Курочкина
Обобщение опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщенный педагогический опыт
воспитателя Курочкиной Светланы Николаевны
Тема опыта :
«Нравственное воспитание
детей дошкольного возраста посредством сказок
Оренбург, 2022г.
Содержание
Введение
1. Актуальность
2. Новизна
3. Содержание работы
4. Формы работы
5. Предполагаемые результаты
6. Диагностика
7. Результативность
8. Перспективы использования (адресная направленность)
Литература
Приложение
Публикация «Обобщение опыта работы» размещена в разделах
Актуальность
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка.
На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Я считаю, что благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей – это художественная литература.
Проблема сохранения интересов к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео - компьютерная) ослабила интерес к книге. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой, как сегодня. А для младших дошкольников именно сказка является первым художественным произведением в их жизни.
Новизна
Несмотря на многочисленные исследования по проблеме формирования нравственного поведения, многие аспекты данной проблемы не изучены, а в частности особенности формирования нравственных чувств и представлений у дошкольников в условиях ДОУ.
Это осложняет осмысление задач нравственного воспитания, осознание их значимости в личностном развитии детей дошкольного возраста.
Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой Образовательной программой дошкольного образования учреждения.
Изучение запросов родителей по отношению к воспитанию детей в дошкольном учреждении, показывает, что молодые родители и старшие в семьях осознают, как никогда раньше, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения. Важной задачей считаю "научить ребенка общаться с другими детьми", приобщить их к культуре поведения в социуме.
Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного и речевого развития, но и овладевшего нравственным сознанием. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу, что несформированность знаний об искусстве человеческих отношений, неадекватное поведение в различных ситуациях, незнание формул речевого этикета обуславливает низкий уровень проявления гуманных чувств у дошкольников.
В связи с этим необходима целостная система нравственного воспитания дошкольников.
Поэтому работа началась с :
- создания предметно-развивающей среды;
- диагностического этапа (то есть с выяснения того, знают ли дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «милосердие», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия);
- наблюдений за поведением детей в период общения (отношение воспитанников к ценностям окружающего мира, к сверстникам, к самому себе);
- анкетирования взрослых и бесед с ними.
Данную работу осуществляла по 3 направлениям:
- работа с детьми;
- работа с родителями воспитанников;
- работа с педагогами учреждения.
Ученые, которые исследовали сказки, показали, что она представляет собой сложный и важный для детского развития элемент культуры.
Народные сказки не только обогащают воображения ребенка, но и способствуют развитию творческой деятельности.
Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи. Вот и возникает вопрос, каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже в решенном виде.
Во- первых, я строю работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.
Во- вторых, в ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
Я считаю, что самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи. Мышление заработает, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибок.
В- третьих, решаем проблемы в сказках при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии (и детям, и взрослому) нужна опора. Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Так, с помощью сказки, я развиваю у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. А в жизни у нас часто встречаются противоречивые, проблемные ситуацию. И человек, у которого развиты логика, творчество, умение думать и решать задачу, всегда найдет ответ на, казалось бы, неразрешимую задачу.
Содержание работы
На протяжении 2 лет я осуществляла работу по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Для реализации поставленных цели и задач мною была изучена соответствующая педагогическая литература (Н. М. Яковлева «Использование фольклора в развитии дошкольника», Л. В. Рыжова «Метод работы по сказкам», О. Я. Шиян «Развитие творческого мышления», О. Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду» и др., проведен анализ базы информации в сети интернет, собран необходимый для работы материал.
Мною осуществлялась работа по 3 направлениям :
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с педагогами учреждения.
После четкой формулировки цели стало понятно, посредством чего будет осуществляться работа. За основу работы мною была взята сказка, но не в обычном понимании сказки, а с интерпретацией сказок на новый лад. Таким образом я предлагала детям при соотнесении «плохих» и «хороших» качеств тех или иных персонажей соотносить себя с данными персонажами и на собственном опыте учила делать правильные выводы.
Мною был составлен план работы на год «Развиваем сказкой», в который я включила образовательную деятельность, консультации, рекомендации и многое другое (план работы прилагается). В группе пополнена предметно-пространственная среда:
Создан уголок театрализации «В гостях у сказки».
1. Пальчиковый театр
2. Настольный театр
3. Теневой театр
4. Бибабо
5. Маски к русским народным сказкам.
Сшиты костюмы для персонажей сказок.
Дидактические игры: «Собери из частей эпизод из сказки», «Найди пару», «Какому герою принадлежит волшебный предмет», «Узнай героя по описанию», «Зашумлённые сказки».
