Жанна
Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ и Детской школой искусств
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально - образовательный проект
«Колыбель творчества»
Возраст воспитанников 5-7 лет.
Пояснительная записка
Направленность проекта: музыкально - образовательный
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Срок реализации проекта: 2019 -2020 учебный год.
Участники взаимодействия
1. Воспитанники ДОУ.
2. Учащиеся ДШИ.
3. Педагогические работники ДОУ (музыкальные руководители, воспитатели).
4. Педагогические работники ДШИ (преподаватели и концертмейстеры).
5. Родители детей - участников проекта, которые могут:
Публикация «Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ и Детской школой искусств» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Особенности организации возрастной группы детей: проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-7лет).
Актуальность
В настоящее время, в рамках модернизации дошкольного образования большое внимание уделяется аспекту духовно – нравственного воспитания личности. Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста играет немаловажную роль в решении задач, поставленных государством.
Дошкольное учреждение сегодня должно стать открытой социальной системой, способной реагировать на изменения в сфере образования, учитывать меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, предоставлять широкий спектр образовательных услуг, что не возможно без социального партнерства. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни. А детская школа искусств – это и есть тот особый мир, где ребенок приобщается к большому искусству.
Современный дошкольник растёт и развивается в противоречивой окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время не всегда высококультурна. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная классическая музыка, с другой – антихудожественное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен противостоять музыкальному негативу, то ребёнок перед ним оказывается совершенно беззащитным.
Для формирования хорошего музыкального вкуса малыша очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыкальной классике, к музыке, как искусству. Ведь классическая музыка поистине является эталоном Красоты, Гармонии и Совершенства. Именно поэтому приобщение детей к классической музыке должно быть ведущим направлением их культурного развития.
Не маловажное значение в развитии музыкального вкуса дошкольников, имеет прослушивание «живой музыки». Встречи с музыкантами, производят на дошкольников яркое, незабываемое впечатление, активизируя их интерес к музыкальному искусству, стимулируя творческую активность, желание овладеть музыкальным инструментом.
Так возникла идея реализации музыкально - образовательного проекта «Колыбель творчества» художественно – эстетической направленности.
Гипотеза проекта
Предполагается, что в условиях социального партнерства ДОУ и детской школы искусств, мы создадим возможность расширить воспитательную и культурно-образовательную среду, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Такой подход непременно будет способствовать формированию основ музыкальной культуры дошкольников, а так же выявление одаренных и талантливых детей.
Теоретическая база
В основу проекта положена технология развития творческого слушания О. П. Радыновой автора программы «Музыкальные шедевры», которая направлена на: формирование музыкальной культуры детей, побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально – двигательной, художественной.
Новизна проекта
Художественно-эстетическое развитие детей предполагается не только средствами восприятия классической русской и зарубежной музыки в процессе ее прослушивания на электронных носителях в дошкольном учреждении, но и в форме встреч детей с профессиональными исполнителями классической музыки — педагогами и воспитанниками ДМШ, посредством социального партнерства с МУДО «Детская школа искусств».
Педагогическая целесообразность
• Реализация проекта позволяет выработать единый подход к системе выявления, поддержке и сопровождению талантливых и одаренных детей.
• Занятия по слушанию музыки в ДОУ тесно переплетаются и базируются на теоретических и практических знаниях и навыках, получаемых детьми на рядовых музыкальных занятиях.
• Сам процесс слушания музыки не является дополнительной нагрузкой для детей, а становится познавательно – развлекательным (экскурсии, концерты, совместные досуги).
• Ненавязчивость побуждения детей к размышлениям, связанных с восприятием образа музыкального произведения, успешно активизируют мыслительный процесс воспитанников.
Цель проекта:
Создать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, посредством приобщения их к шедеврам мировой классической музыки в сотрудничестве с ДШИ.
Задачи:
• Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений, жанров и стилей.
• Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия.
• Развивать музыкальное мышление, творческие способности и воображение детей.
• Обучать детей элементарному анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
• Способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью.
• Воспитывать желание слушать и исполнять музыку на детских музыкальных инструментах, посредством восприятия музыки в живом исполнении взрослых и детей.
• Привлекать дошкольников в музыкальную школу для дальнейшего обучения.
