Галина Сильнова
Нравственное воспитание детей в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы
Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идет о том, о чем забывать нельзя, невозможно, - о нравственном воспитании детей. Но именно это и происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании.
Между тем, актуальность проблемы, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, содержание, методы нравственного воспитания. Интерпретировался и сам термин «нравственное воспитание». Иногда он звучал как «моральное воспитание», иногда – «духовное воспитание». Сегодня его заменили термином «социальное воспитание». Во всяком случае, в педагогических публикациях последних лет термин «нравственное воспитание» практически не встречается. Однако он имеет свое, совершенно определенное содержание и не может быть заменен никаким другим.
Публикация «Нравственное воспитание детей в современном мире» размещена в разделах
Термин «духовное воспитание» (иногда его употребляют как синоним понятия «религиозное») не может быть идентичен нравственному, так как его смысл шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие, по меньшей мере, двух важных потребностей: идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других.
Термин «социальное воспитание» не может употребляться вместо понятия «нравственное воспитание», так как он шире. Социальное все, что касается человека, призванного жить в социуме, т. е. в обществе себе подобных.
Наконец, термин «моральное воспитание». Мораль, как известно, является общественным явлением, в котором представлены нормы, правила, своего рода внешние вехи, определяющие и ограничивающие поведение членов общества в конкретной эпохе, конкретной ситуации развития. Когда речь идет о моральном воспитании, то предполагается, что дети должны усвоить нормы и правила поведения в обществе. Но для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым (личностью) образом жизни. В отличие от морали, нравственность – приобретение личности, ее осознаваемая свобода и ответственность.
Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Это все – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственность. Без нее человек не может жить среди других людей.
Всегда неоднозначен вопрос содержания нравственного воспитания. На современном этапе пересмотр актуального содержания идет по нескольким направлениям: есть содержание, которое переходит сегодня в раздел «забываемого»; возник новый взгляд на «старые» проблемы и, наконец, появилось новое содержание, о котором в прежние годы не говорилось.
К «забываемым» или даже отрицаемым сегодня проблемам, на наш взгляд, можно отнести воспитание трудолюбия.
Практически ни в одном из современных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста не представлена задача трудового воспитания детей, формирования у них желания и умения трудиться. Нет такой задачи и в концепции дошкольного воспитания. Чего же боятся современные реформаторы дошкольного дела? Того, что ребенок с детских лет научится ценить труд других людей и приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. А как много добавляет личности умение и желание трудиться – волевые качества, умение планировать свою деятельность, договариваться с товарищами, адекватно оценивать себя и многое другое.
Сегодня вообще становится под сомнение даже сам термин «трудовое воспитание» и его связь с нравственным. В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику, не связанную с влиянием на нравственное становление личности. Да, конечно, имеет, но это уже изыскания ученых, а личность развивается целостно, и поэтому, формируя одно, мы неизменно влияем и на другие стороны личности. И для дошкольника воздействие труда на нравственность является базисным образованием.
Следующая «забываемая» проблема – воспитание коллективизма. Возможно ли существование человека вне человеческого общества, которое предполагает взаимодействие, взаимоподдержку, взаимооценку и пр. Человек, не имеющий обязанностей перед коллективом, теряет смысл своего развития как существа социального. Зачем быть добрым, если эту доброту никому не покажешь? Каждое нравственное качество направлено на другого человека. Понятие коллективизма включает в себя нравственные аспекты, основанные на эмоциональном общении, на необходимом каждому человеку чувстве защищенности, поддержки, уверенности, признания.
Значит, не отбрасывать, не отрицать коллективизм следует на современном этапе, а искать разумное взаимообогащающее соотношение индивидуального и коллективного.
Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизма, любви к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Справедливости ради следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, появляются исследования по воспитанию патриотических чувств.
Среди проблем, о которых прежде говорили мало или совсем не говорили, можно обозначить следующие. Еще раз поразмышляем над самоценностью личности. Счастье, любовь как цель жизни и воспитания человека. В самом деле мы всегда выстраивали цели и процесс воспитания по логике : научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате наших усилий, как бы в награду человек стал-таки наконец счастливым. На это уходит порой целая жизнь! А может быть, следует начинать жизнь с ощущения себя счастливым человеком уже потому, что ты живешь, родился, можешь действовать, чувствовать? Мы не учим детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и потом беречь ее, не воспитываем оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе. Речь идет о том, что человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.
Новой (для нашей страны) является проблема отношения к ребенку с позиции знания и уважения его прав. Принятая недавно Конвенция о правах ребенка пока еще мало знакома не только родителям, но и педагогам. Мы много в последнее время говорим о личностно ориентированной модели воспитания, но не хотим в основу такого воспитания положить восприятия ребенка через призму его прав быть Человеком.
Современное нравственное воспитание, должно выстраиваться по двум взаимосвязанным линиям: совершенствование содержания и поиск эффективных технологий. По поводу содержания изложена позиция выше.
Что же касается технологий, то в их основе должны лежать методы, позволяющие формировать механизм нравственного воспитания. Нравственное становится нравственным, а не только моральным в том случае, если педагог учитывает и организует комплекс воздействий, способных формировать во взаимосвязи представления, чувства, отношения, привычки, нравственное поведение. Исключение одного из компонентов механизма приводит к формализму в воспитании, и тогда не может идти речь об истинно нравственном развитии личности.
Литература:
С. Козлова, доктор педагогических наук, профессор,
зав. кафедрой педагогики и психологии дошкольного воспитания МГПУ.
Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 2001г.