Инна Кирпанева
Нужно ли исправлять дефекты речи?
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время более 50% поступающих в наши школы детей имеют дефекты в произношении звуков речи. Эта ситуация усугубляется тем, что многие родители считают эти дефекты «мелочью», на которую можно не обращать особого внимания – другое дело, когда ребенок заикается или когда у него вообще не появляется речь… Однако беда родителей состоит в том, что они не могут представить себе заранее, когда и при каких обстоятельствах эти не исправленные в своё время у ребенка звуки могут «встать ему поперек дороги» и вызвать у него горький упрек в их адрес… Поэтому позвольте показать сейчас хотя бы некоторые отрицательные «стороны» неправильного звукопроизношения.
Публикация «Нужно ли исправлять дефекты речи?» размещена в разделах
1. Прежде всего, как бы многие люди ни пытались сознательно закрывать глаза на это, дефектное произношение человеком даже одного только звука очень портит его речь и сразу привлекает к ней внимание окружающих. В этом случае даже вполне грамотная и глубокая по своему содержанию речь сразу как бы несколько «обесценивается» в глазах слушателей, хотим или не хотим мы это признать. Вам приходилось когда-нибудь слышать «картавых» или «шепелявых» лекторов? Вспомните о производимом ими на вас впечатлении!
2. Во многих случаях дефекты в произношении звуков (в частности, замены одних звуков другими) отражаются на письме и приводят к появлению так называемых дисграфий. А это значит, что из-за не исправленного своевременно звукопроизношения у ребенка будет страдать успеваемость по русскому языку.
3. Неустраненный дефект звукопроизношения очень часто приводит к появлению у человека «вторичных психических наслоений», то есть связанных с этим дефектом переживаний. Ведь с возрастом ребенок начинает замечать, что его речь отличается от речи сверстников, которые к тому же нередко его передразнивают, доводя иногда до слез и до нежелания посещать школу.
4. Для многих подростков именно неправильность звукопроизношения является основным препятствием для выбора профессии по душе. К логопедам нередко буквально прибегают юноши, которых, говоря их словами, «только из-за одного несчастного звука» не принимают в военные училища. Это же относится и ко многим профессиям, связанным с речью, - путь к ним для таких подростков оказывается полностью закрытым. А для тех, кто хочет поступить в школу с углублённым изучением иностранного языка, эта преграда на пути к получению образования начинает возникать уже с детских лет.
5. Многие взрослые люди, обращаются к логопедам по поводу дефектов звукопроизношения, высказывают обиды в адрес своих родителей, не позаботившихся об этом своевременно. Эти люди обычно бывают готовы приложить любые старания для устранения своего «безобидного» дефекта, принёсшего им столько неприятных переживаний.
6. В последние годы логопеды всё чаще и чаще встречаются с совершенно однотипными дефектами в произношении звуков речи как у детей, так и у их родителей. А это значит, что в подобных случаях ребенок усваивает неправильную артикуляцию звука по подражанию. И помочь такому ребенку бывает значительно сложнее, потому что, занимаясь у логопеда, дома он так и продолжает слышать неправильную речь. И начинать коррекцию звуков иногда приходится с самих родителей. Так не проще ли было бы сделать это в их теперь уже далеком детском возрасте, сразу тем самым прервав эту «патологическую» цепочку?