Ксения Косых
Об истории ниткографии
▼ Скачать + Заказать документы
Об истории ниткографии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №17»
Ниткография
Выполнила:
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №17»
Косых Ксения Сергеевна.
Хабаровск
2018г.
Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
Публикация «Об истории ниткографии» размещена в разделах
"Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити.
Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
• совершенствовать зрительное восприятие детей;
• развивать зрительно-моторную координацию;
• формировать плавность, ритмичность и точность движений;
• подготавливать руку ребенка к письму.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в…
Цель работы: развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей с общим недоразвитием речи методом ниткографии.
Задачи работы:
• совершенствовать зрительное восприятие детей;
• развивать зрительно-моторную координацию;
• формировать плавность, ритмичность и точность движений;
• подготавливать руку ребенка к письму.
1. Исследование метода ниткографии зарубежными и отечественными авторами (педагогами).
В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски, лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод ниткографии.
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити.
Корни ниткографии можно обнаружить у народа Уичоли. С древних времен индейский народ уичоли, проживающий в центральной Мексике, изготавливает своеобразные картины из пряжи, называемые nierika. Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Согласно повериям, дощечки с такими картинами являются проводниками в мир духов.
Рисование имеет огромное значение в система дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники.
Нетрадиционные техники рисования показывают необычное единство материалов и инструментов. Несомненно, плюсом таких техник будет универсальность их применения. Способ их выполнения интересен и доступен как взрослому, так и дошкольнику. Именно поэтому нетрадиционные технологии очень интересны для детей, так как они раскрывают способности показать свои фантазии, желания и самовыражение.
Нетрадиционное рисование — это мастерство изображать, не опираясь на традиции. Дошкольники с самого раннего возраста желают изобразить собственные эмоции об окружающем его мире в рисунке.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
снимает детские страхи;
увеличивает уверенность в своих силах;
формирует пространственное мышление;
подталкивает детей к творческим поискам и решениям;
знакомит с разными материалами;
развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности; – развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и воображение.
формируется эстетическое восприятие.
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия. Нетрадиционные техники дают возможность воспитателю выполнять индивидуальный подход к дошкольникам, учитывать их способности, интерес. Использование нетрадиционных техник способствует умственному развитию дошкольника, психических процессов и эмоциональной сферы ребенка.
В исследованиях отечественных педагогов (Никитина А. В., Давыдова Г. Н., доказали, что данные техники рисования развивают речь дошкольников, формируют у них фантазию, приносят дошкольником незабываемые впечатления и позволяют раскрыть возможность использования знакомых предметов в качестве художественных объектов.
Описание работы
2. Формы и методы работы
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
• Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
• Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
• Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
• Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:
• Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• Групповой – организация работы в группах;
• Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере развития овладения детьми навыками ниткографии.
Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением «рисунка», так и во время работы.
Работа «Ниткография» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Ожидаемые результаты:
Должны иметь представление:
• Что такое ниткография;
• Историю возникновения ниткографии;
• Основные приемы работы;
• Название, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, техника безопасной работы с ними
Должны уметь:
• Подбирать нити нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Применять на практике теоретические знания метода ниткографии;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию на листе бумаги;
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок.
Должны овладеть навыками:
• Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити.
Работа «Ниткография» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: О. А. Новиковская, А. В. Никитинаи др. В отличие от уже имеющихся разработок программа составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.
3. Содержание работы
Для занятий с использованием нетрадиционных техник рисования можно применять разнообразные материалы, доступных практически всем:
бумага разной формы и размера, цвета;
–краски разного вида;
кисти разного размера; кисти из щетины;
восковые и цветные мелки; – маркеры, фломастеры, тестеры;
простые и цветные карандаши; – графитный карандаш, уголь, свечи и др.
Практика использования нетрадиционных техник рисования в ДОО показывает, что данные техники приносят дошкольникам радость. Они с наслаждением выписывают различные фигуры, не ощущая при этом проблем в исполнении, нравится им сама процедура рисования. И чем правильнее и интереснее выходит движение и объект, тем им больше хочется изображать, показывая собственный результат, привлекая интерес взрослых.
Список литературы
1. ГультяеваН. В. Ниткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.
2. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1,2
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М, 2001.
4. Никитина А. В. Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2006.
5. Новиковская О. А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб. : Паритет, 2008.