Мария Акишева
Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к Родине можно заменить словом «патриотизм», а понятие «патриотизм» произошло от латинского слова PATRIS, что означает «земля, отечество, любовь к Родине». Это понятие классово-историческое, т. к. со сменой общественных классов оно изменялось. Так, понятие «патриотизм» в буржуазных и пролетарских классах различно. Патриотизм в большинстве стран приобретает интернациональный характер. Слово «интернационализм» произошло от латинских слов «между» и «народ», что означает «дружба, помощь, согласие» между народами, живущими в разных странах. Интернационализм носит действенный характер, что выражается в помощи экономической, в подготовке кадров.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Патриотические чувства – это сложное моральное чувство человека, и они не даются при рождении, а формируются в процессе развития. Это подчеркивала еще Н. К. Крупская на 1 съезде по дошкольному воспитанию : «Нам надо воспитывать не человека вообще, а гражданина своей республики». В. А. Сухомлинский отмечал, что именно в дошкольные годы закладываются гражданские чувства. Основным принципом сообщения знаний в области общественных явлений является учет возрастных возможностей плюс концентричность расположения материала, т. е. постепенное наращивание представлений об одном и том же явлении.
В зависимости от задач, будет изменяться и содержание работы в разных возрастных группах, будут изменяться методы и приемы воздействия на чувства детей.
В среднем дошкольном возрасте у детей более отчетливо проявляется интерес к явлениям общественной жизни, поэтому и более целенаправленно знакомим детей со своим городом. Для этого используем целевые наблюдения во время прогулок. Знакомим не только с ближайшей к детскому саду улицей, но и даже улицей с переходом дороги. При этом показываем общественные здания: магазин, почта, парикмахерская, школа, детский сад, аптека, т. е. что есть на улице; но каждый раз для осмотра и пояснения берем только одно общественное здание и еще дорогу: есть мостовая, по которой передвигается транспорт (машины) и есть тротуар. Знакомить начинаю с правил перехода дороги. В течение года надо детям показать 2-3 улицы. При осмотре зданий и транспорта показываю их общественное назначение (кому и для чего нужны). При знакомстве с транспортом стараюсь использовать разнообразные методы :
- экскурсия (целевая прогулка).
- рассматривание картины «Улицы города» с транспортом,
- рассматривание иллюстраций «Транспорт»,
- дидактическая игра «Какая машина для чего?»,
- игра-драматизация сказки А. Седугина «Разговор машин».
Свои знания о транспорте, о городе дети должны отражать в сюжетно-ролевых играх в вечернее время и на прогулке. Дети вместе со мной строят булочную, детский сад; транспорт могут построить из крупного строительного материала. Для постройки зданий мы используем коробки, оформленные аппликацией, и в такой постройке дети упражняются в выполнении правил дорожного движения.
К теме «Ознакомление с транспортом» относится и знакомство с рекой (пруд, озеро) в городе. Здесь во время экскурсии надо показать речной вокзал, берега реки, что есть на берегу и на воде (маяк, буйки). Экскурсию к реке приурочить к тому времени, когда к пристани приходит речной транспорт (или отбывает). Отметить, какой транспорт передвигается по реке, для чего и кому он нужен. При ознакомлении с транспортом отмечаем, кто управляет транспортом, поэтому вводим понятие «машинист» - в рассказе о поезде, «летчик» - о самолете, «капитан» - о пароходе.
Если есть возможность, то наблюдать труд милиционера-регулировщика – тоже показ и объяснение.
Сообщая знания о труде взрослых, надо придерживаться схемы:
1. ввести название профессии;
2. что делает человек по этой профессии;
3. что надо ему для работы;
4. какие машины помогают ему трудиться;
5. как он работает (отношение к работе);
6. кому нужен его труд (общественная значимость).
Усугубление представлений о родной стране у детей происходит, когда начинаем знакомить с явлениями за пределами своего города. А именно в средней группе предусмотрено ознакомление с Москвой – главным городом нашей большой страны, главный город среди всех городов. Воспитателю необходимы иллюстрации, слайды, фотографии, открытки – «Москва – столица нашей Родины». Москве посвящаем несколько занятий:
1. Москва – большой и красивый город (демонстрируем 2-3 улицы Москвы, а на улицах рассматриваем здания различных конструкций – почему красивые; дворец, фонтаны, сквер для отдыха, парк с аттракционами, театр). Детей привлекаем к разговору по наглядности + познавательный рассказ педагога.
2. Транспорт в Москве. Рассматриваем улицы Москвы – много разного транспорта, много людей.
3. Красная площадь, Кремль.
4. В Москве есть метро.
В средней группе даем представления о Российской Армии. Разговор о ней ведем перед праздником 23 февраля – вносим картину из набора «Дошкольникам о Советской Армии», «Наша Армия родная». Через иллюстрации, картины знакомим детей с разными родами войск (танкисты, летчики, моряки, пехота + чтение рассказа Л. Кассиля «Наша пехота», стихотворения С. Маршака «Мы – военные»).
В старших группах знакомство с общественными явлениями приобретает более серьезный характер, но принцип «от ближнего к далекому» сохраняется. Поэтому необходимо вести работу по знакомству со своим городом. Знакомство со своим городом приобретает тематическую направленность:
1. Первые микрорайоны и дома города Старый Оскол. Первостроители.
2. Музеи города (художественный, краеведческий, литературно-мемориальный музей Василия Ерошенко).
