МААМ-картинки

Логоритмические и музыкально-ритмические упражнения на музыкальных занятиях как средство развития речи

Оксана Дронова
Логоритмические и музыкально-ритмические упражнения на музыкальных занятиях как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта работы музыкального руководителя

Дроновой Оксаны Александровны

Тема: «Логоритмические и музыкально-ритмические упражнения на музыкальных занятиях как средство развития речи».

Цель:

• Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

• Содействие творческому развитию личности дошкольника средствами музыкально – ритмических движений.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Логоритмические и музыкально-ритмические упражнения на музыкальных занятиях как средство развития речи» размещена в разделах

- учить детей свободному естественному, и выразительному движению в разных жанрах танца; слышать смену частей в музыке;

- учить различать динамическую, тембровую окраску музыки, чувствовать характер музыки и передавать его в движении

Развивающие :

- развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность движений, умение ориентироваться в пространстве;

- развивать чувство ритма, используя звучащие жесты, игру на палочках, на музыкальных инструментах.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к занятиям хореографии путем создания положительного эмоционального настроя;

- воспитывать интерес к музицированию;

- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импровизацию в музыкально – ритмических движениях.

Актуальность и перспективы опыта

Затрагивая любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, умеющими общаться с окружающими людьми.

Но в последнее время все больше детей гиперактивных или наоборот пассивных, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены.

 Самый значимый для речевого развития возраст 2-7 лет.  И я считаю, что именно логоритмика дома и в детском саду может помочь малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.

В своей работе немалое место уделяю логоритмической гимнастике. На музыкальных занятиях регулярно использую логоритмические, двигательные, дыхательные, динамические упражнения, пальчиковые, подвижные, малоподвижные, музыкальные, музыкально-дидактические игры, подбирая материал по определенным темам.  

Логоритмические упражнения ввожу на музыкальных занятиях с первой младшей группы, включая в структуру занятия потешки, прибаутки, чистоговорки, упражнения артикуляционной гимнастики, что дает возможность  для скорейшей адаптации детей и раннего выявления нарушений речи, а также ее коррекцию. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые музыкально-ритмическими движениями, ритмическим аккомпанементом. Занятия проводятся в игровой форме с сюжетно-тематической организацией, использованием ИКТ, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя уверенно, раскрепощено, позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Лишь при совместной деятельности всех педагогов ДОУ в этом направлении работа по стимулированию речевой активности, улучшению произношения у детей будет эффективна.

Логоритмика может быть использована в:

утренней гимнастике с речевыми звукоподражаниями,

проговаривании потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям,

динамических паузах между занятиями,

физкультурных занятиях с использованием речевого материала,

в форме физкультминуток во время проведения образовательного процесса,

бодрящей гимнастики со звукоподражанием,

логоритмических досугах.

         Одно из необходимых условий для получения хороших результатов — взаимодействие педагогов и родителей.

Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатели могут использовать в своей общей образовательной деятельности. Многие из этих упражнений и игр я предлагаю родителям в консультациях для выполнения их дома.

Работа в течение нескольких лет по данной технологии показала: логоритмика способствует стимулированию речевой активности и развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста, помогает исправить некоторые дефекты речи, увеличить словарный запас дошкольников, а также улучшить их внимание и память. Успешность работы зависит от ощущения радости, полученной ребенком на занятии.

Новизна опыта.

Дошкольное детство. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие впечатления, которые на всю жизнь остаются в памяти человека. Поэтому дошкольное детство можно считать началом формирования развития речи и мышления личности.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми осуществляется в следующих формах: сюжетные, комплексные, интегрированные, тематические, игровые.

Постепенно у детей выявляется творческий потенциал, развиваются их двигательные способности, затем происходит всестороннее развитие личности дошкольника через развитие его творческих способностей. Развивается познавательная активность, воображение, формируются навыки самовыражения через движение посредством музыки, развивается чувство ритма, внимания, умение согласовывать движения с музыкой.

         Логоритмика - это движение, соединенное с речью, речевым выражением эмоций и форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Проблема.

Проблемой развития творческих способностей ребенка занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А. В. Запорожец, Б. В. Астафьев, А. В. Кенеман, З. Фрейд, Т. Г. Казакова, В. Глоцер, Б. Джеферсон и другие, они считали, что необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой.

В целях закрепления изученного материала - рекомендовать педагогам повторять игровой материал для логоритмики, чтобы дети могли легче проговаривать их под музыку совместно с музыкальным руководителем.

Специально подобранные музыкально-ритмические движения углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.

В дошкольном возрасте ребенок действует в коллективе. Совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.

Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.

Изучив методическую литературу и проанализировав её, я сделала выводы: музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Одним из условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности.

Организуя работу по развитию творческих способностей детей, возникла необходимость большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

Наличие образных музыкально-двигательных этюдов, способствуют коррекции личности, её раскрепощению. Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы. Привлечь внимание педагогов к музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству.

Гипотеза: динамика развития музыкальных способностей будет наиболее эффективной, если:

средством развития музыкальных способностей детей является в основном музыкально-ритмическая деятельность;

• будут созданы условия, способствующих формированию музыкально-ритмических способностей;

• учитываются возрастные и психофизиологические особенности детей;

• будет использован наиболее эффективный метод среди педагогов - творческая деятельность;

• систематично и целенаправленно планируется данная работа;

• используется поэтапность, стремление постепенно усложнять задания, творческий и игровой характер заданий повышают эффективность данной работы.

Проведение работы по данной теме были достигнуты следующие результаты:

• Раскрытие творческих двигательных способностей;

• овладение детьми новыми двигательными навыками;

• повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;

• формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;

• формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей;

• умение слушать, воспринимать музыку, импровизировать (проявление творчества, двигаться под музыку, отражая в этом движении свое отношение к музыкальному образу;

• проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей.

Перспективы дальнейшего использования

продолжать включать логоритмические упражнения в раздел музыкально-ритмических движений.

предложить воспитателям использовать картотеки, папки-передвижки, консультации для работы с детьми в различной деятельности.

Литература

1. Периодическое издание «Музыкальный руководитель».

2. Периодическое издание «Колокольчик».

3. Анна Буренина «Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста», 2015.

4. Радынова О. П. Слушаем музыку М. Просвещение, 1990.

5. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» автор М. Н. Щетинин.

6. Интернет-ресурсы: сайты, портал

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Логоритмические упражнения для малышейЛогоритмические упражнения для малышей Хочу поделиться с вами опытом работы в системе логоритмика. В этом году предложили заниматься с детьми, которые посещают логопункт. Каждое.

Наглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний периодНаглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний период Наглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний период. «Запоют дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмические и музыкально-ритмические упражнения на музыкальных занятиях как средство развития речи
Опубликовано: 15 марта 2022 в 18:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмические и музыкально-ритмические упражнения на музыкальных занятиях как средство развития речи» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Дронова (УИ 78035) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД