Косарева Наталья Петровна
Обобщающий урок в 4 классе «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное путешествие в деревню Гармошка
Конспект открытого урока
«Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка»
Обобщающий урок 1 четверти в 4 классе в разделе «Россия – Родина моя»
Цель: обобщить, систематизировать и углубить полученные знаний обучающихся о русской народной песне – источнике многовековой народной духовной культуры.
Задачи:
1. Обучающие:
• Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной песни;
• Закрепить понятия: народная и композиторская музыка;
Публикация «Обобщающий урок в 4 классе „Музыкальное путешествие в деревню „Гармошка“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Учить различать на слух звучание русских народных инструментов;
• Организовать процесс анализа знакомой народной и композиторской музыки;
2. Развивающие:
• Развивать навыки музыкального восприятия;
• В процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический слух;
• Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
• В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки обучающихся, метроритмическое чувство;
• Развивать творческие способности обучающихся, самостоятельность.
3. Воспитательные:
• На основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества, музыки П. И. Чайковского, Р. Щедрина воспитывать любовь к музыке;
• Прививать любовь к Родине, народным традициям, обычаям, народной музыке4
• Воспитывать доброжелательность;
• Обогащать духовный мир детей;
• Формировать навыки: коммуникативные, психологического единства класса в групповых формах работы;
• Формировать психологически - уравновешенный микроклимат в процессе работы;
• Формировать интерес к предмету.
Наглядно-дидактический материал:
Конверт с письмом Тимошки, его портрет;
Телеграммы с загадками;
Кроссворд;
Карта музыкального путешествия;
Стихотворение (зашифрованные особенности русской народной песни);
Фуражка железнодорожника, штурвал, гюйс (морской воротник).
Музыкальный материал:
Русская народная песня «Вниз по матушке по Волге»;
Русая народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»;
Русская народная песня «Калинка» (в оркестровом исполнении);
П. И. Чайковский 4 симфония Финал (фрагмент);
Р. Щедрин «Озорные частушки»;
В. Шаинский «Колыбельная медведицы»;
Ход урока
(Дети входят в класс под музыку и рассаживаются на два ряда – 2 команды)
Музыкальное приветствие:
Учитель (У.) – Здравствуйте, ребята!
Дети (Д.) - Здравствуйте, учитель!
У. – Сегодня наш урок посвящён русской народной песне, о разных видах которой мы говорили на предыдущих уроках. Однако урок будет не совсем обычным. Утром к нам в школу пришло письмо (показывается большой конверт, и я его сейчас вам прочитаю:
Здравствуйте, ребятишки
Озорники и шалунишки!
Я – Тим Тимошка (показывает нарисованный портрет)
Из деревни Гармошка,
В гости вас к себе зову
Сладким чаем угощу.
Жду вас всех в своей избушке
Возле леса на опушке,
Чтобы вы поторопились
И в лесу не заблудились?
Посылаю карту вам
Я её составил сам (показывается карта)
У. –Ребята! Ну, что отправимся в путешествие?
Д. – Да!
У. – Так как наш урок музыкальный, то и путешествие в деревню Гармошка будет музыкальным. Согласны?
Д. –Да
У. – Отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошкино письмо. Так, что же ждёт нас впереди? (читает письмо)
Впереди вас ждёт река, широка и глубока.
Вы по ней плывите, да не утоните!
(учитель выбирает морского капитана – морской воротник)
У. - Ребята, а в какой песне упоминается река?
Д. – «Вниз по матушке по Волге»
У. – Эта песня народная или композиторская?
Д. – Народная
У. – Скажите, почему мы сразу определяем, что эта песня русская народная
Д. – В этой песне есть характерные особенности исполнения, которые присуще народной песне
У. – А вот какие особенности русской народной песни вы знаете? Ответы на этот вопрос попробуют найти ваши капитаны (раздаются заранее заготовленные стихотворения, в которых спрятаны характерные черты исполнения народной песни, задача - отыскать эти особенности)
В большой деревни над рекой
Толпа весёлая сошлась
И звонко песня хоровая
На всю окрестность залелась.
Вот одним голосом сначала
Поёт протяжно запевала
Вот подстаёт к нему другой
Ещё, ещё и целый хор.
Слова, что раньше говорились
Теперь уж в песнях стары стали.
За счёт распева – удлинились,
За счёт обрыва – оборвались.
Звучат, народны инструменты
В большой деревни над рекой
Здесь балалайки, ложки, гусли звонки
Их голоса звучат наперебой!
У. – Пока ваши капитаны выполняют задание, а мы с вами ещё раз послушаем песню «Вниз по матушке по Волге» (1 куплет исполняет сам учитель a cappela)
(проверяется здание капитанов)
У. Продолжим наше путешествие. Куда же дальше? Читаем письмо Тимошки.
Речку одолели – и вперёд смелее
На пригорке деревушка
Под названьем Веселушка.
Развесёлый в ней народ
Песни русские поёт.
