Получи документы

Обобщение опыта на тему «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у дошкольников с использованием пуговиц»

Екатерина Евгеньевна Кузнецова
Обобщение опыта на тему «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у дошкольников с использованием пуговиц»
▼ Скачать + Заказать документы

Современное образование ориентировано на ребенка и его потребности, на создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка. Внедрение инноваций в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений и является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.

Публикация «Обобщение опыта на тему „Развитие мелкой моторики как средство развития речи у дошкольников с использованием пуговиц“» размещена в разделах

Изменения, происходящие в содержании дошкольного образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, поиска новых путей и условий развития воспитанников. Особую роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Считаем, что дидактические игры и упражнения с пуговицами эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы просты и разнообразны, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро.

В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владение педагогическими знаниями и методами помогают мне строить работу по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности, дидактических игр и пальчиковых игр.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Поэтому развитие мелкой моторики должно осуществляться не периодически, а систематически.

В группе для этого были созданы следующие условия:

• Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.

• Создана предметно-развивающая среда.

• Подобраны игры с пуговицами.

• Проводился кружок «Сказочная пуговка»

• Создан музей пуговиц.

Используются разные виды продуктивной деятельности.

Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом в группе стала обыкновенная пуговица. Большое разнообразие пуговиц позволяет использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.

Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется. Приведу несколько примеров игр с пуговицами :

1. «Поднимание пуговиц» с помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).

2. Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например, пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки.

3. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?

4. «Расти, пальчик!» Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.

5. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.

6. «Кто быстрее?»

7. Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет.

8. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.

9. «Передай пуговицу» Передавать пуговицу из рук в руки по кругу. Усложнение: менять способ передачи пуговицы. Подбери пуговицу.

10. Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне. И т. д.

Для решения задач по развитию мелкой моторики использую разнообразные методы.

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта : смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности : показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста с использования продуктивных видов деятельности. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета, формы.

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики и является работа и игра с пуговицами.

В процессе занятий с пуговицей дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

В своей работе использую традиционные и нетрадиционные техники. Нетрадиционные техники способствуют развитию у детей : мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; наблюдательности и эстетической отзывчивости.

Детям нравится играть с пуговками.

В своей работе я практикую дидактические игры, книжки-малышки, бизиборды по развитию мелкой моторики. Мной разработана картотека дидактических игр с пуговицами, создан мини-музей пуговки.

Разные виды продуктивной деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении способствовали развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

При обобщении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений обеих рук, зрительно — двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе продуктивных видов деятельности и дидактических игр.

ВЫВОД:

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов с использованием пуговиц, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи. На основе использования игр, заданий, упражнений у младших дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

Предполагаемый результат достигнут. У детей появился интерес к предметам окружающего мира. Дети научились использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, знать меры безопасности в работе с мелкими предметами. Умеют классифицировать пуговицы по различным признакам.

Данный инновационный педагогический опыт «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у дошкольников с использованием пуговиц» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.

Публикации по теме:

Пальчиковые дорожки — тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAMПальчиковые дорожки — тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAM "Пальчиковые дорожки" - тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAM Ребенок постоянно изучает, постигает.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Фотоотчет о занятиях «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц для детей с ТНР»Фотоотчет о занятиях «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц для детей с ТНР» Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Мастер-класс по изготовлению тренажёров для развития мелкой моторики к Дню пуговиц на МAAMМастер-класс по изготовлению тренажёров для развития мелкой моторики к Дню пуговиц на МAAM Уважаемые коллеги,сегодня день пуговиц на МААМ,я восхищаюсь вашим материалом,который вы представили,спасибо! Коллеги,у многих воспитателей.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Тренажёр для развития мелкой моторики рук «Паровозик» с использованием пуговиц к Дню пуговиц на МAAMТренажёр для развития мелкой моторики рук «Паровозик» с использованием пуговиц к Дню пуговиц на МAAM Сегодняшний день на МААМ-это день пуговиц. Сколько фантазий можно воплотить,сделав дидактические пособия,дидактические материалы,да и просто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта на тему «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у дошкольников с использованием пуговиц»
Опубликовано: 17 декабря 2020 в 20:43
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта на тему «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у дошкольников с использованием пуговиц»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Евгеньевна Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД