Екатерина Евгеньевна Кузнецова
Обобщение опыта на тему «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у дошкольников с использованием пуговиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное образование ориентировано на ребенка и его потребности, на создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка. Внедрение инноваций в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений и является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.
Публикация «Обобщение опыта на тему „Развитие мелкой моторики как средство развития речи у дошкольников с использованием пуговиц“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пуговицы, пуговки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Изменения, происходящие в содержании дошкольного образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, поиска новых путей и условий развития воспитанников. Особую роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Считаем, что дидактические игры и упражнения с пуговицами эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы просты и разнообразны, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро.
В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владение педагогическими знаниями и методами помогают мне строить работу по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности, дидактических игр и пальчиковых игр.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Поэтому развитие мелкой моторики должно осуществляться не периодически, а систематически.
В группе для этого были созданы следующие условия:
• Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.
• Создана предметно-развивающая среда.
• Подобраны игры с пуговицами.
• Проводился кружок «Сказочная пуговка»
• Создан музей пуговиц.
• Используются разные виды продуктивной деятельности.
Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом в группе стала обыкновенная пуговица. Большое разнообразие пуговиц позволяет использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется. Приведу несколько примеров игр с пуговицами :
1. «Поднимание пуговиц» с помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
2. Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например, пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки.
3. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
4. «Расти, пальчик!» Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.
5. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.
6. «Кто быстрее?»
7. Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет.
8. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.
9. «Передай пуговицу» Передавать пуговицу из рук в руки по кругу. Усложнение: менять способ передачи пуговицы. Подбери пуговицу.
10. Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне. И т. д.
Для решения задач по развитию мелкой моторики использую разнообразные методы.
Словесный метод.
Словесные обращения воспитателя к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта : смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности : показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент продуктивной деятельности отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста с использования продуктивных видов деятельности. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета, формы.
Один из способов совершенствования пальчиковой моторики и является работа и игра с пуговицами.
В процессе занятий с пуговицей дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
В своей работе использую традиционные и нетрадиционные техники. Нетрадиционные техники способствуют развитию у детей : мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; наблюдательности и эстетической отзывчивости.
Детям нравится играть с пуговками.
В своей работе я практикую дидактические игры, книжки-малышки, бизиборды по развитию мелкой моторики. Мной разработана картотека дидактических игр с пуговицами, создан мини-музей пуговки.
Разные виды продуктивной деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении способствовали развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
При обобщении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений обеих рук, зрительно — двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе продуктивных видов деятельности и дидактических игр.
ВЫВОД:
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов с использованием пуговиц, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи. На основе использования игр, заданий, упражнений у младших дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.
Предполагаемый результат достигнут. У детей появился интерес к предметам окружающего мира. Дети научились использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, знать меры безопасности в работе с мелкими предметами. Умеют классифицировать пуговицы по различным признакам.
Данный инновационный педагогический опыт «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у дошкольников с использованием пуговиц» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.