Арина Ласковас
Обобщение педагогического опыта «Образ тряпичной куклы, как средство познания народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
I.Введение
В настоящее время наше общество возвращается к старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству. Мы ощущаем возрождение интереса к народной культуре. Одним из интереснейших фольклорных направлений является тряпичная кукла, так как она является неотъемлемой частью народной культуры. Что может вызвать у детей-дошкольников наиболее сильный интерес? Что им понятно и близко? Конечно кукла!
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Образ тряпичной куклы, как средство познания народной культуры“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Её история прослеживается со времён египетских пирамид до наших дней. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, куклы сохраняют в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В том главная ценность традиционной народной куклы. Вот почему в настоящее время актуальным становится введение дошкольников в «мир народной куклы», её историю, технологию изготовления, ознакомление с традициями и обычаями, связанными с ней. Можно много рассказывать, убеждать детей, педагогов, родителей о культурном значении куклы в истории человечества, но мы поставили перед собой другую цель:
формировать интерес участников образовательного процесса к истокам народной культуры в ходе приобщения их к чарующему миру народной тряпичной куклы.
Перед нами стояли задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения куклы.
2. Сформировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной тряпичной куклы (русской, коми)
3. Создать условия для творческого самовыражения детей и воспитывающих взрослых через совместное изготовление тряпичных кукол.
4. Формировать интерес, уважение к истокам народного творчества.
Новизна данного опыта заключается в том, что дети, получая знания о народных традициях, обычаях были непосредственными участниками изготовления главного атрибута – тряпичной куклы.
II.Основная часть
В педагогической практике практически отсутствует материал по проблеме ознакомления детей с историей кукол и связанных с народными куклами традициями, обычаями. Из истории мы знаем, что в 20-х годах прошлого века, в Советском Союзе куклы некоторое время вообще были запрещены. Куклы были объявлены «буржуазным пережитком», а уж народная кукла, тесно связанная с традициями – и подавно..
А разве можно культуру России представить без народного искусства (а тряпичная кукла – настоящее народное искусство, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории?
Зачастую представления выпускников детского сада о культуре, традициях нашего народа поверхностны и отрывисты. Не всегда наши воспитанники имеют возможность посещать выставки народного творчества, быть участниками традиционных народных праздников. Да и сами взрослые имеют недостаточное представление об обрядах и традициях русского и коми народа. Кроме того в современной жизни практически отсутствуют образцы народных кукол, крайне недостаточно и методического материала по данной теме. Возникшие противоречия: необходимость ознакомления детей с обычаями, традициями и обрядами наших предков, а с другой - отсутствие разработанной современной модели работы по ознакомлению с народной куклой, низкий уровень заинтересованности родителей с детьми и педагогами по данной теме, привели нас к выбору темы проекта – «Народная кукла»
III.Практическая часть
Целью нашего проекта стало формирование представления участников образовательного процесса (детей, воспитывающих взрослых) о народной кукле.
Первым шагом работы над проектом было составление плана работы, направления деятельности и оценка различных видов источников информации для проекта, сроки. (Приложение 1)
В ходе второго этапа (организационного) был поиск и систематизация информации об истории народной куклы (русской и коми). Проведено родительское собрание «Народная кукла в играх современных детей» Осуществлялось пополнении предметно-развивающей среды: родителями, совместно с детьми были собраны альбомы, схемы изготовления кукол, подготовлен материал фотовыставки «В мире кукол», подготовлен ряд презентаций об истории и разновидностях тряпичных кукол.
III этап стал творческим и самым продолжительным. В ходе данного этапа шло изучение и изготовление различных видов кукол. В ходе показа презентации «Как появилась кукла» дети начали знакомство с историей возникновения народных кукол, с тремя основными группами кукол (игровая, обрядовая, обереговая). Совместно с родителями была организована мини-выставка игровых народных кукол. Продолжая знакомство народной тряпичной куклой, с детьми проводилось рисование - “Кукла моей мечты», «Укрась одежду коми орнаментом», конструирование принадлежностей быта для обыгрывания. Дети практиковались в составление творческих рассказов “Моя любимая игрушка”. Знакомясь с народной тряпичной куклой, мы подошли к знакомству с куклой народа коми – Акань, традициями, связанными с ней.
