Получи документы

Обобщение опыта «Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ»

Татьяна Свержинская
Обобщение опыта «Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Великий русский педагог К. Д. Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Публикация «Обобщение опыта „Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.

Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Поэтому эта тема очень актуальна в наше время.

Цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте, стимулирование творческого самовыражения ребенка.

Задачи:

Подготовка к обучению грамоте

- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;

- формирование умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.

Воспитание звуковой культуры речи

- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением;

- выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи

- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений;

- развитие процессов восприятия, мышления, речи - совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

В своей практике я выделяю следующие этапы работы по обучению грамоте.

Этапы работы

Подготовительный этап.

Знакомство с неречевыми звуками.

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Развивается слуховое внимание.

Чтобы сделать процесс овладения грамотой увлекательным и лёгким, опираюсь на золотой принцип дошкольного образования: основная деятельность дошкольника - это игра.

Вот какие игры мы проводим

• «Услышишь – хлопни»;

• «Узнай, что звучит?»;

• «Где звучит колокольчик?»;

• «Покажи картинку»;

• «Громко – тихо»;

• «Кто сказал?».

2 этап. Основной. На втором этапе происходит знакомство с речевыми звуками. На этом этапе главное - формирование фонематических процессов. Вот как происходит знакомство с гласными звуками.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываю, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваю у ребенка, как кричит ослик? Ребенок смотрит в зеркало и рассматривает артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем квадрат красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично.

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:

На этом этапе учу ребенка слышать гласные звуки. Например, найди звук [а]

• в ряду других звуков: а, у, и, а, о

• в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.

• в ряду слов: аист, усы, артист, осы

• в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.

Знакомство с согласными звуками.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.

Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук - согласный.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.

Если горлышко звенит,

Значит звонкий звук бежит.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе я букву называю как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

Знакомлю детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Помогаею запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Прошу ребенка посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко). По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания).

Рассматриваются элементы, их количество. Заучиваем стишки для запоминания образа буквы

• Покатилось колесо, превратилось в букву О;

• У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

• А – как лесенка стоит, начинает алфавит;

• Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;

“Вот какая буква “Ц”

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка”.

Ребенок изображает буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображает буквы позой.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Изучая литературу, я пришла к выводу, что при обучении грамоте необходимо включать все анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный. В этом и заключается инновационный подход в обучении грамоте.

• Написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине;

• Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

• Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

• Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;

• Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

• Вылепить из пластилина, теста;

• Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

На основном этапе работы, кроме наглядных и практических методов использую и словесные методы, направленные на работу с художественным словом, для закрепления используется метод беседы.

После усвоения гласных, согласных звуков, перехожу к заключительному этапу – звуко-буквенный анализ:

• определение порядка звуков в слове;

• выделение отдельных звуков

• различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие).

Такие занятия предупредят многие будущие трудности в процессе обучения и помогут мне выявить невидимую трудность - фонетико-фонематическое недоразвитие. Эта трудность коварная, она остается долгое время скрытой и проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах) значительно позднее - во втором, третьем классе.

Что касается обогащения словарного запаса, развития речи, то здесь также необходима специальная и постоянная забота, окружающих ребёнка взрослых людей (воспитателей, родителей).

Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются безударными, то окружающим ребёнка людям следует достаточно отчётливо их проговаривать (даем речевой образец). Только так можно дать ребёнку правильный образец согласования слов (например, «пять деревьев, а не «пять деревьях», «много оленей», а не «много оленев» и т. п.).

Очень важно специально упражнять его в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.

В работе над культурой речи очень важна помощь родителей, поэтому в домашних заданиях я предлагаю такие игры, как «Назови ласково» (употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, «Пересчитай предметы» (на согласование существительных с числительными) и т. д. С родителями ДОУ провела семинар-практикум по обучению грамоте, освежила в памяти родителей основы обучения грамоте, провела дидактические игры.

Графические задания.

На занятиях по обучению грамоте дети выполняют графические задания. Это развивает мелкую моторику.

Задания могут быть очень простыми, можно выполнять их на листах, разлинованных в клетку. Важно научить дошкольника отыскивать рабочую строку в тетради.

Работу над предложением веду с постепенным усложнением.

На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой.

Одной из годовых задач ДОУ было обучение грамоте воспитанников. Мною было проведено открытое занятие «В гостях у Бабушки-Загадушки» с детьми подготовительной группы, семинар-практикум для воспитателей «Игровые приемы обучения грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ», семинар-практикум для родителей «Обучение грамоте дошкольников».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика/ 2005г.

2. Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке»

3. Синицына И. Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.

4. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г.

5. Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.

6. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С. -Пт. – 2005.

7. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.

8. Оморокова М. И., Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей. – М. : Просвещение, 1990. – 128 с.

9. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Екатеринбург АРД ЛТД 1998.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры для обучения детей грамотеДидактические игры для обучения детей грамоте Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. В подготовительной группе мы учим детей читать, а чтобы этот.

Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр»Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр» «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот кто любит театр по настоящему всегда уносит из него запас мудрости.

Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе»Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе» Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир. С. И. Мерзлякова Театр – это таинство, волшебное смешное.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ»
Опубликовано: 27 октября 2020 в 14:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Свержинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД