SWETLANA SMELEWA
Нравственное воспитание в семье
▼ Скачать + Заказать документы
«Понимаем ли мы друг друга».
Расхожая фраза «Счастье - это когда тебя понимают» говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство - лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности создает у взрослых иллюзию беззаботности и безответственности периода детства. Но насколько порой ребенку живется труднее, чем взрослому! Он еще не знает, что в жизни «все проходит», и от того обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих; ребенку труднее регулировать и удовлетворять свои желания, он еще не умеет, как взрослые, находить им замену или компенсацию.
Публикация «Нравственное воспитание в семье» размещена в разделах
Детские слезы - часто слезы обиды и непонимания. Из чего же складывается понимание?
* Понимание обязательно включает знания возрастных особенностей: что можно ожидать от ребенка 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое поведение объясняется.
* Включает знание индивидуальных особенностей ребенка и мужество взрослого эту уникальность в ребенке сохранять и поддерживать.
* Знание жизни, мудрость.
Родители дают ребенку модель отношений с миром и друг с другом. Эти отношения спокойные, доброжелательные, активные.
Родитель должен не вкладывать в ребенка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него, родителя есть. А иначе где еще ребенок это увидит? Совесть нам подсказывает, где мы не правы: обидели, нарушили закон человеческого общежития – не помогли, обманули.
От таких поступков и ошибок никто не застрахован, но ребенок должен видеть, что это больно и что родитель признается в этой боли, страдая. Взрослый, понимающий душу ребенка, страдает и в том случае, если причинил страдания ребенку.
Итак, понимание – это обязательно еще самопонимание и самовоспитание.
Часто детей воспитываем не по науке, а по вере, той вере, которая сформировалась из убеждений в детстве: надо воспитывать так, как нас воспитывали.
Бывают дети, которые столь любимы и властны в семье, что верховодят родителями, легко управляя ими. Это тоже вариант непонимания ребенка.
Непонимание, которое ведет к неуправляемости и к тому, что ребенок плохо ориентируется в ролях: кто есть кто, кто главный и за что ответствен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что его не захотели понять близкие.
ВОСПИТАНИЕ – это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны распределяться разумно: на свое счастье и счастье ребенка. Ребенок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным.
Но при этом он будет самим собой, ибо понимание означает терпимость к непохожему.
Ребенок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребенке все лучшее, талантливое, способное.
Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью. Ребенка важно не только понимать, но и уметь выразить свое понимание, чтобы ребенок понимание чувствовал, словом, паузой, интонацией, поступком, смехом, плачем.
ГЛАВНОЕ – неравнодушием и трудом.