Анастасия Иванова
Конспект обобщающей беседы «О лесе» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающие: закреплять знания о типах леса и его значимости.
Развивающие: развивать связную речь, мышление, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: кордон.
Публикация «Конспект обобщающей беседы „О лесе“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение детям природоведческой литературы, рассматривание репродукции картин художников о природе, чтение и заучивание стихов на экологическую тему, экскурсии в парк, сосновый бор.
Индивидуальная работа: Захар А. – отрабатывать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Оборудование и материалы:
- демонстрационный: репродукции картин художников (развешаны по групповой комнате) : Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», Шишкин «Корабельная роща», Левитан «Березовая роща»; иллюстрации по теме; фонограмма «Звуки леса»; корзинка лесных орехов
- раздаточный: -
Методическое обеспечение:
Ход занятия.
Начало.
Загадываю загадку:
В одно прекрасное село
Хочу я нас позвать.
Тому немало повезло,
Кто смог гам побывать.
Там каждый дом и каждый двор
Зелёной крышей крыт,
Цветами вытканный ковёр
На улице лежит
Там нет заборов и дверей
Открыты окна в сад.
Там встретят песнями гостей,
На славу угостят.
Кому бывать там повезло,
Тот повидал чудес!
А необычное село
Зовут …
Дети: Зеленый лес
- Как догадались, что загадка про лес? (рассуждают). Да, наше путешествие в большой зеленый дом - лес и по его комнатам.
Основная часть.
Почему можно лес назвать домом! (потому что растения и животные, не могут жить друг без друга). Что же за невидимые стены в этом доме, который не построил человек? (можно идти по лесу и разное видеть, стенок нет, а все равно разное). Да, лес очень разный! (у картины Шишкина «Корабельная роща») Шуршит сухими брусничными листьями сосняк. Где мы сейчас? (В сосновом лесу) Сосновый лес ещё называют БОР. Идем дальше и видим, изумрудный ковер черники. Теперь в какой лес вошли? (у картины Шишкина «В лесу графини Мордвиновой»; ответ - в хвойный лес) И хвойный лес тоже называют БОРОМ. Перешли в другую комнату. А стенку увидели? (нет, мы перешли из соснового бора в еловый лес). Да, разные комнаты, разный лес. Идем дальше. Непролазна чаща кустарника. Это что там растет? (малина) Идем дальше по лесу. Дошли до болота. Лес стал редким. Прошли болото. И вдруг стало кругом светло-светло. Какой лес радует светом и белизной? (картина ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»; ответ – березняк) Жильцов этого леса можете назвать? Какой лес любит бурый МЕДВЕДЬ? (где много ягод и есть река) Медведь хищник, но если есть растительная пища, то обходится и без мяса. В речке рыбку выловит, вот ему и хватит. Потому, как его называют? (всеядный) Где любит жить ЛИСИЦА? (в норе, среди корней роет нору) что за невидимые потолки, почему в загадке так сказано? Какой первый этаж? (под землей корни, мыши живут, кроты) Кто живет выше? (в кустах живут кукушки, делают гнезда. А дятел ещё повыше дупло долбит. Белка еще выше дятла может сделать дупло. Выше делают те птицы, которые любят поближе к небу быть) Да, соколиные семейства. Какие же квартиры сухие и светлые? (те, которые на деревьях, белки и птицы) У кого темные квартиры? (у медведя, лисицы, барсука, ежа) Кто охраняет лес? (лесничий) Лесничий, лесник, лесовод. Она из древних профессий, с давних пор на Руси охраняли леса. Зачем лесничий охраняет лес. Вдруг — лесной пожар? Вдруг плохой человек с топором придёт? Вдруг — заведется вредная гусеница, жучок? Вот и прощай лес! А чтобы этого не было на кордоне, лесник отправляется в обход. Он обходит лес и первый видит, если появится жук-короед. Жук-короед небольшой, а может съесть большой лес. Жуков столько, что на каждом дереве сидят, у каждого сучка сидят, грызут и точат. Их руками не снимешь. И тогда лесник вызывает помощь. Прилетит самолёт, и разбросает жёлтый ядовитый порошок. Забегает короед, но никуда не деться, не спастись. Зачем создают кордон? Если рубить лес, то только старые деревья, а молодые не трогать, тогда вреда не будет. Так и СЕКУТ лес, секут — значит, валят старые большие деревья. Вывозят лес грузовыми машинами - лесовозами. Лесовозы вывозят длинные деревья с обрубленными сучьями — ХЛЫСТАМИ они называются. Пилят деревья пилами. Когда вывезут хлысты, на большой поляне, где раньше очень старые деревья росли одни пеньки остаются. Какие деревья секут в лесу лесорубы?
Как же тогда лес восстанавливается? Кто его сажает? Чтобы ответить на мой вопрос, слушайте дальше. На кордоне — лесном посту — возле избы лесника — грядки! А на грядках не помидоры, не огурцы расту, а маленькие, пушистенькие ёлочки! Когда жарко, их поливают, и землю вокруг них тоже разрыхляют граблями. Все, как на огороде. У ёлочек на грядках земля чёрная. А у сосенок — песок. Кто что любит! Весной этого лесного питомника, саженцы — совсем еще молоденькие сосенки и ёлочки — привезут на лесосеку. Здесь их посадят, будет расти новый лес. Почему саженцы привезут на лесосеку? (потому, что там вырубили старые деревья) А лет через семьдесят дерево станет взрослым. Быстро или долго? Дерево очень медленно растёт. Так кто же знает ГРАМОТУ леса! (ЛЕСНИК)
Концовка.
Воспитатель: наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним стихотворение поэта Алексея Кольцова «Домик лесника»
Под фонограмму «Звуки леса» дети рассказывают по строчке стихотворение
В темном лесе, за рекой
Стоит домик небольшой,
С двумя светлыми окнами,
С распашными воротами.
Под замком те ворота,
И калитка заперта,—
Чтоб не зашел туда рогатый
Леший, страшный и косматый;
Чтобы не зашел туда упырь,
Ни проезжий богатырь,
Кто ж живет тут одиноко,
От жилья кругом далеко?
Рыболов ли небогатый?
Иль разбойник бородатый
В нем спасается мольбой
С сундуками и казной?
Живет в доме с давних пор —
Караулит царский бор -
Лесной староста с женою.
Третьей дочкой молодою.
- Вот и вернулись мы с вами из путешествия по лесным комнатам. Что вам больше понравилось в путешествии? Что нового узнали? Лесник передал вам угощение, как вы думаете, что это может быть? Корзинка лесных орехов.