Литвинова
Обобщение опыта работы на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через фольклор»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ – Кокоревский детский сад «Родничок»
Описание опыта работы по теме ««Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор».
Введение
Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и передавать из поколения в поколения.
Публикация «Обобщение опыта работы на тему „Приобщение детей к истокам русской народной культуры через фольклор“» размещена в разделах
Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно дошкольное детство является тем периодом, в который начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.
Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность, духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания.
Именно через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, знакомясь с традициями и обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о национальной культуре. Участвуя в народных праздниках, соблюдая народные традиции, дети учатся уважать и любить свое прошлое, любить свою Родину. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется мною как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например, на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения используя потешки, также, когда просыпаемся и умываемся и в других режимных моментах.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Цель: Прививать и воспитывать у детей любовь к истокам и традициям русского народа, его обрядам и праздникам через разнообразные формы народного фольклора.
Задачи:
-Приобщать детей к изучению традиций и обрядов русского народа через устный фольклор, праздники и развлечения, игровую и театрализованную деятельность.
- Формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого, чувство соприкосновения с ним.
- Расширять и углублять знания о родном крае, родной стране, родной природе, развивать кругозор детей, обогащать их словарный запас.
- Создавать благоприятный психологический климат в группе, способствовать сплочению детского коллектива.
Методологические подходы в организации работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры :
• комплексный, позволяющий в практике приобщения детей к истокам народной культуры решать задачи разных разделов воспитания: художественно-эстетического, познавательно-речевого, экологического, нравственного, трудового и др. ;
• личностно-ориентированный, предполагающий учет возрастных
и индивидуальных особенностей детей в соответствии с
поставленными целями и задачами, что дает им возможность проявить
свою активность и индивидуальность;
• деятельностный, позволяющий ребенку применять полученную информацию в различных видах деятельности: коммуникативной, игровой, музыкальной, познавательной, экспериментальной, двигательной и т.
Основные принципы работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры :
• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
• принцип наглядности и занимательности – используемый материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
• принцип последовательности - содержание сведений, предлагаемых дошкольникам должны преподноситься последовательно;
• принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности.
• принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Значение приобщения детей к истокам русской народной культуры :
• формирование положительного отношения к окружающему миру;
• формирование положительных эмоций;
• развитие речи, обогащение словаря, внимания, мышления;
• формирование эстетических представлений;
• развитие первоначальных представлений о добре - зле,
хорошем - плохом;
• развитие музыкально-ритмических способностей.
Основные формы и направления педагогической работы :
• Широкое использование устного фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п).
• Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
• Театрализованная деятельность.
• Знакомство с русскими народными играми.
• Знакомство с историей и природой России и родного края.
Используя фольклор при приобщении дошкольников к русской народной культуре я планировала добиться следующих результатов:
использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства; осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи); знание истории русского народного костюма, головных уборов; использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности; бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые я стараюсь реализовать в полной мере на занятиях, вне занятий, праздниках, развлечениях. Мной был разработан цикл занятий, игр и досуговых развлечений в каждой разновозрастной группе, также разработана картотека народных игр, для детей по возрастам, целью которых является приобщение детей к народной культуре,
Описание методики реализации опыта работы по данной теме :
Преподнесение материала идет поэтапно.
На первом этапе дети младшего возраста знакомятся с малыми
формами устного народного фольклора (колыбельные песенки, потешки, приговорки, прибаутки.) В результате дети постепенно включаются в процесс знакомства с народным фольклором.
На втором этапе дети среднего возраста продолжают знакомиться с устным народным фольклором, дополняя и углубляя свои знания народными сказками, загадками, небылицами. Для расширения представления детей о русской народной культуре. начинаю знакомить детей с русским народным костюмом, с народными бытом, с русской народной кухней, Дети знакомятся с различными видами театрализованной деятельности, народными играми, сезонными праздниками и развлечениями.
На третьем этапе дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в народных сезонных и обрядовых праздниках, продолжают знакомиться с обычаями и традициями русского народа, историей родного края, родной страны, народными играми. Активно участвуют в театрализованной деятельности.
Основные направления работы :
1. Создание условий. В группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок : «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет».
2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают мне «разговорить» детей. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее: Баю, баю, баю, бай! Мы проснулись, потянулись, Вместе солнцу улыбнулись. Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам.
Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагала такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовала фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т. к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т. д.) Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесла «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?» Так на протяжении младшего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре. Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества. Уже с младшего возраста я приучаю детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорю словами потешки: «Ай, дуду, дуду, дуду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, позолоченная».
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у бабушки Арины», «Русские потешки» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам. Для решения всех поставленных задач детей мною подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры. Также разработан цикл занятий на основе использования фольклора.
Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире. В младшем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель, домашней утвари, посуде (горшок, самовар, игрушках (матрёшка, лошадка, кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой).
В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники, отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.
Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.
Предметно-развивающая среда:
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в группе создан «Уголок ряженья». Также есть: альбомы: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Загадки» и др. Раскраски: «Матрёшки», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами росписи, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке есть игрушки: филимоновские, дымковские, матрёшки, игры, куклы, сделанные детьми на занятиях «Крестьянская игрушка». Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Только предметы, сделанные своими руками и руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.
Работа с родителями :
На родительских собраниях семьи обмениваются своим опытом по развитию речи дома, раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен, привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.). Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.
В работе с родителями я использую разные формы деятельности:
1. Систематическое проведение консультаций, индивидуальных бесед, совместных праздников, посиделок, выставок, конкурсов, экскурсий, викторин, консультаций - целью которых являются изучение данной проблемы и установление между воспитателем и родителями делового сотрудничества;
2. Использование наглядно – информационных форм работы.
3. Привлечение родителей к сбору предметов русского народного быта,
для пополнения «Уголка ряженья» в группе, а в дальнейшем мини музея «Русский народный уголок».
4. Совместное создание народных костюмов.
Взаимодействие с семьёй проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.
Работа с воспитателями :
Веду работу в тесной взаимосвязи с воспитателями. Мною разработаны и проведены следующие мероприятия:
Консультации:
«Устное народное творчество в воспитании дошкольников»,
«Воспитательное значение устного народного творчества»,
Открытое занятие: «В гости к бабушке Аринушке».
Мастер -класс «Изготовление атрибутов к потешкам»
ВЫВОД: Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе русского народного фольклора, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно- патриотических и духовно-нравственных качеств. Высокая эмоциональная насыщенность, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в работе по формированию у детей представлений о русской народной культуре. У большинства воспитанников выработался устойчивый интерес к знаниям о русской народной культуре, к выбору анимационных фильмов, к чтению русских народных сказок, былин. Дети испытывают чувство гордости за свой народ, свою страну, за понимание того, что без русской народной культуры невозможно было бы представить мировую цивилизацию.
Приложение
1. Видео – ООД по о. о. Речевое развитие в 1 младшей группе:
https://5624.maam.ru/maps/events/58591.html
2. Конспект физкультурного досуга с использованием фольклора для детей 1 младшей группы : «Мы весёлые цыплята»
Цель:
Доставить детям радость при встрече с любимыми персонажами.
Задачи:
Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения используя фольклорные произведения;
Формировать умение выполнять ходьбу и бег; не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.
Развивать движения в разнообразных формах двигательной активности.
Воспитывать желание заниматься физическими упражнениям, доброе отношение к «братьям нашим меньшим».
Методические приемы: Вопросы к детям, сюрпризный момент, художественное слово, поощрения,
Предварительная работа : сшить костюмы цыплят, курочки; разучивание потешек, чтение произведения К. Чуковского «Цыпленок», В. Сутеева «Цыпленок и утенок».
Ход ООД:
Воспитатель:
Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады видеть вас! Разрешите представиться: «Я. Курочка - Хохлатка» и хочу вас познакомить со своими цыплятами.
(Воспитатель читает стихотворение.)
В: Курочка-пеструшка
В курятнике живёт,
Курочка-пеструшка
Яички несёт.
Тук-тук-тук! – уже стучат.
Вот они, цыплятки!
И без устали пищат
Желтые ребятки.
Вот они мои хорошие!
Здравствуйте, ребятки!
Здравствуйте, мои цыплятки!
Проходите скорее мои маленькие, пушистенькие, да какие вы у меня красивые! Пойдемте с мамой курочкой погуляем.
Зашагали ножки: топ-топ-топ!
Прямо по дорожке: топ-топ-топ!
(ходьба с ускорением «топающим шагом»)
А теперь пойдё м быстрей:
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ!
Ну, шагайте веселей:
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ!
(спокойная ходьба стайкой обычным шагом за воспитателем)
Зашагали ножки: топ-топ-топ!
Прямо по дорожке: топ-топ-топ!
А теперь остановитесь, мама- курочка ещё раз на вас посмотрит, все здесь, никто не потерялся? Не уходите далеко от мамочки (дети встают в круг).
Где же солнышко, давайте позовем. (дети зовут)
Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко!
Твои детки плачут, по камешкам скачут.
- Солнышко услышало и выглянуло.
Обрадовалась курочка и позвала к себе цыплят.
Нам лениться не годится,
Помните, цыплятки,
Даже птицы, даже звери
Делают зарядку (под музыку).
Хорошо, хорошо (качание головой)
Солнышко смеется.
А под солнышком нам всем
Весело живётся!
Покажите маме курочке и солнышку:
Где же ваши крылышки?
(руки в стороны 4 раза)
Где же ваши клювики?
(дети выполняют упражнения за воспитателем с наклоном 4 раза)
Где же ваши лапки?
(выставляют ногу на пятку 4 раза)
Как цыплята прячутся?
(присесть, руки положить на голову 4 раза)
Как цыплята радуются?
(подпрыгивание на месте 8 раз)
Вот как солнышко встаёт!
(Медленно поднимают руки вверх к солнышку 2 раза)
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет
(Медленно опускают руки)
Ниже, ниже, ниже.
Молодцы, хорошие цыплята!
А как поют цыплятки? (Пи-пи-пи). Да они есть хотят! А мама-курочка заботливая, она очень любит своих деток.
Вышла с детками курочка-мать
В огород погулять, зернышки поискать!
Чтобы зернышки найти,
Долго надо нам идти.
По дорожке мы пойдем,
Через кочки перейдем.
(Ходьба по прямой дорожке, ширина 20 см, длина 2 м., с перешагиванием через предметы, высота 10 см).
Проползем мы под забором и
Зайдем в широкий двор.
Там и зернышки найдем.
(подлезание под дугой, высота 30-40 см).
Цып-цып, мои цыплятки!
Цып-цып-цып, мои касатки!
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки!
Подвижная игра «Вышла курочка гулять» (под музыку)
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, жёлтые цыплятки!
(ходьба по кругу стайкой за воспитателем)
Ко–ко-ко! Ко–ко–ко! Не ходите далеко!
(останавливаются и грозят указательным пальцем)
Лапками гребите, зернышки ищите!
(сидя, гребут руками)
Съели толстого жука, дождевого червяка.
(присаживаются на корточки и стучат пальчиками по полу)
Выпили водицы, полное корытце!
(Поднимают и опускают голову)
Жёлтые цыплятки, славные ребятки.
Попьют цыплята, поклюют,
И врассыпную побегут.
Разбежались мои цыплята, кто куда.
(бег врассыпную)
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
Быстро к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло!
Опять пошли стайкой за мамой и снова разбежались.
(повторить 2 раза)
Мама – курочка обращает внимание цыплят, на то, что они вернулись в свой двор, но здесь их ждет гостья. Дети осматриваются и видят лису, сидящую на заборе.
К нам вдруг лисонька зашла, поиграть решила. Давай те же скорее с ней поиграем. Цыплята соглашаются.
П/И «Лисичка и цыплята»
Цыплята гуляют по всей площади зала со словами; «Раз веселые цыплятки во дворе гуляли» (ходьба с высоким поднимаем колена, руки на поясе, и веселые цыплятки лисичку увидали» - посмотрела на лисичку, остановились. Грозят лисице - «ты лисица убегай и цыпляток не пугай». Лиса спрыгивает с забора, и догоняет цыплят, цыплята убегают.
Весело поиграли, устали.
Молодцы, мои цыплятки!
Ловкие, умелые,
Дружные и смелые!
Я старалась, как могла,
Я яичко вам снесла!
Но не помню, вот беда!
Положила куд-куда?
Ну-ка, ну-ка, поищите,
Ну-ка, ну-ка, посмотрите!
Ой, посмотрите, а что это за лукошко там? Хотите посмотреть, что же там в лукошке? (Дети идут к лукошку).
В: Цыплята, посмотрите, в корзинке лежит яичко. Да оно не простое, а золотое. да ещё и волшебное! Давайте, посмотрим, что там внутри! Посмотрите, в яичке лежат вкусные конфетки! Молодцы мои цыплята, ловкие ребята, смелые, быстрые. Хорошо мы сегодня поиграли и всем гостям мы скажем до свидания!