Галина Моспан
О привязанности у детей из многодетных семей, поступивших в центр содействия семейному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
ФИО автора Моспан Галина Валерьевна,
место работы ГБУ ЦССВ «Берег надежды»,
О привязанности у детей из многодетных семей, поступивших в центр содействия семейному воспитанию «Берег надежды» г. Москвы
Full name of the author : Mospan Galina Valeryevna,
place of work : GBU CSSV "Coast of Hope",
Аннотация
В статье подробно рассматриваются понятие «привязанность», типы привязанности. Анализируются основные причины нарушения привязанности детей. Обобщены трудности детей из многодетных семей с нарушением привязанности, находящихся в центре содействия семейному воспитанию «Берег надежды». Для улучшения педагогического, социального и психологического состояния сиблингов на базе центра реализуются различные программы - «Дети сиблинги», «Путь во взрослую жизнь», «Учусь понимать и выражать эмоции», «Коррекция жестокого обращения с детьми».
Публикация «О привязанности у детей из многодетных семей, поступивших в центр содействия семейному воспитанию» размещена в разделах
Abstract
The article discusses in detail the concept of "attachment", types of attachment. The main reasons for the violation of children’s attachment are analyzed. The difficulties of children from large families with attachment disorders who are in the center for promoting family education "Coast of Hope"are summarized. To improve the pedagogical, social and psychological state of siblings, various programs are being implemented on the basis of the center - "Sibling children", "Path to adulthood", "Learning to understand and express emotions", "Correction of child abuse".
Ключевые слова: привязанность, сиблинги, центр содействия семейному воспитанию, типы привязанности, многодетная семья.
Keywords : attachment, siblings, family education assistance center, types of attachment, large family.
В современном обществе большое внимание уделяется такому понятию, как «семейные привязанности». Часто родители не понимают, что вдруг произошло с их ребёнком, поскольку он стал капризным, перестал их слушаться, агрессивно реагирует на их попытки выразить недовольсво его поведением в обществе.
Д. Боулби и М. Эйнсворт в 1960 – 70 е годы представили свою теорию привязанностей [6, с. 123]. Изначально авторы пришли к выводу, что в самом младенчестве дети ещё не различают взрослых, им всё равно, кто за ними ухаживает. Основная цель ребёнка – привлечь к себе внимание криком, угуканием, плачем, чтобы затем ещё и накормили. Однако уже к 4 годам младенец начинает выделять взрослого, который ухаживает за ним больше остальных, даже если это злой взрослый. Именно так, по мнению основоположников теории привязанностей, они формируются у малыша.
Л. Петрановская считает, что именно в первые месяцы жизни необходимо, чтобы ребёнок «был приглашён» в этот мир [3, с. 23]. Автор считает, что ребёнка в данный период очень важно встретить заботой, любовью и лаской. Ребёнок активно изучает лицо матери, а сосательный и хватательный рефлексы предназначены для того, чтобы удержать рядом маму – значимого взрослого и почувствовать свою безопасность. Ребёнок умеет заплакать и закричать так, что равнодушным оставаться не приходится, он пробуждает в матери стать заботливым взрослым.
Л. Петрановская утверждает, что к году малыш начинает чётко различать «своих» и «чужих». Если его пытается на руки взять незнакомый ему человек, то он всячески начинает вырываться, плакать, искать именно «своего», безопасного взрослого. Автор говорит, что часто в этом возрасте родители начинают требовать от ребёнка общительности со семи взрослыми, которые приходят к ним в гости, являются просто знакомыми. Однако, они часто не понимают, что в этом случае ребёнок может получить психологическую травму, поскольку важнее, чтобы он чувствовал безопасность вокруг себя.
В дальнейшем, ребёнок, получив какую-либо травму, или с ним произошла какая-либо неприятность, он пойдёт именно к маме, успокоится рядом с ней, снимет стресс.
К 6 годам адекватно развивающийся в любви родителей ребёнок, испытывает потребность заботиться о значимом взрослом – маме и папе. Он переживает, чтобы родители не заболели, мама пришла во время домой, приносит ей лекарства, если она почувствовала себя плохо. Он начинает разумно рассуждать: «Это нам не по карману», «Да, мама, ты должна зарабатывать денежки, а я помогу тебе подмести пол».
Такое формирование и развитие привязанностей остаются с ребёнком на всю жизнь. Полученные в детстве навыки в родительской семье, позволяют в дальнейшем строить взаимоотношения в собственной семье, правильно воспитывать своих детей.
Так, по мнению Е. О. Смирновой, под привязанностью обычно понимают взаимоотношения и определённую связь между людьми, родными, близкими, которые сохраняются достаточно долго, даже если происходит разлука [4]. Автор утверждает, что люди, которые привязаны, скучают и думают друг о друге, испытывают желание быстрее увидеться, снова обрадоваться встрече, узнать, как чувствует себя человек, к которому есть привязанность.
Н. Н. Авдеева считает, что привязанность является, так называемой, нежной любовью, которая проявляется чаще всего к близкому или родному человеку без проявления страсти и желания [1]. Однако автор также обращает внимание, что из привязанности к другу может вырасти и желание, перерасти в супружество.
В. Фалберг выделяет четыре главных типа привязанностей [5, с. 202] :
- надёжная. Такие дети, по мнению автора, чувствуют себя в безопасности, без тревоги тянутся к взрослому, уверены, что тот его не обидит, всегда поможет. Такой ребёнок растёт уверенным в себе, свободно ведёт исследовательскую деятельность окружающей действительности;
- тревожно-устойчивая. Такие дети не всегда уверены в том, что взрослый окажет им помощь в трудной сложившейся ситуации. Они вырастают тревожными и неуверенными в себе, сложно простраивают взаимоотношения в дальнейшем в своей собственной семье;
- тревожно-избегающая. Такой ребёнок самостоятелен, не расстраивается, если матери нет рядом, но и не радуется, когда она рядом. Он ни к кому не привязывается, не ждёт заботы и ласки ни от кого из окружающих;
- дезорганизованная. Такие дети ведут себя странно: то тянутся к взрослым, то избегают их. Часто это происходит из-за психологической травмы, которую они пережили ранее в детстве.
Более уязвимы при формировании дезорганизации привязанностей дети из многодетных семей. Так, когда в семье три и более детей, между ними могут возникнуть ревностные отношения. Родители могут заметить, что старший ребёнок начинает ревновать к младшим. Это может происходить в результате ранее проблемного развития привязанностей, а иногда и ошибок, которые допускают в этот период родители: реальное проявление большей привязанности и любви к кому-то из детей. В данном случае сиблинги начинают конфликтовать друг с другом, отвоёвывая любовь родителей, обращая на себя несправедливо отнятое внимание к себе.
Ситуация усугубляется, если дети – сиблинги попадают в реабилитационный центр или в центр содействия семейному воспитанию. Причины, по которым дети попадают в центр связаны с антисоциальным поведением родителей (алкоголизм, наркомания, бытовая и педагогическая запущенность, отвержение детей, отказ от воспитания, низкое материальное положение).
Так, центр содействия семейному воспитанию «Берег надежды» г. Москвы оказывает педагогическую, социальную и психологическую помощь детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Попадая в центр с раннего детства, у таких детей пропущен важный период формирования привязанности с матерью, и он испытывает, так называемую, материнскую и эмоциональную депривацию или эмоциональный «голод», в результате отсутствия полноценных контактов с матерью, не получая её любви, тепла и заботы.
Дети из многодетных семей с нарушением привязанности, попадая в центр содействия семейному воспитанию «Берег надежды» испытывают следующие трудности:
- дети, у которых отсутствовал период формирования полноценных контактов с матерью, к дошкольному детству становятся более агрессивными, чем их нормально развивающиеся сверстники, они часто вступают в конфликты с другими детьми, находятся в подавленном психологическом состоянии;
- такие дети часто становятся изгоями в группе сверстников, отвергаются и не принимаются ими для общения и игр;
- эти дети социально пассивны, не проявляют особого интереса к познанию окружающего мира, не умеют ставить цели и достигать их в будущем;
- дети, которые до 1,5 месяцев не имели полноценных эмоциональных контактов с матерью, тяжелее потом переносят кризис подросткового возраста, не умеют находить выход из возникающих трудных и конфликтных ситуаций;
- у таких детей нарушено эмоционально-личностное развитие, что приводит к формированию проблем в эмоциональном интеллекте, они тревожны в общении с окружающими сверстниками и взрослыми.