Создана центр художественной литературы.
Мною было проведено анкетирование родителей на тему: «Роль сказки в воспитании вашего ребенка». Подготовлены рекомендации для родителей: «Читаем дома». Разработан и осуществлен проект по экологическому воспитанию дошкольников посредством нетрадиционных сказок «Вторая жизнь мусора». Подготовлена и представлена вниманию педагогов консультация «Сказка как средство нравственного воспитания детей». Подготовлена и проведена образовательная деятельность: «Проделки бабы Яги». Совместно с музыкальным руководителем подготовлен и проведен утренник «Волшебный праздник Новый год».
Работа по нравственному воспитанию осуществлялась в течении всего дня, в режимных моментах, на прогулках и в ходе ОД.
Формы работы
Формы работы с родителями : консультации, видео презентации, индивидуальные онлайн беседы, групповые беседы в мессенджерах сети интернет (WhatsApp, viber, размещение материалов в социальной сети инстаграм и во вконтакте, всеобучи, родительские собрания, активные консультации и т. д.
Формы работы с педагогами : консультации, публикации в социальной сети работников образования, выступления на педагогических советах, в качестве слушателя в онлайн конференциях по теме и т. д.
Основными формами работы с детьми стали : беседа, чтение художественной литературы.
Мною были использованы методы: пересказ, перевирания сказок, театрализованная деятельность, рассказывание сказок по ролям, этюды.
Также были использованы методы работы : группой, подгруппой и индивидуальный.
Трудности заключались в планировании системы организованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и в разработке критериев отслеживания результатов, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. В ходе работы был намечены предполагаемые результаты.
Предполагаемые результаты
В результате этой работы у детей разовьётся интерес и стремление к постоянному общению с книгой, появится умение осознавать и оценивать мотивы поступков героев, их переживания, мысли, чувства. Ребята активно будут проявлять себя в разных видах художественной деятельности: играх, театрализации, драматизации сказок.
У детей появятся представления о средствах выразительности, они смогут понять смысловое богатство слова. Дошкольники начнут использовать в речи многозначные слова, овладеют запасом грамматических средств. Усовершенствуется звукопроизношение, интонационная выразительность и связная речь, обогатится словарь детей.
Увеличится количество детей с высоким уровнем развития речи.
Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
Усовершенствуется: исполнительское умение в создании художественного образа, умение правильно оценивать свои и чужие поступки.
Расширятся представления об окружающем мире, о взаимосвязи в природе.
Диагностика
Показатели знаний и умений детей.
1. Умение внимательно слушать чтение литературных произведений.
2. Умение выделять поступки героев, давать элементарную оценку.
3. Умение различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в литературе.
4. Умение откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуации, слов, выражений.
5. Умение сопереживать героям.
6. Умение воспроизводить текст сказок при рассматривании иллюстраций.
7. Наличие потребности в чтении, самостоятельное добровольное обращение к книгам.
8. Применение нравственного урока из сказки на себя.
9. Умение аккуратно пользоваться книгой, бережно относиться, убирать на место
Оценка выполнения осуществляется по 5-ти бальной шкале.
1-2 балла – низкий уровень
3-4 балла – средний уровень
5 баллов – высокий уровень
Результативность
В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
2019 – 2020 учебный год. 20 детей.
В результате проведенной работы высокий уровень развития детей повысился до 20% (4 ребенка, средний – с 60% (12 детей) до 80% (16 детей).
2020 – 2021 учебный год. 18 детей
В результате проведенной работы высокий уровень развития детей повысился до 72% (13 детей, средний понизился с 72% до 28% (5 детей).
Перспективы использования (адресная направленность)
Материалы опыта будут интересны для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Опыт работы по нравственному воспитанию посредством художественной литературы детей дошкольного возраста может быть использован среди воспитателей города на методических объединениях, семинарах, родительских всеобучах.
Воспитатели могут использовать перспективное планирование на год «Развиваем сказкой» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Литература
1. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. «Конспекты комплексных занятий по сказкам».
2. Журнал «Воспитатель» № 12/2014г, № 5/2012г.
3. Т. А. Шорыгина. «Понятные сказки».
4. О. А. Шиян. «Развитие творческого мышления – работаем по сказкам».
5. Д. Н. Колдина. «Лепка и аппликация с детьми 6 -7 лет».
6. Лопатина А, Скребцова М. «Сказы матушки земли».
