Светлана Камнева
О здоровье всерьёз …
▼ Скачать + Заказать документы
Лечебная физкультура-это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний. Занятия лечебной физкультурой содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнения
Причины, вызвавшие внедрение ЛФК в практику дошкольных учреждений, многообразны. Среди главных можно выделить следующие: резкое ухудшение качества здоровья новорожденных и как следствие - детей дошкольного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, порой удаленность их от места проживания и ожидание в очереди не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в лечебной терапии.
Публикация «О здоровье всерьёз …» размещена в разделах
Наиболее распространены в дошкольном возрасте следующие отклонения: нарушение осанки и плоскостопие, часто болеющие дети, бронхолегочная патология, неврологические заболевания, остаточные явления врожденной патологии, угроза миопии (особенно в подготовительных группах)
Общими задачами ЛФК являются:
оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;
своевременная коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния;
формирование опорно-двигательного аппарата;
повышение неспецифической реакции организма.
Главное средство лечебной физкультуры—специально подобранные, методически оформленные физические упражнения.
Физические упражнения, подобранные в соответствии с особенностями заболевания, при определенном темпе и последовательности, оказывают многогранное физиологическое воздействие. Под влиянием физических упражнений активизируются дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние вегетативных центров, повышается устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды.
Лечебная физкультура обычно является составной частью общего плана лечения больного. Физические упражнения подбираются в соответствии с состоянием больного, особенностями заболевания. Продолжительность занятий в среднем от 15 до 35 минут. На занятиях используется принцип рассеивания нагрузки, когда для выполнения упражнений последовательно вовлекаются различные группы мышц; кроме того, в занятия включаются дыхательные упражнения, которые, как правило, ведут к снижению физиологической нагрузки. Как правило, темп занятия должен быть средним, все упражнения следует выполнять ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Физические упражнения могут быть с предметами и без них.
Эффективность лечения определяется показателями общего состояния больного, его адаптацией к нагрузке, состоянием внутренних органов, координацией движений, тонусом мышечной системы. С лечебной целью можно заниматься отдельными видами спорта, но без элемента соревнования.
Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
В последнее время в детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
СТЕРЖЕНЬ ЗДОРОВЬЯ – ПОЗВОНОЧНИК
Осанка - это привычная, непринужденная манера держать своё тело. Когда он правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот, часто приходится видеть людей, хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушки. Тогда ее не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда и высокие каблуки.
К сожалению, зачастую родители мало обращают внимание на формирование правильно осанки у ребенка с раннего детства. И только когда подросток уже вытянулся, они вдруг замечают, как плохо сидит на нем подаренный к 16-летию взрослый костюм, а ноги в новых ботинках шаркают по земле. Тогда начинаются возмущенные окрики: «Не сутулься! Расправь плечи! Как ты ходишь!»
Умение и неумение правильно держать своё тело влияет не только на внешний вид ребенка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Дефекты осанки приводят к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата.
Осанка формируется в процессе роста ребенка, изменяясь в зависимости от условий быта, учебы, занятий физической культурой. Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах - вперед, в грудном и крестцовом - назад. Лучше всего можно определить осанку поставив ребенка в профиль. В таком положении хорошо заметны естественные физиологические изгибы. Чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов позвоночника свидетельствует о неправильной осанке, что влечет за собой нарушение функций позвоночника и другие неприятные последствия.
Именно родители виноваты в том, что их ребенок имеет такой существенный недостаток в физическом развитии. Ведь формирование правильной осанки начинается с младенчества, и поначалу мать является «архитектором» фигуры ребенка.
Позвоночник - это костный стержень, состоящий из 33-34 позвонков, соединенных маленькими эластичными дисками, которые придают ему гибкость. Окружающие позвоночник мышцы образуют так называемый мышечный корсет. При гармоничном физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела. Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.
Правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует мышечному охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе - беге, прыжках и др. Кроме того, правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний. При неправильной осанке может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов: ребенок более подвержен частым респираторным заболеваниям.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: «Чтобы была осанка по заказу»
Основным средством профилактики нарушения осанки является правильная организация статико-диамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка.
Соблюдайте следующие условия:
1. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой, лучше ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку, но не свернувшись «калачиком».
2. Приходя из школы, ребенок должен лечь и отдохнуть 1-1,5 часа для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положений обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках.
3. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут.
4. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий - 20 минут, оптимальная - 40 минут.
5. Необходимо правильно организовать рабочее место в домашних условиях. Освещение должно быть рассеянным и достаточным.
6. Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:
высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола была около 30 см. Это легко проверить путем простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаз;
высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90 градусов;
желательно иметь опору для шейного и грудного отдела позвоночника, а также опору для стоп, чтобы не вызвать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом режиме.
7. Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения под контролем педагогов и родителей. Правильная, симметричная установка различных частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:
стопы в опоре на полу или на скамейке;
колени над стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым или небольшим тупым углом);
равномерная опора на обе половины таза;
между грудью и столом - расстояние от 1 до 2см;
предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны;
голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;
при письме тетрадь повернута на 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.
8. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, в начальной школе лучше дать ребенку ранец.
9. Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме - когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза - когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.
10. Нужно освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или ассиметричной статичной позой.
11. ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро– и микроэлементов. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета».
Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным и тотальным «ортопедическим надзором» со стороны родителей и преподавателей.
Автор статьи – инструктор по физической культуре С. В. Камнева