей;положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослым и ребёнком; постоянную смену видов деятельности, методов и приёмов работы, форм организации; обязательное использование наглядности.
ИГРА В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты.
Игры - драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров: кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры экранной чертой проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей. Дети старшей подготовительной группы всегда демонстрируют свои “артистические” способности малышам. Все получают удовольствие, радость от общения. Театр - синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребенка, лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что она связана с игрой. Участвуя в театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают свое доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру.
Через занятия театра мы пробуждаем у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, ритмопластику, стремимся сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряженность, неуверенность.
ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги - словом, обеспечивает эмоционально - психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетенные в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству народов России, желание продолжать знакомство с ним.
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель.
Формирование духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи.
Нравственное воспитание.
Самое существенное в воспитании нравственных чувств - это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
Физическое воспитание. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).
Трудовое воспитание. Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к своей работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Формирование бережного отношения к природе.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. В нашем саду работа проводится по следующим темам: «Мой родной край», «Защитники Родины», «Наша Родина - Россия», «Духовные ценности русского народа», «Изучение государственной символики Московской области, России».
Используемые методы работы :
• Целевые прогулки и экскурсии, в том числе виртуальные.
• Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т. д.).
• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
• Беседы о родном городе.
• Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
• Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
• Обогащение и стимулирование детского творчества.
• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
• Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Педагоги ДОУ знакомят детей с народными праздниками и обрядами - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев.
По теме «Наша Родина - Россия» педагоги старших и подготовительных к школе групп провели цикл познавательных виртуальных экскурсий и бесед «Путешествие в историю», с целью поддержания интереса к жизни наших предков, обогащения их знаниями об исторических событиях и конкретных личностях: «Город чудный, город древний», «Москва златоглавая», «Русь - защитница», «Полководцы и герои», «Русские богатыри».
Педагоги ДОУ, как уже говорилось, знакомят детей с государственной символикой Российского государства и Московской области, закрепляют представления о гербе родного города и других городов области, страны, рассказывают об истории родного города.
Работа с родителями
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.
Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Ежемесячно родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазеты.
Для родителей были проведены консультации на темы: “Праздник в дом пришел”, “Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения”, “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки”, “Формирование гражданско- патриотической позиции детей дошкольного возраста”. Привлекаем родителей к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции патриотических уголков в группах и мини – музеев.
В нашем детском саду открыт Музей быт русской избы «Горница» - это обучающая и развивающая среда, которая дает неплохие результаты в патриотическом воспитании дошкольника - будущего гражданина. Под музейной работой мы понимаем не только организацию экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их воспоминания, проведение досугов и праздников. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, края, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого
Самое пристальное внимание уделяется народному фольклору: сценкам по русским сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам. Были организованы встречи с сотрудниками городского историко – краеведческого музея.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.