7. Т. А. Шорыгина «Литературные сказки».
8. Т. А. Шорыгина «Общительные сказки».
9. Т. А. Шорыгина «Безопасные сказки».
10. Т. А. Шорыгина «Познавательные сказки».
11. Т. А. Шорыгина «Мудрые сказки».
12. Т. А. Шорыгина «Эстетические сказки».
13. Т. А. Шорыгина «Добрые сказки».
14. Т. А. Шорыгина «Трудовые сказки».
15. Е. Синицына «Умные стихи».
16. И. Б. Кочанская «Полезные сказки».
17. Е. А. Алябьева «Эмоциональные сказки».
18. Л. Б. Фесюкова «От трех до семи», глава «Учим детей изображать».
19. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой».
20. Неизвестный автор «Сказки дедушки АУ».
21. Р. П. Комлева презентации «Путешествие по стране сказок».
22. Р. П. Комлева презентация «Моделирование сказки репка».
23. Использование интернет - ресурсов.
Приложение
Перспективный тематический план работы с детьми старшего возраста
на учебный год «Развиваем сказкой»
Сентябрь
Воспитание добрых чувств через сказку.
Инсценировка сказки на новый лад «Под грибом»
Развитие мышления и воображения через сказку.
Речевая игра «Как помочь Белоснежке»
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Сказка и экология.
Литературная викторина по сказкам В. Г. Сутеева
Экологическая сказка на прогулке (по теме недели)
Сказка развивает моторику руки.
«Пластилиновая сказка» - лепка – рисование в нетрадиционной технике по мотивам сказки «Репка»
Изодеятельность «Волшебная книга сказок»
Пальчиковые игры «Репка»
Основы безопасности жизнедеятельности.
ОБЖ «В лес с Красной Шапочкой» (ядовитые грибы)
Формы работа с родителями.
Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании и развитии детей»
Изготовление костюмов для инсценировки сказки.
Совместная работа с детьми – книжка малышка «Мы сочиняем сказку»
Октябрь
Воспитание добрых чувств через сказку.
Подвижная игра «Колобок»
Развитие мышления и воображения через сказку.
ОД: «Развитие речи» (мнемотаблица)
Пересказ сказки «Колобок» с элементами театрализации.
Инсценировка сказки «Колобок на новый лад»
Речевая игра «Волшебные предметы»
Сказка и экология.
Экологическая сказка на прогулке (по теме недели)
Сказка развивает моторику руки.
Лепка сюжетная «Серая шейка»
Конструирование с элементами аппликации «Шапка невидимка»
Основы безопасности жизнедеятельности.
ОБЖ. Развлечение «В поисках пропавших сказок» (правила безопасности на воде и в лесу)
Формы работа с родителями
Консультация – стенд «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой»
Изготовление масок к сказке «Колобок»
Ноябрь
Воспитание добрых чувств через сказку.
Беседа по сказке «Зимовьё зверей» по серии картинок.
Речевая игра «Добрый колобок»
Развитие мышления и воображения через сказку.
Пересказ сказки «Зимовье».
Инсценировка сказки «Кто сказал «МЯУ».
Театрализация сказки «Волк и семеро козлят, да на новый лад».
Сказка и экология.
Экологическая сказка на прогулке (по теме недели)
Сказка развивает моторику руки.
Аппликация путём обрывания «Курочка ряба»
Рисование Конёк – Горбунок по сказке П. Ершова.
Основы безопасности жизнедеятельности.
ОБЖ. Театрализованное представление по мотивам сказки «Три поросёнка»
Подвижная игра «Волк и семеро козлят»
Формы работы с родителями
Беседа индивидуальная «Сказка на ночь – любимые минуты вдвоём»
Совместная деятельность детей и взрослых – изготовление атрибутов к сказке.
Совместная деятельность родителей с детьми дома
«Птичий двор Гадкого утёнка»
Декабрь
Воспитание добрых чувств через сказку.
Создание театрализованного уголка по сказке «Аойга».
Инсценировка сказки «Айога».
Развитие мышления и воображения через сказку.
Викторина «Ах уж эти сказки».
Речевая игра «Поможем сказочным героям».
Сказка и математика.
ОД: Познавательное развитие. ФЭМП «Снеговик - почтовик" по мотивам сказки В. Сутеева «Ёлка».
Сказка и экология.
Экологическая сказка на прогулке (по теме недели)
Сказка развивает моторику руки.
Лепка барельефа «Наряд для девицы» (по мотивам сказки «Морозко»)
Основы безопасности жизнедеятельности.
