Комарова Светлана Александровна
«Работа с семьёй». Обобщение опыта
▼ Скачать + Заказать документы
В течение многих лет я работаю над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель этой работы - всесторонне гармоничное развитие каждого ребёнка. Кроме проведения родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций, я использовала новые формы работы, такие, как встреча за «круглым столом», анкетирование, вечера вопросов и ответов, «огоньки». Считаю, что основное в этой деятельности - вовлечь родителей в воспитатель но - образовательный процесс, пробудить интерес к жизни детей к дошкольным учреждениям, активизировать участие родителей в различных мероприятий. Для успешной работы необходимо хорошо знать семью, где воспитывается ребёнок. Поэтому в течение года два-три раза посещаем детей на дому, при необходимости оказываю родителям квалифицированную помощь. Практика показала, если готовиться к собранию творчески, активно привлекать к участию в нём родителей, на собрании приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, оно проходит живо, интересно. На собраниях я пытаюсь не составлять длинных монологов, а веду беседу, вызываю родителей на разговор, использую с ними решение педагогических ситуаций. Родители охотно отвечают, как бы они поступили в той или иной ситуации. В старших группах для родителей я предлагала детям рисовать на темы: «Моя семья», «Какой я дома», «Моя мама», «Чего я боюсь?» и другое. Потому, как и что ребёнок рисует, можно сделать вывод о его душевном состоянии. Особое внимание заслуживает искажение реального состава семьи - порой это сигнал эмоционального конфликта, неблагополучных отношений. Расположение и
Публикация «„Работа с семьёй“, Обобщение опыта» размещена в разделах
размеры фигур указывают на особенности взаимоотношения в семье. Кто на рисунке выше ростом, тот для ребёнка - главный человек в семье : кто ближе всех расположен к ребёнку, - тот наиболее желаем общении. Если малыш нарисовал себя отдельно от всех, он ощущает свою изоляцию. Ребёнок с
заниженной самооценкой, располагает рисунок лишь на небольшой части листа. Начиная с четырёх лет можно использовать эту методику для определения того, с кем ребёнок стремится общаться, как он относится к своим родным и близким людям. Такой анализ, конечно, помогает понять, как относятся к ребёнку дома, с какими проблемами он сталкивается. Хотя торопиться не следует. Результат может зависеть в большей степени от настроения ребёнка, от его желания рисовать и от способности понять истинные причины происходящего с ним. Конечно, здесь должен работать психолог и проводить грамотный анализ.
На протяжении четырнадцати лет моей работы с разным составом детей, я проводила, такие выставки и родителям они очень нравились. Мы вместе анализировали, и по их отзывам они узнали много нового о своих детях.
Также в работе с родителями, прежде всего, необходимо выявить их потребности в педагогических знаниях, допускаемые ошибки в воспитании детей и испытываемые ими трудности. В этом может помочь анкета, в которой предлагается набор вопросов. Фразы в анкете должны быть краткими, ясными однозначными. В тоже время неправильно составленная анкета дает неправильную информацию. Хорошо проводить с родителями беседы, которые формируют потребность присматриваться к своему ребенку, стремление его понять. Важно вызвать собеседника на откровенный разговор. Я считаю, большую роль играют и педагогические наблюдения. Мне, например, интересно наблюдать за стилем общения родителей с ребёнком, за реакцией детей в момент встречи и расставания с родителями. Как показало анкетирование и проведение бесед с родителями, их волнуют следующие вопросы воспитания: послушание и дисциплинированность у детей; культура поведения; как играть с ребёнком дома; как преодолеть детский страх и излишнюю застенчивость. Как обучать ребёнка чтению, счёту; как развивать детское творчество, как исправлять дефекты речи, как приучить ребёнка
убирать за собой игрушки, вещи и др. Родителей интересует проблема, что должен знать и уметь ребенок в определённом возрасте, что можно от него
требовать. Как показал опрос, родители не компетентны в особенностях физического развития. Поэтому в родительском уголке, в папках- передвижках я стараюсь затрагивать эти темы. В каждой возрастной группе я меняю темы. В мини-библиотеке «Для Вакс родители» обычно я беру темы из журнала
«Дошкольное воспитание». Темы разнообразны и если родители заинтересованы, они находят ответы на интересующие их вопросы. В этом учебном году я буду, и уже использовала литературу С. Соловейчика из книги «Педагогика для всех», В. Леви «Нестандартный ребёнок», Аллана Фромма «Азбука для родителей». Здесь с помощью этих замечательных педагогов я раскрываю темы такие, как «Наказываем любя» - семь правил для всех; «Что такое хорошо?» - пожелания к воспитательскому внушению. Где хочу донести девиз «Каждый день с ребёнком начинать с радостью, заканчивать миром». На следующие кварталы у меня по плану темы: «Дисциплина», «Капризы»,«Избалованные дети», «Самостоятельность», «Половое воспитание» из книги «Азбука для родителей»; Януша Корчака из книги «Право ребёнка на уважение». Хотелось, чтобы эти книги были в каждом доме настольными, а родителями не только читались, ног и применялись в воспитании их детей. Так как половина родителей из моих наблюдений не грамотны в воспитаний и их мало интересует, чем живёт их ребёнок. В детском саду они создают иллюзию заинтересованности, а дома - быт, проблемы. А уже личные проблемы ребёнка идут на некий второстепенный план. Понять ребёнка очень трудно, своя то душа потёмки, а уж чужая! Немногие родители, да и воспитатели могут похвастаться, что своих детей понимают. Недостатки ребёнка мешают нам любить его, но помочь ему избавиться от этих недостатков можно, только любя его. Только принимая его, потому, что, если ребёнок чувствует, что его не принимают, не любят, он уходит от нас, загораживается, спасает свою душу - и тогда хоть делай ему замечания, хоть не делай, хоть борись, - все бесполезно. А что значит любить? Любить, значит принимать человека таким, какой он есть. Ведь перед родителями не врач, а собственный ребёнок. Воспитание - это терпение. Понимать, принимать, терпеть, это один узел. Где не хватает терпение - надо бы постараться понять, где не понимаем - постараться вытерпеть. Но всегда - ли это происходит?
