Жанна
Музыкотерапия в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
(Просмотр ВИДЕО) Уважаемые педагоги! Наверняка вам знакома эта мелодия. Можете ли вы представить, что исполняет ее мальчик, КОТОРЫЙ ОТ ПРИРОДЫ НЕ ИМЕЕТ ПАЛЬЦЕВ. Его зовут Алеша Романов. Его мама и педагоги приложили немало усилий, чтобы люди увидели, чего может добиться человек с ограниченными возможностями!
Все мы рождаемся с разными возможностями и способностями. Но иногда самой природой накладываются ограничения. Но это не значит, что шансов быть талантливыми и счастливыми у таких детей меньше.
Публикация «Музыкотерапия в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2020
И этому найдется свое решение – музыкально – оздоровительная терапия (музыкотерапия). Это метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Который позволяет, каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, научиться не только понимать и любить музыку, преодолевая при этом определенные отклонения в развитии, но и выразить себя через музыкальные виды деятельности, социализироваться в детском коллективе.
Музыкотерапия предоставляет богатые возможности, особенно когда отсутствует речь у ребенка. Создается основа эмоционального контакта ребенка и взрослого. Наблюдая за детьми с ограниченными возможностями на групповых музыкальных занятиях я отметила для себя, как активно мобилизируются резервные силы ребенка в процессе пения, движения, игр на музыкальных инструментах, иногда музыка оказывает терапевтическое успокаивающее воздействие на возбужденного ребенка, порой наоборот активизирует малоактивного ребенка, привлекает интерес к взаимодействию со сверстниками.
Ну а если ребенку предлагается индивидуальное задание: такое как изобрази на инструменте звук капели, покажи как правильно и красиво нужно выполнить это движение, у ребенка будто расправляются крылья. Повышается его уверенность в своих силах, а значит, повышается его самооценка.
Я пришла к выводу, что групповые музыкальные занятия очень эффективны в коррекционной работе, но порой предложенный репертуар сложен детям, что проявляется в несовершенстве их общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированности в работе голосообразующей системы, что создает трудности в освоении программного вокального и танцевального репертуара. Осуществляя комплексный подход в сопровождении детей с ограниченными возможностями, тесно взаимодействуя с учителем-логопедом и педагогом – психологом, мы пришли к выводу, что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.
Таким образом, необходимы специальные условия музыкально – оздоровительной работы. Выявление мной данной проблемы сопровождалось отсутствием методического сопровождения по направлению музыкальная терапия.
Переосмыслив опыт работы по музыкальному развитию детей, я пришла к выводу, что особенность работы с детьми с ОВЗ состоит : не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка; не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций,; не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству. Данные задачи могут успешно решаться в условиях специальных индивидуальных занятий музыкально – оздоровительной терапии (музыкотерапией). Так в течение 2016-2017 года мною был разработан проект коррекционно – развивающей направленности «Музыка радости».
Цель проекта: - Создание новых условий в ДОУ по развитию детей с ОВЗ средствами музыкально – оздоровительной терапии, в сотворчестве педагоги – ребенок - родители. С учетом цели были поставлены следующие задачи: (ИХ ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ НА СЛАЙДЕ)
Для решения поставленных задач необходимы следующие условия
o создать атмосферу психологического комфорта;
установить контакт с родителем.
использовать метод совместного действия с ребенком только в том случае, если он нуждается в такой помощи;
o предлагать доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении;
o сопровождать игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом.
o Один и тот же музыкальный материал использовать многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе постепенно смогли его усвоить.
Для достижения оптимальных результатов планирую организовать музыкальную деятельность с детьми старшего возраста, по следующей схеме
В занятия включаются:
1. Двигательно-ритмическая деятельность:
а) Танцы, имитация движений животных, танцы с предметами.
б) Игры (подвижные и речевые игры)
3. Слушание музыки предлагается только в сочетании с двигательной деятельностью, т. е. активное слушание.
4. Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, поэтому в данном случае эффективны логоритмические распевки, валеологические попевки, логоритмические игры.
5. Инструментальная деятельность, сопровождается стихотворным текстом. Процесс музицирования, предполагает созидательную творческую деятельность, контакт со сверстниками и взрослым (игра в паре, игра в оркестре, исследование музыкальных инструментов на предмет их звукоизвлечения и. т. д.)
6. В конце занятия следует прощание с игрушками, которые «приходят в гости» к деткам, обязательно прощаются с каждым ребёнком индивидуально, точно так же, как и в начале занятия здороваются с каждым ребёнком индивидуально.
За время занятий музыкотерапией дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – танцевать, играть на музыкальных инструментах, каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми и чувствуют себя талантливыми и счастливыми! Как и этот ребенок! Ему 6 лет у него аутизм. Он чувствует себя талантливым и потому счастлив (Просмотр видео)