Островерхова Наталья Владимировна
Обеспечение соблюдения прав ребенка — наш долг
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема реализации прав ребенка существовала в России во все времена, к сожалению она не решена и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость в разработке научно - обоснованного комплекса мер, наделяющих ребенка правами, гарантирующими гармоничное развитие его личности и создающих систему правовых условий для реализации этих прав.
Публикация «Обеспечение соблюдения прав ребенка — наш долг» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Дети - не только будущее, но и настоящее, не только национальная, но и общечеловеческая ценность. Это особая, со своими интересами социально-демографическая группа, нуждающаяся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе государства и общества. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни и другие пороки сказались, прежде всего, на семьях и детях. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность (до 4 млн. чел., бегство детей из семей из-за жестокого с ними обращения, рост количества дел о лишении родительских прав, социального сиротства - неутешительные факты из жизни российского государства постсоветского периода.
Подтверждение тому официальная статистика: за последние несколько лет происходит постоянное ухудшение положения детей, отмечается многократный рост посягательств на их права, в том числе семейные. Так, за 1999-2001 годы, число детей в стране уменьшилось на 2,3 млн. Сохраняются неблагоприятные тенденции заболеваемости детей и подростков социально обусловленными заболеваниями (туберкулез, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания).
Анализ семейного законодательства (всего изучено около 140 нормативных правовых актов, регламентирующих положение детей, показывает, что ребенок в РФ наделен определенным комплексом прав для полноценного существования в обществе.
Однако осуществление прав ребенка, признанного самостоятельным участником семейных отношений, связано с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением отдельных положений нормативных правовых актов в области прав ребенка.
Принятые Семейный кодекс, другие Федеральные законы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка. Вместе с тем некоторые фундаментальные принципы этого международного документа не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка; не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами; не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав; не выработана единая система критериев, которые составили бы основы нормотворческой деятельности в области прав ребенка и исключали разнонаправленность правового регулирования и свидетельствовали бы о государственно-правовой опеке над детьми.
Многие положения семейного законодательства в РФ не получили научное обоснование. Правоприменительная деятельность в этой сфере имеет свои недостатки и нуждается в научно-обоснованных рекомендациях. Отмечается рассогласование между правовыми актами и практикой их исполнения.
Все эти обстоятельства требуют изучения семейно-правового положения ребенка, проблем реализации его семейных прав и выявления научно -обоснованной системы мер их решения.
В специальной литературе вопросы реализации семейных прав ребенка изучены неполно. Монографических и диссертационных исследований на основе анализа нового семейного законодательства по данной проблеме не проводилось. Отдельные статьи не решали проблему.
Забота о детях является залогом процветания государства и общества, причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем проведения социальной политики в отношении семьи и детства способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом.
В развитие темы следует отметить, что конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе несовершеннолетнего, обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:
- международно-правовой механизм защиты прав человека;
- конституционно-судебный механизм (конституционный суд);
- судебная защита (суды общей и арбитражной юрисдикции);
- административные действия органов исполнительной власти;
- законная самозащита человеком своих прав.
К этому способу защиты можно отнести порядок и условия, в рамках которых ребенок лично или через законных представителей, но без обращения к компетентным органам, по возможности применяет меры фактического или юридического характера, направленные на восстановление (признание) нарушенных прав.
В ряде стран вышеприведенный набор средств и методов защиты конституционных прав и свобод может быть расширен, будучи дополненным административной юстицией (квазисудебные органы для рассмотрения споров между человеком и правительственными органами, трудовой юстицией (для рассмотрения трудовых споров, в том числе между несовершеннолетним работником и государством, ювенальной юстицией и т. п. В России эти формы правозащитной деятельности пока не получили должного распространения, поскольку, несмотря на теоретическую проработанность этого вопроса, элементы гражданского общества еще недостаточно развиты.
В контексте рассматриваемого вопроса, связанного с внесудебной защитой прав и интересов несовершеннолетних, несомненный интерес вызывают способы и виды защиты как в национальном законодательстве, так и в международном, а также в ряде других государств.
Понятно, что защите должны подлежать все права ребенка, предусмотренные Конституцией РФ в качестве основных прав и свобод человека и гражданина; семейные права ребенка, перечень которых содержится в Семейном кодексе РФ (например, право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и т. д.). И наконец, речь должна идти об особой защите прав и интересов ребенка, обусловленной неполной дееспособностью детей, определяемой задачами прогрессивного национального и глобального развития в целом, основанной на содержании ст. 7 и 38 Конституции РФ, включающей, как и Конвенция о правах ребенка, такие права, как право на обеспечение достойного уровня жизни и т. п.
Обеспечение соблюдения прав ребенка, признание за ним всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, документами международного права, федеральными и региональными нормативными актами, являются одним из приоритетных направлений государственной социальной политики.
