Любовь Юрьевна Башкатова
Обобщающий урок по разделу «Страна детства» 4 класс Школа России
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщающий урок по разделу 4 класс Школа России
Областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат III-IV видов»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
литературного чтения
тема: Обобщение по разделу
«Страна детства»
в 4 б классе
Ульяновск
2012
ТИП УРОКА : комбинированный
Публикация «Обобщающий урок по разделу „Страна детства“ 4 класс Школа России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
ЦЕЛЬ: Повторение и обобщение произведений по разделу «Страна детства».
ЗАДАЧИ:
Обучающая:
Повторить содержание прочитанных произведений и их авторов.
Совершенствовать умения узнавать прочитанное произведение по героям, отрывкам, предметам, иллюстрациям.
Развивающие:
Развивать умения читать по ролям, инсценировать отрывки.
Развивать правильную речь учащихся.
Способствовать развитию приё мов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
Коррекционные:
Создавать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение
организовывать и поддерживать диалог, слушать учителя и одноклассников;
социальной компетентности: взаимное сотрудничество (работа в группах).
Воспитательные:
Воспитывать толерантность по отношению друг к другу, уважение к мнению
собеседника.
Прививать культуру поведения в гостях.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: частично – поисковый, словесные, наглядные, практические.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- личностно – ориентированное обучение;
- педагогика сотрудничества (учитель - ученик, ученик – ученик, учебная дискуссия);
- ИКТ - технология (презентация).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- развитие коммуникативной активности детей
ОБОРУДОВАНИЕ:
Экран, мультимедийный проектор, ноутбук
Презентация к уроку
Карточки с текстами для проверки техники чтения
Дерево без листьев, листочки (зелёные, жёлтые, красные)
Жетоны-баллы
Медали
Новогодняя ёлочка, корзинка с шишками, кораблик.
Чудесный мешочек (яблоко, кораблик, шишка, конфета,
фарфоровая кукла, варежка)
Выставка книг «Страна детства»
Рисунки детей к прочитанным произведениям
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, сейчас урок чтения. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
В нашем классе все друзья :
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
- Я рада встрече с вами. Надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.
II. Сообщение темы, целей урока.
- Вы готовы сотрудничать со мной? Тогда приступаем к работе.
- Внимательно послушайте стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Мой секрет» :
В той удивительной стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне,
И пять, и десять лет.
В Стране Фантазий и Проказ,
И озорных Затей,
Когда-то каждый был из нас,
Одним из тех детей.
Все те, кто рос тогда со мной,
И набирал года,
Однажды с этою Страной,
Простились навсегда.
- О какой Стране идёт речь? (О Стране Детства)
- Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»? (Стали взрослыми)
- Почему мы начали урок именно с этого стихотворения? (Мы изучили раздел «Страна детства»)
- Верно. И сегодня мы повторим и обобщим все произведения, изученные в разделе «Страна детства», вспомним авторов произведений, будем узнавать произведения по героям, отрывкам, предметам, иллюстрациям; будем читать по ролям, инсценировать отрывок из произведения.
- А пройдёт наш урок в форме игры - «Своя игра».
III. Работа по теме урока
1) Минутка чтения
- Перед началом игры, проведём минутку чтения.
- У вас на столах карточки с текстами. В течение 1 минуты по моей команде вы читаете текст жужжащим чтением. По истечению минуты, я скажу «стоп». А вы карандашом поставите точку в том месте, где закончили читать и посчитаете количество слов. Под текстом напишите, сколько слов вы прочитали за одну минуту.
- Ребята, чтобы совершенствовать технику чтения, нужно больше читать. Эту работу будем продолжать на последующих уроках.
2) Объяснение правил игры
- А теперь переходим к нашей игре. Внимательно послушайте правила игры.
- Будет две команды. 1 команда «Знатоки», а 2- «Эрудиты».
- Для того, чтобы игра прошла организованно, выберите в каждой команде капитана. Капитан после обсуждения вопроса будет выбирать отвечающего.
- На экране высветилось табло с названиями категорий. Давайте их прочитаем.
- В каждой категории по 5 вопросов, стоимостью 10, 20, 30, 40 и 50 баллов. Естественно, чем больше балл, тем труднее вопрос. Команды по очереди выбирают категорию и вопрос. На подготовку ответа даётся 30 секунд.
- Хочу предупредить, хоть вы и работаете в командах, оценку получит каждый индивидуально. Будет учитываться умение работать в команде, обсуждение вопросов, предложение своей версии ответа и, конечно же, правильный ответ на вопрос. А так же сплочённость и дружба команды и умение прислушиваться к мнению товарищей. В конце игры мы подсчитаем баллы и выявим команду победителей.
- Помните: Один за всех и все за одного!
- Я желаю вам удачи!
3) «Своя игра»
1. Жеребьёвка
- Жеребьёвкой решим, какая команда начнёт игру первой. Для этого отгадайте загадку:
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.
(Дневник)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
- Команда «…» выбирайте категорию и вопрос.
2. Игра.
1 категория «Узнай писателя»
10 Назовите имя и отчество Зощенко.
(Михаил Михайлович Зощенко)
20 Какой писатель родился в семье железнодорожного служащего?
(Константин Георгиевич Паустовский)
30 Кто из писателей сменил множество профессий, таких как агент уголовного розыска, инструктор по кролиководству и птицеводству, милиционер, плотник, актёр, и многие другие?
(М. М. Зощенко)
40 Кто из писателей был дрессировщиком?
(Б. С. Житков)
50 Узнай писателей.
(Б. С. Житков, М. М. Зощенко, К. Г. Паустовский)
2 категория «Говорят персонажи»
10 «Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощенье».
(мама Лёли и Миньки, «Ёлка», М. М. Зощенко)
20 «Разве за всю свою жизнь, вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?»
(Дагни, «Корзина с еловыми шишками»)
30 «Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал – то!»
(Боря, «Как я ловил человечков» Б. С. Житков)
40 «Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтоб мои дети были жадные и злые».
(папа Лёли и Миньки. «Ёлка», М. М. Зощенко)
50 «Ты ещё маленькая и много не понимаешь. Учись терпению».
(Эдвард Григ. «Корзина с еловыми шишками», К. Г. Паустовский)
3 категория «Живая картина»
10 Узнай произведение по иллюстрации.
(«Как я ловил человечков», Б. С. Житков)
20 Назовите лишнюю иллюстрацию. Почему она лишняя?
30 Кот в мешке (определите на ощупь предметы из рассказов).
40 Чтение по ролям стр. 47 – 49.
50 Инсценировка отрывка из рассказа «Ёлка». Лёля и Минька у ёлки.
4 категория «Герои рассказов»
10 Что не сдержал мальчик Боря в рассказе «Как я ловил человечков»?
(Честное слово, которое дал бабушке)
20 Эта девочка вдохновила великого композитора.
(Дагни)
30 В какое время года произошла встреча композитора Эдварда Грига с девочкой Дагни в рассказе «Корзина с еловыми шишками» К. Г. Паустовского.
(осенью)
40 Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет … .
(разбойником, «Ёлка»)
50 Этот инструмент мог петь обо всём.
(Рояль)
IV. Физминутка, гимнастика для глаз.
V. Подведение итогов игры.
- Давайте подведём итог игры. Посчитайте баллы, набранные вами в течение игры.
- Победила команда «…»! Давайте им поаплодируем.
- Команда «…» награждаются медалями за замятое 1 место. Команда … награждается медалями за занятое 2 место в игре.
- Хочется сказать, что обе команды показали себя достойно. Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
VI. Чтение понравившегося отрывка. Воспитательная работа. (дополнительно)
- Ребята, вам понравились произведения раздела «Страна детства»?
- Тогда предлагаю прочитать отрывок из произведения «Ёлка» автора …, стр. 62 – 63. Читаем по цепочке.
- Почему стали расходиться гости? (Гостям не понравилось как
- За что и как были наказаны Лёля и Минька? (За яблоко. Лёлю поставили носом в угол, а Миньке не подарили паровозик.)
- Как повёл себя Минька? (Рассердился и ударил мальчика по руке игрушкой)
- Что произошло между взрослыми? (Они поссорились, забрали своих детей и ушли)
- Кто во всём этом был виноват? (Лёля и Минька). Почему? (Из – за них произошла ссора. Они были не воспитанные и жадные)
- Ребята, найдите пословицу в этом отрывке. (С вами водиться, что в крапиву садиться).
- Объясните смысл пословицы. (Водиться – дружить. Отказалась тётя дружить, потому что хозяева обошлись с гостями грубо и невежливо, прогнали их. Таких людей называют колкими, резкими и поэтому сравнение с крапивой).
- Как вы думаете, кто прав - гости или хозяева?
- Ну что, мы разобрали сложную ситуацию. Вспомнили правила поведения в гостях. Я довольна вами.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Произведения каких писателей мы повторили на уроке?
- Какое произведение вам понравилось больше всего? Почему?
- Обратите внимание на доску. Что вы видите? (дерево). Какое оно? (Голое)
- Когда бывают такие деревья? В какое время года? (зимой)
- Давайте, оденем дерево: если настроение отличное, и вы довольны своей работой и урок понравился – зелёный листок; не очень – жёлтый; не понравился и настроение плохое – красный.
- И я прикреплю листок зелёного цвета, потому что довольна вашей работой.
- Какое дерево получилось? (Летнее, красивое, нарядное)
VIII. Выставление оценок.
- За урок получили такие отметки … .
XI. Д\з
Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.