ОБЖ «Два мороза» (опасность переохлаждения)
Подвижная игра «Два Мороза»
Формы работы с родителями
Родительское собрание «Зачем читать ребёнку сказки»
Дом. задание – (совместная работа родителей и детей) «Помоги Снегурочке украсить группу к Новому году»
Январь
Воспитание добрых чувств через сказку.
Вечер загадок «Мои любимые сказки»
Подвижная игра «Волк и семеро козлят»
Развитие мышления и воображения через сказку.
ОД Развитие речи «Посуда для Федоры» Речевые игры «Умелая Белоснежка»
Сказка и экология.
Экологические сказки на прогулке (по теме недели)
Сказка развивает моторику руки.
Лепка барельеф «Сервиз Федоры» Рисование «Пошла Муха на базар…»
Тестоплатика «Пироги для бабушки»
Дидактическая игра «Помоги Федоре склеить разбитую посуду»
Основы безопасности жизнедеятельности.
ОБЖ «А лисички взяли спички» (опасность игры со спичками).
«Обед для волка и поросят».
Воспитание добрых чувств через сказку.
Инсценировка сказки «Кораблик» В. Сутеева
Спортивный праздник «Путешествие по сказкам»
Формы работы с родителями
Консультация – стенд «Театрализованные игры старших дошкольников»
Февраль
Развитие мышления и воображения через сказку.
ОД по разделу «Речевое развитие» «Профессия для Незнайки»
Дидактическая игра «Из какой сказки предмет?»
Сказка и экология.
Экологические сказки на прогулке (по теме недели)
Сказка развивает моторику руки.
Аппликация путём обрывания «Кораблик друзей»
Конкурс рисунков «По дорогам сказок» по сказкам В. Сутеева.
Основы безопасности жизнедеятельности.
Подвижная игра «Иванушка и лебеди»
Формы работы с родителями
Беседа «Играем сказку»
Совместная деятельность детей с родителями – изготовление атрибутов к сказке.
Март
Воспитание добрых чувств через сказку.
Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок.
Развитие мышления и воображения через сказку.
ОД по разделу «Речевое развитие» «Домики поросят»
Сказка и математика.
ОД по разделу «Познавательное развитие» ФЭМП «1,2,3,4,5-идём лису мы выгонять»
Сказка и экология.
Экологические сказки на прогулке
Сказка развивает моторику руки.
Лепка с элементами конструирования «Аленький цветочек для мамы»
Конструирование «Стул для Мишутки»
Воспитание добрых чувств через сказку.
ОД по разделу «Речевое развитие» «Буратино идёт в школу»
Формы работы с родителями
Консультация – стенд «Куклы для домашнего театра»
Совместная деятельность детей и родителей дома – конструирование «Моя любимая сказка»
Апрель
Развитие мышления и воображения через сказку.
Конкурс «Загадки – отгадки»
Сказка и математика.
Инсценировка сказки «Петух и краски»
Сказка и экология.
Выставка рисунков «По дорогам сказок» Экологические сказки на прогулке (по теме недели)
Сказка развивает моторику руки.
Коллективное рисование-панно. «Незнайка на Луне»
Основы безопасности жизнедеятельности.
Развлечение «В гостях у сказки»
Воспитание добрых чувств через сказку.
Театрализация сказки К. Чуковского
«Муха – цокотуха»
Формы работы с родителями
Родительское собрание «Метод сказкотерапии»
Помощь в организации выставки в группе.
Май
Развитие мышления и воображения через сказку.
ОД по разделу «Речевое развитие» «Путешествие в страну Грамматика». Речевая игра «Запасливые муравьи».
Сказка и математика.
ОД по разделу «Познавательное развитие» ФЭМП по мотивам сказки.
«Гуси – лебеди»
Сказка и экология.
ОД Ознакомление с окружающим миром. «Цветик – семицветик» по мотивам сказки «Цветик семицветик».
Развлечение по экологии по мотивам сказки «Гуси-лебеди».
Сказка развивает моторику руки.
Пальчиковые игры «Дождь прошёл».
Основы безопасности жизнедеятельности.
Подвижная игра «Лягушка путешественница».
Формы работы с родителями.
Консультация – стенд «Воспитание сказкой»
Совместная работа детей и родителей. Рисование «Моя сказка»
Родительское собрание «Диво дивное» (приобщение детей к истокам народного искусства-совместно с детьми)
Июнь
Работа по проекту летнего отдыха детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, сказочное лето!».