Папки-передвижки

Обобщающий урок в 4 классе «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка» (1 фото)

Косарева Наталья Петровна
Обобщающий урок в 4 классе «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка»
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальное путешествие в деревню Гармошка

Конспект открытого урока

«Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка»

Обобщающий урок 1 четверти в 4 классе в разделе «Россия – Родина моя»

Цель: обобщить, систематизировать и углубить полученные знаний обучающихся о русской народной песне – источнике многовековой народной духовной культуры.

Задачи:

1. Обучающие:

• Закрепить умение различать интонационные особенности русской народной песни;

• Закрепить понятия: народная и композиторская музыка;

Публикация «Обобщающий урок в 4 классе „Музыкальное путешествие в деревню „Гармошка“» размещена в разделах

• Учить различать на слух звучание русских народных инструментов;

• Организовать процесс анализа знакомой народной и композиторской музыки;

2. Развивающие:

• Развивать навыки музыкального восприятия;

• В процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический слух;

• Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

• В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки обучающихся, метроритмическое чувство;

• Развивать творческие способности обучающихся, самостоятельность.

3. Воспитательные:

• На основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества, музыки П. И. Чайковского, Р. Щедрина воспитывать любовь к музыке;

• Прививать любовь к Родине, народным традициям, обычаям, народной музыке4

• Воспитывать доброжелательность;

• Обогащать духовный мир детей;

• Формировать навыки: коммуникативные, психологического единства класса в групповых формах работы;

• Формировать психологически - уравновешенный микроклимат в процессе работы;

• Формировать интерес к предмету.

Наглядно-дидактический материал:

Конверт с письмом Тимошки, его портрет;

Телеграммы с загадками;

Кроссворд;

Карта музыкального путешествия;

Стихотворение (зашифрованные особенности русской народной песни);

Фуражка железнодорожника, штурвал, гюйс (морской воротник).

Музыкальный материал:

Русская народная песня «Вниз по матушке по Волге»;

Русая народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»;

Русская народная песня «Калинка» (в оркестровом исполнении);

П. И. Чайковский 4 симфония Финал (фрагмент);

Р. Щедрин «Озорные частушки»;

В. Шаинский «Колыбельная медведицы»;

Ход урока

(Дети входят в класс под музыку и рассаживаются на два ряда – 2 команды)

Музыкальное приветствие:

Учитель (У.) – Здравствуйте, ребята!

Дети (Д.) - Здравствуйте, учитель!

У. – Сегодня наш урок посвящён русской народной песне, о разных видах которой мы говорили на предыдущих уроках. Однако урок будет не совсем обычным. Утром к нам в школу пришло письмо (показывается большой конверт, и я его сейчас вам прочитаю:

Здравствуйте, ребятишки

Озорники и шалунишки!

Я – Тим Тимошка (показывает нарисованный портрет)

Из деревни Гармошка,

В гости вас к себе зову

Сладким чаем угощу.

Жду вас всех в своей избушке

Возле леса на опушке,

Чтобы вы поторопились

И в лесу не заблудились?

Посылаю карту вам

Я её составил сам (показывается карта)

У. –Ребята! Ну, что отправимся в путешествие?

Д. – Да!

У. – Так как наш урок музыкальный, то и путешествие в деревню Гармошка будет музыкальным. Согласны?

Д. –Да

У. – Отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошкино письмо. Так, что же ждёт нас впереди? (читает письмо)

Впереди вас ждёт река, широка и глубока.

Вы по ней плывите, да не утоните!

(учитель выбирает морского капитана – морской воротник)

У. - Ребята, а в какой песне упоминается река?

Д. – «Вниз по матушке по Волге»

У. – Эта песня народная или композиторская?

Д. – Народная

У. – Скажите, почему мы сразу определяем, что эта песня русская народная

Д. – В этой песне есть характерные особенности исполнения, которые присуще народной песне

У. – А вот какие особенности русской народной песни вы знаете? Ответы на этот вопрос попробуют найти ваши капитаны (раздаются заранее заготовленные стихотворения, в которых спрятаны характерные черты исполнения народной песни, задача - отыскать эти особенности)

В большой деревни над рекой

Толпа весёлая сошлась

И звонко песня хоровая

На всю окрестность залелась.

