Жанна
Музыкотерапия в работе с детьми с ОВЗ
(Просмотр ВИДЕО) Уважаемые педагоги! Наверняка вам знакома эта мелодия. Можете ли вы представить, что исполняет ее мальчик, КОТОРЫЙ ОТ ПРИРОДЫ НЕ ИМЕЕТ ПАЛЬЦЕВ. Его зовут Алеша Романов. Его мама и педагоги приложили немало усилий, чтобы люди увидели, чего может добиться человек с ограниченными возможностями!
Все мы рождаемся с разными возможностями и способностями. Но иногда самой природой накладываются ограничения. Но это не значит, что шансов быть талантливыми и счастливыми у таких детей меньше.
Публикация «Музыкотерапия в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2020
И этому найдется свое решение – музыкально – оздоровительная терапия (музыкотерапия). Это метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Который позволяет, каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, научиться не только понимать и любить музыку, преодолевая при этом определенные отклонения в развитии, но и выразить себя через музыкальные виды деятельности, социализироваться в детском коллективе.
Музыкотерапия предоставляет богатые возможности, особенно когда отсутствует речь у ребенка. Создается основа эмоционального контакта ребенка и взрослого. Наблюдая за детьми с ограниченными возможностями на групповых музыкальных занятиях я отметила для себя, как активно мобилизируются резервные силы ребенка в процессе пения, движения, игр на музыкальных инструментах, иногда музыка оказывает терапевтическое успокаивающее воздействие на возбужденного ребенка, порой наоборот активизирует малоактивного ребенка, привлекает интерес к взаимодействию со сверстниками.
Ну а если ребенку предлагается индивидуальное задание: такое как изобрази на инструменте звук капели, покажи как правильно и красиво нужно выполнить это движение, у ребенка будто расправляются крылья. Повышается его уверенность в своих силах, а значит, повышается его самооценка.
Я пришла к выводу, что групповые музыкальные занятия очень эффективны в коррекционной работе, но порой предложенный репертуар сложен детям, что проявляется в несовершенстве их общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированности в работе голосообразующей системы, что создает трудности в освоении программного вокального и танцевального репертуара. Осуществляя комплексный подход в сопровождении детей с ограниченными возможностями, тесно взаимодействуя с учителем-логопедом и педагогом – психологом, мы пришли к выводу, что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.
Таким образом, необходимы специальные условия музыкально – оздоровительной работы. Выявление мной данной проблемы сопровождалось отсутствием методического сопровождения по направлению музыкальная терапия.
Переосмыслив опыт работы по музыкальному развитию детей, я пришла к выводу, что особенность работы с детьми с ОВЗ состоит : не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка; не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций,; не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству. Данные задачи могут успешно решаться в условиях специальных индивидуальных занятий музыкально – оздоровительной терапии (музыкотерапией). Так в течение 2016-2017 года мною был разработан проект коррекционно – развивающей направленности «Музыка радости».
Цель проекта: - Создание новых условий в ДОУ по развитию детей с ОВЗ средствами музыкально – оздоровительной терапии, в сотворчестве педагоги – ребенок - родители. С учетом цели были поставлены следующие задачи: (ИХ ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ НА СЛАЙДЕ)
Для решения поставленных задач необходимы следующие условия
o создать атмосферу психологического комфорта;
установить контакт с родителем.
использовать метод совместного действия с ребенком только в том случае, если он нуждается в такой помощи;
o предлагать доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении;
o сопровождать игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом.
o Один и тот же музыкальный материал использовать многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе постепенно смогли его усвоить.
Для достижения оптимальных результатов планирую организовать музыкальную деятельность с детьми старшего возраста, по следующей схеме
В занятия включаются:
1. Двигательно-ритмическая деятельность:
а) Танцы, имитация движений животных, танцы с предметами.
б) Игры (подвижные и речевые игры)
3. Слушание музыки предлагается только в сочетании с двигательной деятельностью, т. е. активное слушание.
4. Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, поэтому в данном случае эффективны логоритмические распевки, валеологические попевки, логоритмические игры.
5. Инструментальная деятельность, сопровождается стихотворным текстом. Процесс музицирования, предполагает созидательную творческую деятельность, контакт со сверстниками и взрослым (игра в паре, игра в оркестре, исследование музыкальных инструментов на предмет их звукоизвлечения и. т. д.)
6. В конце занятия следует прощание с игрушками, которые «приходят в гости» к деткам, обязательно прощаются с каждым ребёнком индивидуально, точно так же, как и в начале занятия здороваются с каждым ребёнком индивидуально.
За время занятий музыкотерапией дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – танцевать, играть на музыкальных инструментах, каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми и чувствуют себя талантливыми и счастливыми! Как и этот ребенок! Ему 6 лет у него аутизм. Он чувствует себя талантливым и потому счастлив (Просмотр видео)