В центре «Берег надежды» г. Москвы дети проходят реабилитацию по программам социально-психологического развития:
- «Дети сиблинги» включает в себя коррекционные психолого-педагогические игры и упражнения, способствующие развитию доброжелательных и доверительных взаимоотношений между братьями и сёстрами. На занятиях дети сиблинги совместно участвуют в решении различных проблем, переносят свой опыт взаимодействия в реальные жизненные обстоятельства, что способствует самораскрытию их потенциальных возможностей и способностей;
- «Путь во взрослую жизнь» способствует развитию у детей умения адаптироваться в условиях окружающей среды, решать различные социальные и жизненные проблемы, получению знаний об устройстве современного общества, как в нём выживать, строить и создавать свою семью, правильно воспитывать своих будущих детей. Дети обучаются умению самостоятельно вести хозяйство, готовить пищу, осуществлять уход за собой и другими детьми, соблюдать культурно-гигиенические навыки;
- «Учусь понимать и выражать эмоции» предполагает обучение детей пониманию и свободному выражению своих эмоций и эмоций своих братьев и сестёр, сверстников и взрослых. В ходе реализации данной программы происходит развитие эмоционального интеллекта у детей, они обучаются понимать друг друга, свободно вступают в контакты с другими детьми и со своими братьями и сёстрами, научаются проявлять к ним эмпатию и сочувствие, понимать их эмоции и переживания;
- «Коррекция жестокого обращения с детьми». В процессе реализации данной социально-психологической программы дети, пережившие психологическое, сексуальное, физическое и эмоциональное насилие, а также пренебрежение их нуждами, получают помощь специалистов и научаются снова доверять взрослым, формировать привязанности с ними. Дети снимают тревожность и психическое напряжение, корректируют своё эмоциональное состояние после полученной эмоциональной травмы.
Таким образом, начиная с младенчества, важно, чтобы ребёнок получал полноценные контакты с матерью, в процессе которых формируются привязанности с ней, которые в дальнейшем будут оказывать непосредственное влияние на развитие личности ребёнка, откладываться в его сознании и влиять на построение взаимоотношений в своей собственной семье и детьми. Так, в многодетной семье часто теряются привязанности между братьями и сёстрами, а также к самим родителям. Причинами, в основном, являются ревность детей друг к другу, проявление родителями заботы и любви к одному из детей и полное игнорирование другого ребёнка. В данном случае ребёнок, который оказывается брошенным родителем, испытывает тревожность и неуверенность в себе, пытается обратить на себя внимание неадекватными способами, при этом оказывается изолированным в группе сверстников.
Попадая в центр содействия семейному воспитанию «Берег надежды» г. Москвы, дети сиблинги из многодетных семей получают социально-психологическую помощь по специально разработанным коррекционным программам «Дети сиблинги», «Путь во взрослую жизнь», «Учусь понимать и выражать эмоции», «Коррекция жестокого обращения с детьми». Работа по данным программам способствует формированию навыков адаптации детей к окружающему миру, умению понимать и выражать свои эмоции, сочувствовать и сопереживать, проявлять эмпатию. Во время занятий дети снимают тревожность и напряжённость, обучаются навыкам адекватного поведения в социуме.
Список литературы
Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Зависимость типа привязанности ребёнка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребёнка) // Психологический журнал. - 2018. - № 1. - С. 39-48.
Петрановская Л. Если с ребёнком трудно/ Л. Петрановская. – М. : Академия, 2019. – 567с.
Петрановская Л. Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка/ Л. Петрановская. – М. : Академия, 2017. – 378с.
Смирнова Е. О. Теория привязанности : концепция и эксперимент // Вопросы психологии - 2015. - № 3. - С. 134-150.
Фалберг В. Путешествие по детской привязанности/ В. Фалберг. - Лондон: БААФ, 1995. – 390с.
Эйнсворт, М., Боулби, Дж. Уход за детьми и рост любви. - Лондон: Penguin Books, 2016. – 367с.