Этапы проекта
Разработка и реализация проекта социального взаимодействия ДШИ и детского сада «Красная шапочка» строится поэтапно.
Первый этап – подготовительный.
Его цель - определение целей и форм взаимодействия с определением сроков реализации.
Следующий этап – практический.
Его цель - реализация программы сотрудничества. Образовательная деятельность с воспитанниками, педагогами и родителями.
И последний – заключительный этап. Его цель – подведение итогов реализации проекта. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества детского сада и ДШИ.
Механизм реализации
На первоначальном этапе реализации проекта «Колыбель творчества» предлагаем:
• создать творческую группу, которая обсудит примерный план мероприятий по реализации проекта, согласно его целям и задачам;
• заключить договор о сотрудничестве;
• выявить образовательные возможности ДОУ и ДШИ для продуктивной реализации проекта;
• обеспечить присутствие на данном обсуждении родителей, педагогов музыкальной школы, педагогов детского сада;
• составить план концертной программы, которую можно рекомендовать родителям для посещения (вместе с детьми, в рамках реализации проекта "Колыбель творчества";
• на заключительном этапе предлагаем обобщить результаты реализации проекта.
Принцип построения этапов изучения материала – тематический. Содержание учебной программы рассчитано на детей от 5до 7 лет. Занятие в ДОУ проводится один раз в неделю, итого 36 занятий за учебный год.
Дополнительно (один раз в месяц) – концертная программа Детской школы искусств или экскурсия.
Формирование духовно-нравственного потенциала личности происходит через освоение следующего содержания проекта:
Учебно-тематический план
(2019 -2020 учебный год)
№ Тема занятия Тема цикла занятий Совместное мероприятие с ДШИ Дата
Заключение договора о сотрудничестве.
Разработка учебно – тематического плана, концертной программы взаимодействия Май – Август,
2019
1. Колыбельная – музыкальный жанр Народная музыка Экскурсия детей в Детскую школу искусств Сентябрь
2. Фольклор в музыке
3. Русские народные инструменты
4. Мы музыканты
5. Музыкальные профессии Профессия - музыкант Экскурсия детей в Детскую школу искусств (знакомство с группами музыкальных инструментов) Октябрь
6. Оркестр
7. Группы музыкальных инструментов
8. Музыкальные и шумовые звуки
9. П. И. Чайковского «Мама» Образ матери в творчестве композиторов и в изобразительном искусстве Совместный концерт, посвященный Дню матери Ноябрь
10. Буржоа Жерар «Мама-первое слово»
11. Шуберт «Аве Мария»
12. И. С. Бах «Прелюдия до мажор»
13. Образ Деда Мороза в музыке Новогодние встречи Концерт Детской школы искусств Декабрь
14. Дед Мороз и Снегурочка –музыкальная картинка
15. Рождественские чудеса
(Сказочные образы)
16. Хоровод в музыке
17. Зима Шуман
Природа в музыке Концерт Детской школы искусств Январь
18. Весна Вивальди
Весна в картинах художников
19.
Дождик Свиридов
Осень в картинах русских художников
20. Три кита Музыкальные
жанры Концерт Детской школы искусств Февраль
21. Вслед за песней
22. Танцы народов мира
23. Марш, его виды и характер
24. Музыка выражает чувства людей
Детский альбом Чайковского.
(Настроение в музыке) Концерт Детской школы искусств Март
25. Ласковая просьба.
Задумчивая, спокойная музыка.
26. Новая кукла
Музыка радости.
27. Болезнь куклы.
Тревожная музыка.
28. Контрасты в музыке
Средства музыкальной выразительности Концерт Детской школы искусств Апрель
29. Пауза в музыке
30. Сказка в музыке
31. Путешествие в музыкальном городе
32. Музыкальные встречи Что узнал - всем расскажи, что умеешь - покажи Концерт Детской школы искусств Май
34. Музыкальная викторина
35. Итоговое занятие
«Семь нот ведут за собой»
36. Итоговое мероприятие с родителями и педагогами Май
Мониторинг реализации проекта
Обобщение опыта по реализации проекта
Ожидаемые результаты
Учебно - тематический план реализации проекта даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа. В тесной связи с другими видами искусств (изобразительное искусство, способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора детей, накоплению музыкального багажа знаний, а также обогащению словарного запаса музыкальными терминами. Выпускники ДОУ (желающие пройти обучение в ДШИ) быстро пройдут адаптационный период, хорошо усвоят программу; уровень их подготовки будет соответствовать требованиям, предъявленным к дошкольникам.