Вот одним голосом сначала

Поёт протяжно запевала

Вот подстаёт к нему другой

Ещё, ещё и целый хор.

Слова, что раньше говорились

Теперь уж в песнях стары стали.

За счёт распева – удлинились,

За счёт обрыва – оборвались.

Звучат, народны инструменты

В большой деревни над рекой

Здесь балалайки, ложки, гусли звонки

Их голоса звучат наперебой!

У. – Пока ваши капитаны выполняют задание, а мы с вами ещё раз послушаем песню «Вниз по матушке по Волге» (1 куплет исполняет сам учитель a cappela)

(проверяется здание капитанов)

У. Продолжим наше путешествие. Куда же дальше? Читаем письмо Тимошки.

Речку одолели – и вперёд смелее

На пригорке деревушка

Под названьем Веселушка.

Развесёлый в ней народ

Песни русские поёт.

И вы запевайте

В деревню ту шагайте,

Чтобы легче вам шагалось

В эту деревушку

Запевайте-ка, ребята

Песню Солдатушки

(все хором исполняют песню «Солдатушки, бравы ребятушки»)

У. – Какие характерные особенности вы узнали в этой песне?

Д. – Распев, старые слова, запевала + хор.

У. – Ну, что же сделаем остановку в весёлой деревушке. А Тимошка снова приготовил нам задание – это загадки, которые прислал нам в телеграммах. В отгадках спрятались разновидности русских народных песен, ответы будем вписывать в кроссворд.

(загадки зачитываются поочерёдно каждой команде)

У. – Готовы?

Д. - Да!

Н

1 Ч А С Т У Ш К А

2 Х О Р О В О Д Н Ы Е

3 П Л Я С О В Ы Е

4 С О Л Д А Т С К И Е

5 П Р О Я Ж Н Ы Е

6 К А Л Е Н Д А Р Н Ы Е

7 П Е С Н Я

7. Чтобы эта получилась

Обобщающий урок в 4 классе «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка»

Надо многим потрудиться!

Надо музыку придумать

И слова должны сложиться (песня).

1. Эта песня невеличка

Есть в ней юмор, озорство.

В ней всего четыре строчки

Смех, веселье, шутовство (частушка)

2. Посмотрите, поглядите!

Собрался честной народ.

На полянке льётся пенье

И кружиться … (хоровод)

3. Как услышишь удалую

Балалайки звонку трель,

Или песню заводную

Ног не удержать, поверь! (плясовые)

4. Для души, без прикрас

Люди песни поют!

Даже если на подвиг в бессмертье идут

И тогда напоследок бывают, поют (солдатские)

5. Как затянет наш народ

Песня прямо к сердцу льнёт.

Запоёт про сине море,

Иль про матушку – реку,

Про кручинушку и горе,

Про сердечную тоску (протяжные)

6. На каждый праздник – своя песня:

Про осень пели, пели коляду,

Про Рождество Христово и его воскресье,

Про Масленицу пели, пели про весну (календарные)

У. – Ребята, как вы думаете, вы справились с задание на «отлично»?

Д. – Да!

У. – А зачем мы поём русские народные песни, зачем мы передаём их из поколения в поколение?

Д. – Чтобы помнить о прошлом, песня нас учит добру, рассказывает о жизни русского народа.

У. – Прекрасные ответы. И чтобы мы, действительно, не забывали о народных песнях, многие русские композиторы вводят в свои музыкальные произведения мелодии старинных русских песен. Имя такого композитора мы уже знаем, кто это?

Д. – Пётр Ильич Чайковский

У. – А какую известную русскую народную песню он использовал в своём симфоническом произведении?

Д. – «Во поле берёза стояла»

У. – Давайте послушаем фрагмент из 4 симфонии Чайковского, где и услышим знакомую нам мелодию песни «Во поле берёза стояла»

(слушание)

У. – А теперь мы пересядем в поезд и отправимся дальше (выбирается машинист – фуражка)

Слева видите – гора?

Ехать вам как раз туда

Вот под этой под горой

Живёт волк, уж очень злой.

Тише, тише не шумите

Злого волка не будите!

У. – Ребята, споём волку нашу колыбельную песню

(исполняется песня колыбельная песня)

У. – Почему колыбельные песни называются – колыбельными?

Д. – От слова колыбель, так раньше называли детскую кроватку, где спал ребёнок.

У. – Полдороги, пол пути

Быстро мы смогли пройти

А сейчас мы отдохнём

И опять вперёд пойдём.

(физкульминутка «Если нравиться тебе…»)

У. – Справа медведь, он любит петь

Громко поёт, пройти не даёт

По секрету вам скажу:

С этим мишкой я дружу

Вы ему – частушек много

Он уступит вам дорогу.

У. – На прошлом уроке вам было дано домашнее задание – сочинить частушку. Кто же смелый нам пропеть?

(выступление ребят)

У. – Какие по характеру частушки?

Д. – Озорные, весёлые, смешные, юморные.

У. – Вот такие же частушки Родион Щедрин изобразил в своём музыкальном произведении, он так и назвал его «Озорные частушки». Давайте послушаем.

(слушание)

У. - Вопрос для самого внимательного слушателя: «Какому инструменту композитор доверил изображать голос человека, он звучал громче всех»?

Д. – Труба

У. – А нам уж надо торопиться.

И теперь наискосок

Через тропочку в лесок

Вот, ребята вот мой дом

Хорошо, уютно в нём!

У. – Вот и подошло наше музыкальное путешествие к завершению. Как ваше настроение? Понравилось ли вам путешествовать?

Д. – Да, да!

У. – Ребята, подведём итоги нашего путешествия. Сегодня вы все очень хорошо поработали, но оценку себе вы поставите сами. Тимошка приготовил вам маленькие разноцветные ленточки (красные и жёлтые). Выберите себе цвет той ленточки, которая соответствует оценке, заработанной на сегодняшнем уроке (к. -«5», ж. –«4»)

(музыкальное прощание)

У. – До скорой встречи, ребята!

Д. – До свидания, учитель!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о музыкальном занятии для детей старшей группы «Путешествие в деревню Фольклорная»Фотоотчёт о музыкальном занятии для детей старшей группы «Путешествие в деревню Фольклорная» Под фонограмму песни “Во поле берёзка стояла” ребята, держась за руки, зашли в музыкальный зал. Игра-приветствие “Вежливые слова” помогла.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в деревню» с детьми группы раннего возраста Цель деятельности: Закрепить знания детей о домашних птицах – петухе, курице и цыплятах. Воспитательные задачи: Воспитывать чувство любви.

Фотоотчет о занятии «Путешествие к бабушке в деревню» в младшей группеФотоотчет о занятии «Путешествие к бабушке в деревню» в младшей группе ФОТООТЧЕТ " ПУТЕШЕСТВИЕ К БАБУШКЕ В ДЕРЕВНЮ" В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Предлагаем вашему.

Конспект интегрированного урока «Путешествие в деревню «Сказкино» для учащихся 1–4-х классов с ОВЗ Интегрированный урок учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья Цель урока:.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в деревню» (домашние животные). Средняя группаКонспект интегрированного занятия «Путешествие в деревню» (домашние животные). Средняя группа .

НОД по речевому развитию «Путешествие в деревню сказок» (средняя группа) Путешествие в деревню «Сказок» Цель: учить детей внимательно слушать сказку, воспитывать эмоциональное восприятие её содержания, закрепить.

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в деревню Сказкино» во второй младшей группеНепосредственная образовательная деятельность «Путешествие в деревню Сказкино» во второй младшей группе Цель: Развитие у детей памяти, мышления, внимания, воображения и речи через произведения устного народного творчества. Задачи: Развивать.

Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Урок-путешествие по математике «Оценим свои достижения» во 2 классе «б» классе (Программа «Школа России», учебник математики М. И. Моро, М. А. Бантова) Тема урока: «Оценим свои достижения». Тип урока: урок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщающий урок в 4 классе «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка»
Опубликовано: 23 января 2022 в 06:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщающий урок в 4 классе «Музыкальное путешествие в деревню «Гармошка»» (включая файлы) размещена пользователем Косарева Наталья Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД