Елена Марченко
«О казачестве всегда слава по Руси плыла». Проект по развитию этнокультуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вся история России сделана казаками. Лев Толстой
Вид проекта :
Познавательно – творческий.
Срок реализации:
1год.
Формы и методы реализации проекта :
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов, совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Участники проекта : дети группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители (законные представители)
Публикация «„О казачестве всегда слава по Руси плыла“, Проект по развитию этнокультуры дошкольников» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Основная цель:
Формирование культуры межнационального общения и уважения традиций, повышения компетенции педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования
Задачи:
• Создание условий для воспитания уважительного отношения к национальным традициям и культуре казачества.
• Развитие познавательной активности детей.
• Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.
• Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
• Ознакомление детей с культурными традициями и бытом казачества (жилище, костюм, предметы быта);
• Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.
• Укрепление здоровья детей средствами физкультуры и спорта.
Воспитание положительных качеств личности.
Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества :
- формирование представлений о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;
- знакомство детей с понятием «курень» – дом, избой - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;
- ознакомление с основными занятиями казачества : земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства;
- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т. д.
- знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;
- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;
- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;
- ознакомление детей с понятием “музей” и формирование представлений о том, какие бывают музеи.
Основные идеи проекта :
- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;
- цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовно осмысленный в обрядах и обычаях семейной традиции;
- исторический ход жизни края, села с древности и до наших дней, запечатленный в эпической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат, во вкладе наших земляков в кубанскую культуру.
В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:
1. Нравственно - патриотическое;
2. Эмоционально - эстетическое;
3. Экологическое (краеведческое).
Основные принципы проекта :
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно- нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное воспитание.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия старшего дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии в школьный музей, храм для накопления чувственного опыта.
Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ, учет требований типовых программ.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли»
(Н. Смирнов)
АКТУАЛЬНОСТЬ.
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью. Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.
Этапы и сроки проведения проекта.
• Организационно-подготовительный.
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; анкетирование родителей (см. приложение); создание уголка прикладного искусства.
• Основной.
Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа воспитателей в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
• Заключительный.
Обобщение результатов работы.
Предполагаемый результат.
Выявить родителей, связанных с историей казачества.
Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества в мини-музей.
Получить педагогический опыт.
Организация деятельности в ходе выполнения проекта
Подготовительный
1. Выявление проблемы.
2. Определение темы и цель проекта.
3. Подборка материала по теме проекта.
4. Составления плана совместной деятельности.
Основной.
1. Родительское собрание «Многоцветие культур России».
2. Изготовление народных костюмов.
3. Изготовление совместно с детьми «Книги кулинарных рецептов».
4. Тематическое развлечение «День народного костюма».
5. Тематическое развлечение вторая группа раннего возраста «Казачки и казачата – славные дивчины и ребята».
6. Музыкальное развлечение старший дошкольный возраст «Лейся песня на просторы».
7. Музыкальное развлечение младший дошкольный возраст «Казачьи посиделки».
8. Встреча дошкольников с атаманом Можайского казачества.
9. Занятие по познавательному развитию младший дошкольный возраст «Конь для казака».
10. Занятие по познавательному развитию старший дошкольный возраст «Казачья станица».
11. Занятие по рисованию старший дошкольный возраст «Казачий курень».
12. Тематическое спортивное развлечение младший дошкольный возраст «Удалые казаки».
13. Занятие по рисованию старший дошкольный возраст «Донской казак».
14. Спортивное развлечение «Ярмарка подвижных игр».
15. Тематическая беседа «Традиции и быт казачества».
16. Тематическая выставка «Путешествие в прошлое».
17. Тематическая экспозиция «Быт, культура и традиции казачества».
18. Тематическая экспозиция «Быт, культура и традиции казачества».
19. Тематическая выставка «Хоровод дружбы».
Заключительный.
1. Участие в муниципальном конкурсе «Многоцветие культур России».
Достигнутый результат:
Погружение участников проекта в традиции казачества : проведение праздников по народному календарю, изучение песенного наследия казаков.
Вывод:
Приобщение дошкольников к культурно - историческому наследию казачества позволяет сформировать у детей интерес к самобытной культуре казачества, его духовным ценностям и традициям.
Участвуя в мероприятиях и концертах, дети чувствуют себя носителями духовного наследия казаков.
Проделанная работа по реализации проекта подтвердила гипотезу:
Использование культурно-исторического наследия казаков в дошкольном образовании позволяет формировать у дошкольников уважительное отношение к традициям казаков.