Татьяна Леонтьева
Создание мини-музея в группе дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №233 «Березка»
Создание мини- музеев
в группах дошкольного возраста
Подготовила
воспитатель Леонтьева Т. Н.
г. Ульяновск
Мини- музей в детском саду - особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении. Причины создания мини- музеев первоначально заключались в том, что многие дошкольные учреждения располагаются вдали от «настоящих» музеев. Несомненно, экскурсии в музее, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомить ребенка.
Публикация «Создание мини-музея в группе дошкольного возраста» размещена в разделах
«Для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку»
Е. И Тихеева
В этом случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное- мини- музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой.
Принципы создания мини- музея
Несмотря на разнообразие мини- музеев, можно выделить ряд принципов, которые следует учитывать при организации этих элементов развивающей среды.
Принцип интеграции
Музей- это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, связанные между собой. Содержание мини- музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п. Кроме того, мини- музей способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.
Принцип деятельности и интерактивности
При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини- музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини- музее. Например, в музее кукол можно делать кукол из предложенного материала, в музее природы- поделки из природного материала и т. д.
Необходимо выделить уголок для самостоятельной деятельности ребенка: в мини- музее воздуха- провести опыты, поиграть со свистульками; в мини- музее хлеба- слепить изделия из теста и т. п.
Принцип научности
Экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне. Однако стремление к избыточной научности, слабая адаптация материалов к уровню развития дошкольника делают мини- музеи неинтересными для ребенка.
Принцип природосообразности
При организации мини- музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип культуросообразности
Мини- музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, культуре, к другим людям и себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
Принцип гуманизации
Мини- музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности, и на индивидуально- ориентированный подход в образовании. Реализация принципа гуманизации требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок- педагог» и переходы на диалоговую форму обучения.
Принцип динамичности и вариативности
Мини- музей детского сада периодически меняется- по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т. д. Если мини- музей расположен в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностях дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие добавлять в экспозицию.
Принцип разнообразия
Независимо от темы мини- музея его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т. п. Экспонаты мини- музея отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип экологичности
В экспозиции преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. Может использоваться бросовый, но чистый материал. Все природные материалы необходимо собирать в экологически чистых местах.
Принцип безопасности
Оформление мини- музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини- музея. Сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т. п. Необходимо помнить, что сухие травы и некоторые другие образцы могут вызвать у детей аллергические заболевания.
Принцип глобализм и регионализма
Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой. Например, в музее кукол могут быть собраны куклы разных народов и тех народов, которые проживают в данной области. Такой поход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой- способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.
Принцип креативности
Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини- музея, в поддержке творчества детей и взрослых.
Принцип непрерывности
Мини- музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой образовательной и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику образовательной деятельности, экскурсий, прогулок, праздников и т. п.
Принцип партнерства
Мини- музей является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан с реализацией прав ребенка, дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.
Цели и задачи мини- музея
Музейная педагогика в условиях детского сада:
-позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные
программы;
- является действенным модулем развивающей предметно- пространственной
среды; средством индивидуализации образовательной деятельности;
- способствует воспитанию у дошкольников музейной культуры; расширяет
их кругозор;
- помогает наладить сотрудничество педагогов с родителями и представителями
социума за пределами детского сада.
Этапы создания мини- музея
Создание мини- музея может стать отдельным проектом детей, родителей, воспитателей. Удобно разбит организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.
Подготовительный этап
Главные задачи подготовительного этапа- выбор темы мини- музея (совместно с детьми и родителями, определение путей создания системы мини- музея, подготовка к участию в проекте педагогов, детей, родителей
Выбор темы
Возможны несколько путей определения темы:
а) Создание мини- музея планируется заранее. В этом случае, как правило, преобладает мнение педагогов.
б) Тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом.
в) Тема определяется спонтанно. В этом случае большую роль играет инициатива ребенка. Например, дети приносят из дома фотографии своих домашних животных, рассказывают о них, после чего в группе появляется мини- музей домашних животных.
Сбор информации
После определения тематики педагоги обсуждают с детьми и родителями варианты оформления и пути сбора экспонатов. Можно составит перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, а также материалы для уголков самостоятельной деятельности.
Выбор места для мини- музея
1. Групповое помещение
Этот вариант предоставлять возможность выставлять материал постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми, проводить самостоятельные исследования. Однако расположение мини- музея в группах имеет и свои минусы. Во- первых, постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Во- вторых, удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по поводу музейных тем.
2. «Раздевалка» (приемная)
Вариант размещения мини- музея в приемной имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки- те же.
3. Территория
На территории детского сада можно расположить музеи под открытым небом.
Например, национальная изба, ферма (фигурки животных, ветряная или водяная мельница, музей сказок с различными фигурками сказочных персонажей и предметов. В музее под открытым небом проводятся осенние выставки овощей, летние выставки цветочных композиций, знакомство с лекарственными растениями и т. п.
Работа с детьми и родителями
На подготовительном этапе проводится работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи. Дети и родители готовят небольшие сообщения о тех музеях, которые они посещали.
Практический этап
Главная задача второго этапа- совместная (педагоги, дети. родители) реализация идей первого этапа.
Оформление мини- музея
Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогают стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы, размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев. Если для музея отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два- три небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами (спираль, гирлянда) и т. п.
Название мини- музея
Название должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание. Так, буквы в названии «Мини- музей песка» могут быть сделаны из песка, приклеенного основе, фольклорный мини- музей украсит название, выполненное в народном стиле.
Дополнительная информация
В мини музее вывешиваются схемы экспозиции, карты путешествий по ней, рисунки, знаки, отражающие нормы поведения. Для поддержания интереса детей к экспозиции в разных местах мини- музея могут периодически появляться различные «секретики»- задания, необычные экспонаты, сюрпризы. Задания для детей и родителей можно размещать в разных местах. Например, в музее «Волшебная вода» загадки об экспонатах можно написать на бумажных снежинках и капельках и др.
Работа с детьми
В работе с детьми применяются как традиционные, так и инновационные технологии. Так традиционная форма- беседа, рассказ- нередко сопровождаются использованием мультимедийных средств. Важно помнить о некоторой специфике работы на базе мини- музеев.
1. Длительное стояние детей на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
2. Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые «беседы- пятиминутки».
Игры для мини музея
Поскольку ведущей деятельностью дошкольников является игра, в каждом мини –музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики музея (сюжетно- ролевые, игры- драматизации, дидактические) и т. п. Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах.
«Универсальные» игры, которые можно использовать при работе в любом мини- музее :
• Лото
• Бродилки
• Солнышко
• Ящик ощущений
• Четвертый – лишний
• Найди пять отличий
• Разрезные картинки
• Угадай, что в мешочке
• Лабиринт
• Чья тень? (узнай по силуэту) и др.
Заключительный, обобщающий этап
Проводится торжественное «официальное» открытие мини- музея с приглашением родителей, детей других групп.
Разрабатываются и проводятся экскурсии со взрослыми для детей, детьми для детей и детьми для взрослых, организуются праздники, спектакли, дни музеев, выставки рисунков, поделок. Особое внимание следует обратить на разработку оригинальных экскурсий, экскурсий- путешествий (во времени, в лес, по земному шару).
Среди педагогов проводится конкурс на лучший мини- музей. Можно приурочить проведение конкурса к Международному дню музеев- 18 мая.
Критерии оценки:
• Место расположение музея, его сочетание с интерьером
• Оформление (с эстетической точки зрения)
• Соответствие содержания названию
• Оценка экспонатов:
o Целесообразность
o Качество
o Разнообразие
o Соответствие возрасту детей
• Оригинальность оформления
• Визитка музея
• Участие родителей в создании музея
• Участие детей в создании музея