3. Город трудовой, знакомство с промышленными предприятиями города – Старооскольский завод строительных материалов (СЗСМ, Старооскольский кирпичный завод (ОСМиБТ, Кондитерское объединение «Славянка», Оскольский завод металлургического машиностроения (ОЗММ, Оскольский электрометаллургический комбинат (ОЭМК, Агропромышленная корпорация «Стойленская Нива», Стойленский горно-обогатительный комбинат (СГОК).
4. Улицы города носят имена героев (Г. К. Жуков, Н. Ф. Ватутин).
5. Памятные места города ( отцам-основателям города: Ивану Мясному, Ивану Солнцеву-Засекину и Михаилу Нечаеву; А. С. Пушкину в парке А. С. Пушкина; В. Я. Ерошенко; памятный знак «Скорбящая мать»; русским космонавтам в парке Космонавтики; Мемориал Славы; стела «Город воинской славы», «Аллея славы» героев Советского Союза; Мемориальный комплекс "Атаманский лес"; скульптурная композиция «22 июня 1941 года».
6. Город строится и хорошеет (новые микрорайоны, новые достопримечательности).
7. Детство старооскольцев: Дворец спорта им. Святого Александра Невского; стадион; Центр развития творчества детей и юношества; Детская школа искусств № 1 им. М. Г. Эрденко; Детская художественная школа; музыкальная школа; СДЮСШОР «Золотые перчатки»; крытый картодром «Вираж»; плавательный бассейн; Дворец спорта; Оскольский театр для детей и молодежи.
8. Родная природа (лес, река Оскол, река Убля, зоопарк, дендрологический парк, экологическая тропа «Восьмое чудо света»).
К этим темам проводим не только экскурсии и целевые наблюдения, но и НОД «Рассказ воспитателя о городе». Эти темы и будут темами обобщающих бесед по накопленным знаниям.
9. Мой город – Старый Оскол (обобщающая беседа в подготовительной группе в конце года). В этой беседе фрагментами должны пройти материалы из всех бесед.
По мере знакомства с городом заполняется альбом «Мой город- Старый Оскол».
В старших группах предусмотрено расширение представлений о труде взрослых, знакомим с промышленными предприятиями города, с трудом строителей, металлургов и закрепляем то, о чем говорили в средней группе. Важно показать не количество видов труда, а общественную значимость, взаимоотношения людей разных профессий в труде; показать, какие изменения происходят в результате труда (строителей, металлургов, хлеборобов).
Со знакомством с трудом связана и тема о народных умельцах. Это рассказ о богородских, дымковских, хохломских, кировских и др. мастерах.
В старших группах расширяем представление детей о Москве. Работу ведем через несколько занятий:
1. Москва – большой и красивый город. В Москве есть Красная площадь, Кремль.
2. Транспорт в Москве. Метро. Связываем с тем, что в Москве живет много людей; 20 городов, как Старый Оскол.
3. Москва-река как место отдыха москвичей и гостей столицы (парки, стадионы, дворцы – это все места отдыха).
4. Диафильмы, слайды, презентации о Москве, Красной площади, о метро, т. е. материал от всех предыдущих занятий объединен в одном.
В старших группах рассказываем и о Ленинграде – Санкт-Петербурге, о крейсере Аврора, как музее на реке Неве. Эту тему связываем с разговором о дне рождения нашей страны. В работе по этой теме тоже используем разнообразную наглядность. После разговора о Москве, Санкт-Петербурге хорошо составить альбом «Города нашей Родины» и поместить в речевую зону.
5. Детей знакомим с флагом Российской федерации, рассказываем, что обозначает символика на флаге, гербом, гимном, рассказать, кто президент Российской федерации.
6. Надо познакомить детей с севером нашей страны, использовать картину «Дети Севера» из набора «Наши маленькие друзья». На этом занятии вносим куклу в национальном северном костюме и даем ей имя Окся. Читаем рассказ «Окся-труженица» Емельяновой. Здесь же читаем рассказ о людях, которые работают на Северном полюсе писателя Членова «Знакомьтесь – СП» (рассказ о полярниках).
7. Юг нашей страны. Рассказ о климате севера и юга сочетать с рассказом о труде людей; показывать. Что труд людей зависит от климата; читаем рассказы о труде людей; показываем слайды, презентации; говорим о быте людей: есть своя красивая одежда, какую носят только на юге (севере) – вносим куклу в национальном костюме. И на севере, и на юге у детей есть свои сказки ( детей знакомим с одной из сказок этого народа: север – «Айога» - нанайская, «Кукушка» - ненецкая; юг – «Коза, кудрявые ножки»).
К рассказу о своей стране надо использовать серию пейзажных картин и свои познавательные рассказы о природе края. Сопровождать показом картин Левитана, Шишкина, Остроухова; читать тексты о природе.
После знакомства со своей страной в старших группах знакомим с одной из соседних стран – Украиной, а в подготовительной группе еще с двумя странами – Белоруссией, Узбекистаном. По поводу каждой страны строим примерно 3 занятия:
1. Рассказ о национальном колорите (флаг, одежда, национальные сказки, народные игры, музыка, песни, танцы).
2. Рассказ о труде колхозников – что выращивают и для кого с показом продуктов.
3. Рассказ о труде рабочих с показом иллюстраций результатов труда.
4. Сказки. Большую роль в системе интернационального воспитания играет национальная кукла, поэтому после знакомства с ней ее вносим в речевую зону. С этой куклой связывать чтение, рассказывание сказок этого же народа, разучивание подвижных игр этого же народа. Итогом такой работы может стать занятие-путешествие по нашей стране и сюжетная игра «Путешествие по стране».
5. В старших группах продолжаем работу по знакомству с Российской армией.
6. Народные умельцы.
7. Флаг, герб, гимн, президент.