В результате будут созданы следующие условия:
• Улучшение качества образовательных услуг в детском саду.
• Создание механизма социального партнерства ДОУ с ДШИ.
• Внедрение современных инновационных образовательных технологий.
• Создание единого образовательного пространства, позволяющего выработать единый подход к системе выявления, поддержке и сопровождению талантливых и одаренных детей.
• Созданные в ходе реализации проекта условия будут способствовать непрерывному образованию ребенка.
• У детей будут сформированы интегративные личностные качества, музыкально – художественные способности.
Умения детей в результате освоения тематического содержания
• Понимать ладовое своеобразие музыкального произведения.
• Уметь определять мажорное и минорное звучание;
• Иметь представление о высотной соотнесенности звуков. Уметь различать звуки низкого, высокого, среднего регистра;
• Уметь повторять заданный ритмический рисунок и самостоятельно комбинировать длительности (четвертные, восьмые и паузы);
• Уметь на слух определять быстрый, медленный, умеренный темп;
• Уметь различать динамику форте, пиано, меццо форте;
• Определять мелодию и аккомпанемент в музыкальном произведении;
• Узнавать тембры музыкальных инструментов.
• Различать музыкальные жанры.
• Уметь высказываться о средствах музыкальной выразительности по плану и самостоятельно.
• Узнавать русских композиторов, знать их яркие музыкальные произведения.
Педагогический мониторинг
Проверка усвоения воспитанниками материала (ежемесячно) проводится посредством организации дидактических игр, творческих заданий, викторин.
Итоговый анализ усвоения детьми содержания образовательного материала, оценка уровня реализации проекта предполагается в конце учебного года (мониторинг по рекомендациям О. П. Радыновой «Музыкальное развитие детей»).
Мониторинг способностей одаренных детей, желающих продолжить обучение в детской школе искусств (преподаватели ДШИ).
Механизм оценки
• Фронтальный опрос;
• Индивидуальный опрос;
• Музыкальная викторина;
• Самостоятельная работа на закрепление музыкального материала по индивидуальным карточкам (Радынова О. П.).
Методические рекомендации по организации творческих встреч и подбору репертуара
Основными требованиями при отборе репертуара для проведения творческих встреч с детьми являются требования художественности и доступности.
Художественность предполагает отбор разнообразных произведений с яркой выразительностью, высокой эмоциональностью - именно в этих критериях дошкольник заинтересован музыкой.
Доступность традиционно трактуется следующим образом: · содержание музыкальных произведений должно быть представлено понятными образами; соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка, возможностям детского восприятия. Поэтому так важен строгий отбор музыкально-исполнительского репертуара, ее соответствие возрастным возможностям.
С точки зрения концепции ребенка как субъекта детской художественной деятельности требования к отбору репертуара для творческих встреч могут быть конкретизированы рядом принципов.
Принцип учета детского эмоционально-эстетического опыта и музыкальных интересов, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть неявное, но начальное избирательное отношение искусству.
Принцип учета деятельностной природы ребенка, который предполагает, что репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия - в рисунке, слове, игре.
Кроме того, можно допускать интерактивное включение ребенка - его непосредственные эмоциональные и двигательные реакции уже по ходу просмотра и прослушивания. Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность ребенка.
Примерный музыкальный материал:
• Л. Бетховен «Весело – грустно»
• Д. Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»
• С. Майкапар «Тревожная минута», «Раздумье»
• С. Прокофьев. «Болтунья», «Раскаяние»
• Г. Свиридов. «Упрямец»
• П. Чайковский. «Чайковский «Детский альбом»
• Р. Шуман. «Веселый крестьянин»; «Первая утрата»
• И. Бах "Шутка"
• Глюк "Мелодия" из оперы "Орфей и Эвредика"
• А. Бородин Опера «Князь Игорь» : Ария Князя Игоря-2 д.