Под социальными механизмами защиты прав несовершеннолетних понимаются формы, методы, способы и виды комплексного содействия несовершеннолетним со стороны государства и общества, направленные на создание условий достойной жизни и гармоничного физического и духовно-нравственного развития детей, наиболее полную реализацию их потенциала во всех сферах общественной жизни. Соответственно социальные механизмы защиты также включают в себя и правовые, то есть их нормативное правовое обеспечение.
В данном случае под социальным механизмом подразумевается вся система государственной поддержки, обеспечения детей, которая определяется в первую очередь уровнем социально-экономического развития страны.
Понятие правовой защиты можно охарактеризовать как обеспечение прав и законных интересов юридическими средствами. Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними. Правовая защита охватывает всю сферу жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, здравоохранение, труд, социальное обеспечение, досуг и др.
Обобщая все это, следует сказать, что механизм защиты состоит из системы элементов, функционирование каждого из которых вовлекает в работу другого; а суть работы механизма выражается в том, что отдельно взятый его элемент приводит в действие другой, который "тянет" за собой целый ряд элементов. В таком понимании механизм защиты прав ребенка в России, по мнению М. В. Немытиной, "хромает" в силу прежде всего двух причин.
Первая состоит в том, что в различных отраслях права (конституционном, гражданском, семейном, административном и др.) существует огромный массив нормативных актов, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовершеннолетних в различных сферах жизни общества, совершенствования институтов, связанных с детством. Однако в современном российском праве слабо представлена межотраслевая и межпредметная связь, что, в свою очередь, мешает совершенствованию правового регулирования, восполнению пробелов и преодолению коллизий, реализации на практике декларированных в законодательстве в интересах детей подходов.
Вторая причина заключается не в отсутствии органов государства, призванных защитить права ребенка (в действительности в государстве есть кому заниматься детством, а в отсутствии взаимодействия между ними. Эти вопросы должны решать органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется органами прокуратуры (ч. 3 ст. 10 Закона). Существует специализация судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних. В последнее время в ряде субъектов РФ появился институт Уполномоченного по правам ребенка.
Очевидна и третья причина, затрудняющая эффективность действия механизма правовой и социальной защиты ребенка. Нет единой системы субъектов, ориентированной только на решение этой социально важной задачи. Большинство из них осуществляют защитные функции в рассматриваемой области наряду с другими своими обязанностями. Практически это характерно для всех органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г., Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. перед Российским государством и обществом были поставлены следующие проблемы и стратегические задачи в сфере улучшения положения детей:
- максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
- приоритетное внимание к проблемам детей, в любом обществе находящихся в особо трудных условиях, - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
- законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.
Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическим условиям. Так, с 1992 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
Несмотря на проводимую профилактическую работу со стороны всех субъектов системы профилактики и правонарушений, а также создание на федеральном уровне Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, которую возглавлял Министр внутренних дел Российской Федерации Р. Г. Нургалиев (во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" 16 декабря 2010 г. с января 2011 г. руководство комиссией возложено на заместителя Правительства Председателя Правительства Российской Федерации, в подростковой среде не снижается рост правонарушений. Наличие многочисленных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляет угрозу безопасности личности, общества и государства, что не может не вызывать тревогу политологов и юристов.
Общественные объединения и организации, представляющие собой один из элементов гражданского общества, играют важную роль в решении проблем детства. Они участвуют в разработке и реализации государственных федеральных, региональных и местных программ по вопросам развития, воспитания, образования детей, охраны здоровья, организации их отдыха и досуга, выступают с самостоятельными программами и реализуют их, уделяя при этом особое внимание детям, нуждающимся в попечении общества.
В целом позитивно оценивая деятельность неправительственных общественных организаций по различным направлениям их деятельности, считаем, что для российских правозащитников остается проблематичным вопрос взаимодействия их с государственными учреждениями, потому что обеими сторонами еще не в полной мере осознаны значимость и полезность совместных усилий в реализации конституционных гарантий прав личности. В этой связи очень важными представляются разработка и принятие ФЗ "Об основах системы взаимодействия органов власти РФ с негосударственными некоммерческими организациями" (и соответствующих региональных аналогов).
Совершенно очевидно, что необходимым условием эффективности профилактической работы является организация межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, координации деятельности всех заинтересованных государственных и общественных структур.
В заключение следует отметить, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите несовершеннолетних необходимо уделить пристальное внимание не только созданию новых институтов по охране прав несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности уже имеющихся структур. Так, одним из недостатков Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" является ведомственный подход к решению проблем защиты прав ребенка и отсутствие должного механизма взаимодействия между определенными данным Законом субъектами ювенальной политики.
Таким образом, очевидно существование острой необходимости создания целостной системы профилактики безнадзорности и правонарушений, отвечающей современной социальной, культурной, экономической ситуации, взятым на себя Российской Федерацией международным обязательствам. Реализация этой цели требует последовательных шагов, внедрения и распространения современных эффективных ювенальных технологий защиты прав детей и молодежи.