Кузнецова Ольга
Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С раннего возраста современный ребенок является объектом влияния средств массовой информации, что создает проблему информационной безопасности личности в условиях глобальной информатизации общества. Огромное количество не фильтрованной информации деморализует в первую очередь самую уязвимую часть нашего общества – детей, навязывая ей искусственно искаженное представление о нормах и ценностях человеческой жизни.
Публикация «Обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Влияние Интернета на все сферы общества постоянно усиливается. По данным социологических исследований годовой прирост Интернет – аудитории – минимум 16%. Это тот этап, когда можно говорить о качественных изменениях общества. Но, несмотря на это, в настоящее время еще недостаточно внимания уделяется результатам и последствиям, пожалуй, самого радикального воздействия Интернета на подрастающее цифровое поколение.
Информационная безопасность – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию [2, c. 24].
Обеспечение информационной безопасности детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи.
В этой связи важнейшей задачей является налаживание согласованного взаимодействия семьи, главного института социализации и воспитания детей, с государством и всеми элементами современного медиарынка – производителями и распространителями контента, психолого-педагогическими экспертными сообществами и экспертными сообществами в области художественного образования. Только тесное сотрудничество всех участников медиаиндустрии позволит построить эффективную систему регулирования потребления информационной продукции, максимально безопасную для психического и физического развития и здоровья подрастающего поколения» [4, с. 17].
В соответствие с Федеральным законом № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия) (статья 7).
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим (статья 8) [6].
Современные дошкольники с завидной легкостью овладевают навыками работы с компьютерными новинками. Компьютер является для ребенка игрушкой, необычной и привлекательной. Конечно, польза компьютера неоспорима. С помощью этой современной машины дошкольник :
1. Растет технически грамотным.
2. Чувствует себя увереннее с любой техникой.
3. Развивает логическое мышление.
4. Увеличивает скорость реакции, принятие решения.
5. Улучшает память.
6. Учится концентрировать внимание.
7. Учится визуально воспринимать объекты.
8. Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.
9. Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.
В настоящее время с использованием современных технологий созданы множество очень реалистичных игр для детей. Маленький ребенок может раскрашивать раскраски на компьютере или играть в пазлы. Для детей постарше разработано множество компьютерных программ, обучающих счету и чтению. В виртуальных играх люди, звери, машины как настоящие. Любой ребенок рад заниматься компьютерными играми часами. Игры бывают и на логику, и на быстроту реакции, и на запоминание. В целом, пользу от виртуальных игр можно выразить в следующем:
воспитывается усидчивость;
вырабатывается терпение и настойчивость в достижении цели;
развивают и укрепляют связь между моторикой пальцев рук и мышлением.
многие игры расширяют кругозор детей, знакомят его с историей, техникой, миром вокруг нас;
игры учат детей мыслить аналитически, развивают сообразительность [3, с. 67].
Современный мир невозможно представить без компьютера. И если взрослых компьютер как магнитом притягивает к себе в первую очередь для работы, а затем для развлечения, и для получения удовольствия от общения на форумах и в социальных сетях, то ребенку «взрослая» игрушка интересна вообще.
По результатам последних опросов в больших городах у людей работоспособного возраста развивается компьютеромания: люди бросают все дела и занимаются компьютером.
Наши дети попадают в очень трудное положение. С одной стороны, подражая взрослым, ребенок тянется поиграть за компьютером. С другой стороны, в магазинах продают игрушки, которые не способствуют самостоятельной игре ребенка.
Родители предпочитают покупать ребенку игры и игрушки-трансформеры. Но, к большому сожалению, эти игрушки не способствует игре ребенка как таковой. Такие игрушки развивают скоростные качества и быстроту реакции (быстро схватить, быстро положить, быстро застрелить). А это грозит ребенку еще одной бедой – у детей не развивается полноценно речь и порой в речи у ребенка одни глаголы. Многие родители необдуманно позволяют ребенку слишком длительное время играть за компьютером и не вникают в содержание игры. Психологи отмечают, что у них меняются даже высшие психические функции. Например, по-другому начинает функционировать память – запоминается не содержание, а «места», где можно найти ту или иную информацию; меняется внимание – есть данные, что средняя продолжительность концентрации внимания уменьшилась в десятки раз по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад. Зато появилась ошеломляющая взрослых многозадачность – умение выполнять несколько дел одновременно – учить уроки, слушать музыку, отвечать на сообщения. Специалисты сходятся во мнении, что именно отсюда появляются такие странные и непонятные пока масштабы аутизма, эгоцентризма, инфантилизма, гиперактивности современных детей [1, с. 32].
Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка. Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но бездумное его использование может нанести непоправимый вред здоровью ребенка. Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети переносят в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности.
Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т. д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. К чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия. Очень часто родители, чтобы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадываются, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».
В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. При интенсивной работе за компьютером даже у взрослого человека может появиться головная боль и головокружение, а длительное зрительное переутомление приведет к снижению остроты зрения. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом.
От долгого сидения за компьютером у детей появляется искривление позвоночника. Чтобы не развивался сколиоз, нужно учить детей ровно держать спину, не горбиться, а компьютер установить так, чтобы ребенку не приходилось ни сутулиться, ни вытягивать шею или высоко держать голову. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.
Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие. Лучше не давать дошкольнику серьёзно «подсаживаться» на компьютерные игры. Всё-таки, обычные настольные игры гораздо предпочтительнее. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Компьютерные игры отнимают большую часть детского времени, того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое.
Чтобы компьютер приносил детям пользу, нужно правильно обустроить рабочее место ребенка и придерживаться следующих правил, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером :
ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день;
лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня;
комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена;
врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание;
неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение;
мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребенка;
рекомендованное расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см. ;
в процессе игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз;
занятия за компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми [5, с. 72].
Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности:
следить за тем, во, что играет ребенок, какие фильмы он смотрит;
установить на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка полезному и нужному;
проводить с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов;
чаще играть с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность;
помогать ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать;
не оставлять ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей);
ограничить время нахождения за компьютером.
Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.
Список использованных источников
1. Баранова, Ю. Безопасный интернет запрещать или обучать / Ю. Баранова // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2015. – № 3. – С. 30–33.
2. Ефимова, Л. Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: Монография / Л. Л. Ефимова, С. А. Кочерга. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, – 2016. 239 c.
3. Дошкольник и медиа : проблемы и перспективы взаимодействия // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 9. – С. 6 – 112.
4. Концепция информационной безопасности детей : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 № 2471-р // Вестник образования России». – 2016. – № 1. – С. 17–18.
5. Пятахина, Г. Как обеспечить информационную безопасность воспитанников / Г. Пятахина, Е. Кисина // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2015. – № 7. – С. 71–74.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения 08.03.2020)