И вы запевайте
В деревню ту шагайте,
Чтобы легче вам шагалось
В эту деревушку
Запевайте-ка, ребята
Песню Солдатушки
(все хором исполняют песню «Солдатушки, бравы ребятушки»)
У. – Какие характерные особенности вы узнали в этой песне?
Д. – Распев, старые слова, запевала + хор.
У. – Ну, что же сделаем остановку в весёлой деревушке. А Тимошка снова приготовил нам задание – это загадки, которые прислал нам в телеграммах. В отгадках спрятались разновидности русских народных песен, ответы будем вписывать в кроссворд.
(загадки зачитываются поочерёдно каждой команде)
У. – Готовы?
Д. - Да!
Н
1 Ч А С Т У Ш К А
2 Х О Р О В О Д Н Ы Е
3 П Л Я С О В Ы Е
4 С О Л Д А Т С К И Е
5 П Р О Я Ж Н Ы Е
6 К А Л Е Н Д А Р Н Ы Е
7 П Е С Н Я
7. Чтобы эта получилась
Надо многим потрудиться!
Надо музыку придумать
И слова должны сложиться (песня).
1. Эта песня невеличка
Есть в ней юмор, озорство.
В ней всего четыре строчки
Смех, веселье, шутовство (частушка)
2. Посмотрите, поглядите!
Собрался честной народ.
На полянке льётся пенье
И кружиться … (хоровод)
3. Как услышишь удалую
Балалайки звонку трель,
Или песню заводную
Ног не удержать, поверь! (плясовые)
4. Для души, без прикрас
Люди песни поют!
Даже если на подвиг в бессмертье идут
И тогда напоследок бывают, поют (солдатские)
5. Как затянет наш народ
Песня прямо к сердцу льнёт.
Запоёт про сине море,
Иль про матушку – реку,
Про кручинушку и горе,
Про сердечную тоску (протяжные)
6. На каждый праздник – своя песня:
Про осень пели, пели коляду,
Про Рождество Христово и его воскресье,
Про Масленицу пели, пели про весну (календарные)
У. – Ребята, как вы думаете, вы справились с задание на «отлично»?
Д. – Да!
У. – А зачем мы поём русские народные песни, зачем мы передаём их из поколения в поколение?
Д. – Чтобы помнить о прошлом, песня нас учит добру, рассказывает о жизни русского народа.
У. – Прекрасные ответы. И чтобы мы, действительно, не забывали о народных песнях, многие русские композиторы вводят в свои музыкальные произведения мелодии старинных русских песен. Имя такого композитора мы уже знаем, кто это?
Д. – Пётр Ильич Чайковский
У. – А какую известную русскую народную песню он использовал в своём симфоническом произведении?
Д. – «Во поле берёза стояла»
У. – Давайте послушаем фрагмент из 4 симфонии Чайковского, где и услышим знакомую нам мелодию песни «Во поле берёза стояла»
(слушание)
У. – А теперь мы пересядем в поезд и отправимся дальше (выбирается машинист – фуражка)
Слева видите – гора?
Ехать вам как раз туда
Вот под этой под горой
Живёт волк, уж очень злой.
Тише, тише не шумите
Злого волка не будите!
У. – Ребята, споём волку нашу колыбельную песню
(исполняется песня колыбельная песня)
У. – Почему колыбельные песни называются – колыбельными?
Д. – От слова колыбель, так раньше называли детскую кроватку, где спал ребёнок.
У. – Полдороги, пол пути
Быстро мы смогли пройти
А сейчас мы отдохнём
И опять вперёд пойдём.
(физкульминутка «Если нравиться тебе…»)
У. – Справа медведь, он любит петь
Громко поёт, пройти не даёт
По секрету вам скажу:
С этим мишкой я дружу
Вы ему – частушек много
Он уступит вам дорогу.
У. – На прошлом уроке вам было дано домашнее задание – сочинить частушку. Кто же смелый нам пропеть?
(выступление ребят)
У. – Какие по характеру частушки?
Д. – Озорные, весёлые, смешные, юморные.
У. – Вот такие же частушки Родион Щедрин изобразил в своём музыкальном произведении, он так и назвал его «Озорные частушки». Давайте послушаем.
(слушание)
У. - Вопрос для самого внимательного слушателя: «Какому инструменту композитор доверил изображать голос человека, он звучал громче всех»?
Д. – Труба
У. – А нам уж надо торопиться.
И теперь наискосок
Через тропочку в лесок
Вот, ребята вот мой дом
Хорошо, уютно в нём!
У. – Вот и подошло наше музыкальное путешествие к завершению. Как ваше настроение? Понравилось ли вам путешествовать?
Д. – Да, да!
У. – Ребята, подведём итоги нашего путешествия. Сегодня вы все очень хорошо поработали, но оценку себе вы поставите сами. Тимошка приготовил вам маленькие разноцветные ленточки (красные и жёлтые). Выберите себе цвет той ленточки, которая соответствует оценке, заработанной на сегодняшнем уроке (к. -«5», ж. –«4»)
(музыкальное прощание)
У. – До скорой встречи, ребята!
Д. – До свидания, учитель!