Любовь Нестерова
Обобщение опыта работы старшего воспитателя Нестеровой Л. Ю. По теме: «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочется начать свое выступление со слов Серафима Роуза: «Опасная и роковая вещь- лишать ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.»
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.
Публикация «Обобщение опыта работы старшего воспитателя Нестеровой Л, Ю, По теме: „Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
Одним из направлений детского сада является духовно-нравственное воспитание детей. Мною была разработана парциальная программа по духовно-нравственному воспитанию, которую я реализую на кружковых занятиях с детьми 5,6,7 летнего возраста. Кружок называется «Наши истоки».
При разработке концепции программы я опиралась на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированного Ш. А. Амонашвили: «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли, мечтания – чувства прекрасного, стремления к самопознанию, чувства доброты и сострадания, радости и восхищения.»
Поэтому главной целью программы является создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, и воспитания готовности следовать им.
По своей направленности программа является светской. В соответствии со ст. 14 Закона Р. Ф. «Об Образовании она включает требования интеграции личности, как в мировую, так и в национальную культуру.
Программа построена в соответствии с личностно-ориентированны подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения программа предполагает использование богатого опыта русского православия.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:
-формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;
-возражать православные народные традиции;
-знакомить с историей православия;
-помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;
-знакомить с достоянием предков, которое поможет вырасти личностями, сознающими свою сопричастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа;
-повышать познавательную активность;
-воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно отвоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемо частью души ребёнка, началом порождающем личность.
Я включила в программу следующие разделы:
1. Использование всех видов фольклора: сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки.
Потому что в устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Особые задачи при знакомстве с русской литературой – воспитание эстетического вкуса и любви к русской речи.
2. Знакомство детей с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда.
Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа
3. Такое же воспитательное значение имеет знакомство детей с русским народным костюмом, его характерными особенностями, необычайным колоритом, который за частую приравнивается с произведением искусства;
4. Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью, тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством.
5. Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают праздники, часы развлечения, народные традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными наблюдениями, поведением птиц, животных, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём его многообразии. Это такие народные праздники. Как: «Сытник», «Город мастеров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Жаворонки», «Вербное воскресенье», «Троица» и другие.
6. Использование русских народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык.
7. Знакомство детей с притчами, главами книги «Детская библия» несёт в себе духовное начало. (И не случайно кружковые занятия называются духовно – нравственными.) Христианские заповеди: не убий, люби ближнего своего, не лги, неси добро людям не наносит вреда, в них основы нравственности.
Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний чувств. И побудило меня к составлению данной программы по духовно – нравственному воспитанию.
Программа представляет собой интегрированный курс, который обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей : формированием экологического мышления, краеведения, основами логического мышления, культуры межличностных отношений, художественно- эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.
1. Блок.
«В гостях у природы» (экологическое)
Приметы, пословицы, поговорки.
2. Блок.
«История древней Руси» (патриотическое воспитание)
Культура, обычаи и традиции русского народа.
3. Блок.
«Знакомство с православной литературой»
Легенды, библейские рассказы, притчи, были и т. д.
Для реализации программы я использую методы: наглядные, словесные, практические.
Наглядные методы использую во время:
• Чтения рассказов
• Экскурсий в музеи
• Наблюдений
• Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов
• Экскурсий
Словесные методы в процессе:
• Чтения литературных произведений
• Чтения стихотворений детьми, воспитателем
• Бесед, обобщающих рассказов
• Загадывание загадок
• Рассматривание наглядного материала
• Разбора житейских ситуаций
• Проведение викторин, досугов
Практический метод использую при:
• Организации продуктивной деятельности (лепка, роспись народных игрушек)
• Изготовление пособий для занятий, праздников, сувениров для родителей
Использую следующие формы работы с детьми :
• Кружковые занятия, беседы, обыгрывание ситуаций духовно – нравственного содержания
• Все виды художественно творческой деятельности детей
• Проведение совместных праздников
• Экскурсий, целевых прогулок
• Организация выставок
• Творческие вечера
Таким образом в программе прослеживается несколько направлений:
1. Духовно – образовательное (занятия, беседы)
2. Воспитательно–оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, прогулки)
3. Культурно-познавательное (встречи, экскурсии, концерты)
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)
Особое внимание уделяю работе с родителями :
Апробированы следующие формы работы с родителями :
• Родительские собрания на духовно-нравственные темы
• Лектории
• Открытые показы воспитательно-образовательного процесса
• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)
• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье
• Индивидуальные консультации
• Наглядные виды работы : информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы
• Индивидуальная работа с детьми
• Совместные праздники
Работая по программе «Духовно-нравственное воспитание», мы убедились, что она формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и свое совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
В настоящее время я продолжаю разрабатывать наглядные пособия, приобретать литературу.
В своей работе, кроме накопленной литературы, я использую программу «Наследие» (Е. Соловьёвой) – журнал «Дошкольное воспитание»№ №11,12 –97год., №1,2,3,-98год. И программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева и Маканева. Они дополняют и обогащают мою программу прежде всего практическим материалом и отвечают идейной направленности.
Чтобы программа выполнялась я создала предметно-развивающую среду: в методическом кабинете создан уголок народного творчества, где собраны образцы народно-прикладного искусства, разные виды росписи, глиняные, деревянные игрушки, куклы в русских народных костюмах. Вот уже 5 лет существует музей «Русская изба». Музей способствует гражданско-патриотическому воспитанию детей. Экспонаты музея (вышивки, кружева, предметы быта) помогают преумножать всё без исключения: сотрудники д/с, родители.
Все занятия с детьми проходят в музее – на деревянных лавочках. Дети погружаются в мир далёкой старины и лучше понимают и чувствуют то, о чём я им говорю.
Провожу диагностику усвоения детьми знаний о истории и культуре русского народа
Главный результат, на который весь наш коллектив надеется, заключается в усвоении ребё нком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Обобщала опыт работы :
• На базе д/с «Сказка», на районном семинаре по теме : «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиции русского народа» в 2011г.
• Выступала на метод объединении работников дополнительного образования о работе кружка «Наша истоки» на базе д/с «Алёнушка»
• Защитила выпускную работу в Саратовском региональном центре Федерации Интернет Образования по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиции русского народа» в 2012г.
Хочется добавить, что духовно-нравственное воспитание требует гибкого, тонкого подхода. И закончу своё выступление словами Н. И. Пирогова:
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира.
Результатом понимания должно стать поведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды».