Марина Тарусина
О доброте и сердечности
▼ Скачать + Заказать документы
О доброте и сердечности
Целый ряд черт характера, личностных особенностей формируются у ребенка на основе тех или иных чувств. То или иное качество характера возникает у него, конечно, под влиянием многих обстоятельств жизни, воспитания, но и, в частности, при условии, когда воспитывающие ребенка люди в основу своих воздействий кладут то или иное чувство (доброты, сострадания, жалости, страха и др.).
Публикация «О доброте и сердечности» размещена в разделах
Доброта, сострадание – чувства, присущие только человеку и возникли они в человеческом обществе как выражение общественности, солидарности людей. Именно эти чувства делают человека по-настоящему человечным – добрым, отзывчивым, бескорыстным. Если горе другого – твое горе, страдание другого – твое страдание, только тогда поймешь, как больно другому и только тогда придешь на помощь человеку, защитишь, оградишь. Даже простое наше соболезнование, сочувствие, сопереживание облегчает человеку страдание, будто уменьшает горе. По сути, настоящая доброта реальна только тогда, когда она сращена, сплавлена с жалостью, состраданием, когда она во имя человека.
Ребенок, у которого воспитывают сострадание, заботливость о другом, уже умеет проявлять это чувство в активной форме. По-детски, наивно (отказывается от лакомства, отдает его матери и т. д.).
Человеческое сострадание проявляется в искреннем и щедром отношении к человеку, не требуя награды, благодарности. и эти качества в первую очередь должны быть присуще человеку высокой культуры. В свою очередь, гуманность, чуткость, человечность, сострадание, несомненно, в своей основе имеют чувство доброты.
Эмоциональной основой, на которой может строиться воспитание черт характера, качеств личности, составляющих культуру, должно быть чувство сострадания, доброты к людям, гуманность – подлинно социальные чувства. Сострадание – это чувство общности людей, люди такие же, как и я, им также бывает больно, как и мне, также неприятно, если обманут, оскорбят, унизят, как и мне это неприятно. Социальная природа чувства сострадания и доброты обуславливает и особенности его воспитания: именно человек сеет в ребенке зерна любви ко всему живому, зерна доброты, человечности в человеческих взаимоотношениях. «Видишь, Наташа упала, подними ее», «Разреши Вове поиграть твоим паровозом», «Некрасиво смеяться над Сережей, он не виноват, что заикается», «Я думаю, ты поможешь Таниной маме копать огород, она уже пожилая женщина, ей трудно». Десятки, сотни поводов для того, чтобы воспитать доброту. Надо только не забывать об этом.
Процесс воспитания не прост и не прямолинеен. Не изменить немедленно личность. Все гораздо сложнее на более старших возрастных уровнях, когда уже многое закреплено, спаяно, сращено с другими чертами. Но на ранних этапах развития ребенка разумное сочетание гуманных тенденций в воспитании – уважение, забота, внимание к другому человеку с определенной дозой направленности и на себя, несомненно, принесет пользу.
Список источников:
1. Родителям о воспитании детей/ Е. И. Кульчицкая. – К. : Радянська школа, 1980 (IV кв.) – 8 л. – (Б-ка для родителей).