Иногда посмотришь на родителей с детьми, и кажется, что мама, папа любят своего ребёнка вообще, но в каждую минуту они его терпеть не могут.
Такое ощущение, что есть два вида любви - вообще любовь и сейчас
любовь. А сколько семей, где семейная обстановка из ряда вон неблагополучная. Где дети просто бояться родителей, а родители малоо
способны вытерпеть временные, возрастные трудности с ребёнком, те которые пройдут сами собой. С некоторыми родителями я нередко общаюсь, но на лицо все проблемы, где просто нет терпения, такта, культуры в общении со своими детьми. Или же подгоняют детей под некий созданный ими идеальный эталон. В одной и той же родительской голове расходятся два образа, ребёнка и человека. Отсюда все разочарования, Потому, что ждут от него одного - и в тоже время другого, запутываются сами и запутывают сознание ребёнка. Отсюда раздражение, которое сказывается на ребёнке, где никто не может угодить друг другу. Одна из первых причин неудачного воспитания: что родители и не подозревают, что у ребёнка есть душа, сердце, личность. Всё кажется, что дети ничего еще не понимают (он действительно, не понимает умом) общаются бесцеремонно, ругают, по своим меркам воспитывают, либо слишком чрезмерно опекают. Но ребёнок постегает возрастные этапы и тут чуть старше они «засучивают рукава» и начинают торжественно приступать к воспитанию своего чада. В тот самый момент, когда оно практически закончено и тут начинают бороться с недостатками и прививать «полезные» качества, не подозревая, что весь этот «букет» сами же внедрили в душу своего ребёнка. Когда он еще развивался и складывался. Вот таких родителей трудно убедить, что они не правы в своём видение на воспитание. Они винят всех и вся, но только не себя. В таких случаях необходима помощь педагога. На самом деле надо во время их остановить и задать вопрос: что вы делаете, и зачем, какого результата вы хотите достичь, и достигните ли его именно вот этими средствами? Помочь оглянуться - это путь к пониманию действия ребёнка. К представлению о том, как действовать в данной ситуации, к устранению раздражительности. Что каждый взрослый не безгрешен и не застрахован от ошибок. Ни возраст, ни опыт, ни знания не гарантируют вам правильности поведения в обращении с ребёнком, поэтому нужно всегда рассматривать ситуацию с обеих точек зрения и своей, и ребенка. В работе с родителями просто необходимы индивидуальные беседы, консультации, здесь затрагиваются разнообразные темы, которые помогают как родителям, так и воспитателям сблизиться в общении. Лично мне это помогало лучше узнать семью, их взгляды, нравы. Отсюда следует, что потом легче понять и найти общий язык с ребёнком. Чтобы правильно воспитывать детей нужно понимать и
учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Однако не все родители имеют для этого педагогические знания. Задача воспитателя во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приёмы воспитания, подчеркнув при этом, что для того, чтобы воспитывать детей надо знать их и уметь видеть характерное для каждого периода детства и конкретно то, что можно наблюдать только у своего ребёнка. Поэтому важно, чтобы родители знали психофизиологические показатели развития детей дошкольного возраста. В прошлом на родительских собраниях я проводила педагогические ситуации, так, как даже в откровенных разговорах педагогический такт не всегда допускает публичный анализ факта из жизни конкретной семьи, поступка ребёнка. Рассмотрение же и обсуждение отвлечённого, но (аналогичного) для данной ситуации аудитории примера помогает родителям по-новому оценить возникающие ситуации в семье, осознать свои причины воспитания. Участвуя в оценке и разрешении самых различных ситуаций, связанных с обсуждаемой темой воспитания, родители учатся анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к воспитанию, как к серьезному и целенаправленному процессу.
Обсуждение того или иного факта, поиск разрешения задачи побуждает слушателей активно высказывать свое мнение.
Воспитатель резюмирует их высказывания, отмечает наиболее удачные, показывает правильный путь решения задачи, при этом подчеркивает, что родители, оценивая ситуацию и свои действия, должны исходить из целей и задач педагогического воспитания. Коллективный анализ помогает прийти к наиболее оптимальному решению педагогических задач.