Дети, родители познакомились с техникой изготовления куклы Кубышки-травницы, куклой Берегиней, куклой Благополучие, Колокольчик, куклой –Неразлучники, Зерновушкой –Крупеничкой, Десятиручкой, куклой –Матушкой. Одновременно с изготовлением шло знакомство детей с применением тряпичных кукол в обрядах. Дети узнали, что такое кукла – оберег, познакомились с основными требованиями к изготовлению мотанок.
Также проводилась непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с куклами-оберегами народа коми. На данном этапе дети знакомились с художественной литературой, посвящённой куклам.
IV.Заключение
В результате работы над проектом дети познакомились с историей возникновения народной куклы, с историей названия и предназначением русских и коми крестьянских кукол, с народными традициями. Дети научились с помощью схем и рисунков изготовлять кукол, проявляя своё творчество. Пополнилась развивающая среда группы, создан уголок народной куклы. Дети, родители проявляли необычайный интерес к теме народной куклы, принимали участие в конкурсах и выставках, посвящённых тряпичным куклам.
Данный опыт работы могут применить педагоги, работающие с детьми 6-8 лет. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме, создать мини-программу по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной куклой.
Подводя итог всей нашей работы, можно отметить, что на народную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа. Они напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками.
Литература
1. Дайн Г. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007
2. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. -СПб. «Паритет»,2005.
3. Цыгвинская О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. –СП б. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2013.
Использование ресурсов интернет:
http://www.karakyli.ru/2014/04/25/pelenashka-tryapichnaya-kukla
http://happypoups.narod.ru/chtivo.html
Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.
Паспорт проекта
Наименование проекта «Народная кукла»
Тип проекта Творческий, исследовательский, долгосрочный
Цель Формировать представление о народной кукле.
Задачи 1. Познакомить с историей возникновения народной куклы, её видами, назначении.
2. Расширять представления о народных традициях, обрядах.
3. Учить изготовлять тряпичных кукол.
4. Воспитывать интерес к народной кукле, бережное отношение к народной культуре.
5. Развивать творческие способности детей.
Участники Дети 6-7 лет, педагоги, родители.
Прогнозируемый результат 1. Повышение интереса к народной кукле, народным традициям.
2. Расширятся знания детей, родителей об истории, видах народной куклы.
3. Проявится творческое взаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.
4. Сформируются навыки изготовления народной куклы.
5. Обогатится развивающая среда группы.
Сроки реализации Сентябрь- декабрь 2016 г.
Этапы I – подготовительный: определение направления работы,сроков реализации этапов проекта, изучение источников информации. Информирование родителей о начале деятельности по проекту.
II - организационный: систематизация имеющегося материала (информационного, наглядного), проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей», выставка кукол, сбор информации родителями, изготовление альбомов о народной кукле, подбор различной ткани для изготовления кукол, создание рисунков-схем для изготовления тряпичных кукол,беседа с детьми «Куклы разных народов», «История народной куклы», «Народная кукла коми – Акань», презентация «Куклы мира», «Русская народная кукла», чтение потешек, сказок, стихов о кукле, составление творческих рассказов «Кукла моей мечты»,рассматривание элементов русского и коми национального костюма, оформление фотовыставка «Народная кукла»
III – творческий: консультация для родителей «Создаём народную куклу» по схеме». Занятие на тему «Куклы-обереги народа коми», изготовление куклы Пеленашки, беседа о празднике «Крещение», изготовление куклы «Крестец», изготовление куклы «Кувадка», изготовление нитяной куклы «Мартиничка». Рассказ о девичьих посиделках, масленичной неделе и обрядах, связанных с куклами Организация конкурса совместного творчества детей и родителей «Тряпичная кукла».
Итоговое мероприятие Выставка тряпичных кукол
Результат 1. Дети, родители познакомились с историей народной куклы.
2. Дети могут рассказать народной русской и коми кукле и обрядах, связанных с ней, знают название кукол.
3. Дети овладели технологией изготовления тряпичной куклы.
4. Дети и родители проявляли интерес к теме проекта, охотно воспринимали информацию.
5. Обогатилась развивающая среда группы.