МААМ-картинки

Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования (из опыта работы)

Мария Акишева
Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования (из опыта работы)

Любовь к Родине можно заменить словом «патриотизм», а понятие «патриотизм» произошло от латинского слова PATRIS, что означает «земля, отечество, любовь к Родине». Это понятие классово-историческое, т. к. со сменой общественных классов оно изменялось. Так, понятие «патриотизм» в буржуазных и пролетарских классах различно. Патриотизм в большинстве стран приобретает интернациональный характер. Слово «интернационализм» произошло от латинских слов «между» и «народ», что означает «дружба, помощь, согласие» между народами, живущими в разных странах. Интернационализм носит действенный характер, что выражается в помощи экономической, в подготовке кадров.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования (из опыта работы)» размещена в разделах

Патриотические чувства – это сложное моральное чувство человека, и они не даются при рождении, а формируются в процессе развития. Это подчеркивала еще Н. К. Крупская на 1 съезде по дошкольному воспитанию : «Нам надо воспитывать не человека вообще, а гражданина своей республики». В. А. Сухомлинский отмечал, что именно в дошкольные годы закладываются гражданские чувства. Основным принципом сообщения знаний в области общественных явлений является учет возрастных возможностей плюс концентричность расположения материала, т. е. постепенное наращивание представлений об одном и том же явлении.

В зависимости от задач, будет изменяться и содержание работы в разных возрастных группах, будут изменяться методы и приемы воздействия на чувства детей.

В среднем дошкольном возрасте у детей более отчетливо проявляется интерес к явлениям общественной жизни, поэтому и более целенаправленно знакомим детей со своим городом. Для этого используем целевые наблюдения во время прогулок. Знакомим не только с ближайшей к детскому саду улицей, но и даже улицей с переходом дороги. При этом показываем общественные здания: магазин, почта, парикмахерская, школа, детский сад, аптека, т. е. что есть на улице; но каждый раз для осмотра и пояснения берем только одно общественное здание и еще дорогу: есть мостовая, по которой передвигается транспорт (машины) и есть тротуар. Знакомить начинаю с правил перехода дороги. В течение года надо детям показать 2-3 улицы. При осмотре зданий и транспорта показываю их общественное назначение (кому и для чего нужны). При знакомстве с транспортом стараюсь использовать разнообразные методы :

- экскурсия (целевая прогулка).

- рассматривание картины «Улицы города» с транспортом,

- рассматривание иллюстраций «Транспорт»,

- дидактическая игра «Какая машина для чего?»,

- игра-драматизация сказки А. Седугина «Разговор машин».

Свои знания о транспорте, о городе дети должны отражать в сюжетно-ролевых играх в вечернее время и на прогулке. Дети вместе со мной строят булочную, детский сад; транспорт могут построить из крупного строительного материала. Для постройки зданий мы используем коробки, оформленные аппликацией, и в такой постройке дети упражняются в выполнении правил дорожного движения.

К теме «Ознакомление с транспортом» относится и знакомство с рекой (пруд, озеро) в городе. Здесь во время экскурсии надо показать речной вокзал, берега реки, что есть на берегу и на воде (маяк, буйки). Экскурсию к реке приурочить к тому времени, когда к пристани приходит речной транспорт (или отбывает). Отметить, какой транспорт передвигается по реке, для чего и кому он нужен. При ознакомлении с транспортом отмечаем, кто управляет транспортом, поэтому вводим понятие «машинист» - в рассказе о поезде, «летчик» - о самолете, «капитан» - о пароходе.

Если есть возможность, то наблюдать труд милиционера-регулировщика – тоже показ и объяснение.

Сообщая знания о труде взрослых, надо придерживаться схемы:

1. ввести название профессии;

2. что делает человек по этой профессии;

3. что надо ему для работы;

4. какие машины помогают ему трудиться;

5. как он работает (отношение к работе);

6. кому нужен его труд (общественная значимость).

Усугубление представлений о родной стране у детей происходит, когда начинаем знакомить с явлениями за пределами своего города. А именно в средней группе предусмотрено ознакомление с Москвой – главным городом нашей большой страны, главный город среди всех городов. Воспитателю необходимы иллюстрации, слайды, фотографии, открытки – «Москва – столица нашей Родины». Москве посвящаем несколько занятий:

1. Москва – большой и красивый город (демонстрируем 2-3 улицы Москвы, а на улицах рассматриваем здания различных конструкций – почему красивые; дворец, фонтаны, сквер для отдыха, парк с аттракционами, театр). Детей привлекаем к разговору по наглядности + познавательный рассказ педагога.

2. Транспорт в Москве. Рассматриваем улицы Москвы – много разного транспорта, много людей.

3. Красная площадь, Кремль.

4. В Москве есть метро.

В средней группе даем представления о Российской Армии. Разговор о ней ведем перед праздником 23 февраля – вносим картину из набора «Дошкольникам о Советской Армии», «Наша Армия родная». Через иллюстрации, картины знакомим детей с разными родами войск (танкисты, летчики, моряки, пехота + чтение рассказа Л. Кассиля «Наша пехота», стихотворения С. Маршака «Мы – военные»).

В старших группах знакомство с общественными явлениями приобретает более серьезный характер, но принцип «от ближнего к далекому» сохраняется. Поэтому необходимо вести работу по знакомству со своим городом. Знакомство со своим городом приобретает тематическую направленность:

1. Первые микрорайоны и дома города Старый Оскол. Первостроители.

2. Музеи города (художественный, краеведческий, литературно-мемориальный музей Василия Ерошенко).

3. Город трудовой, знакомство с промышленными предприятиями города – Старооскольский завод строительных материалов (СЗСМ, Старооскольский кирпичный завод (ОСМиБТ, Кондитерское объединение «Славянка», Оскольский завод металлургического машиностроения (ОЗММ, Оскольский электрометаллургический комбинат (ОЭМК, Агропромышленная корпорация «Стойленская Нива», Стойленский горно-обогатительный комбинат (СГОК).

4. Улицы города носят имена героев (Г. К. Жуков, Н. Ф. Ватутин).

5. Памятные места города ( отцам-основателям города: Ивану Мясному, Ивану Солнцеву-Засекину и Михаилу Нечаеву; А. С. Пушкину в парке А. С. Пушкина; В. Я. Ерошенко; памятный знак «Скорбящая мать»; русским космонавтам в парке Космонавтики; Мемориал Славы; стела «Город воинской славы», «Аллея славы» героев Советского Союза; Мемориальный комплекс "Атаманский лес"; скульптурная композиция «22 июня 1941 года».

6. Город строится и хорошеет (новые микрорайоны, новые достопримечательности).

7. Детство старооскольцев: Дворец спорта им. Святого Александра Невского; стадион; Центр развития творчества детей и юношества; Детская школа искусств № 1 им. М. Г. Эрденко; Детская художественная школа; музыкальная школа; СДЮСШОР «Золотые перчатки»; крытый картодром «Вираж»; плавательный бассейн; Дворец спорта; Оскольский театр для детей и молодежи.

8. Родная природа (лес, река Оскол, река Убля, зоопарк, дендрологический парк, экологическая тропа «Восьмое чудо света»).

К этим темам проводим не только экскурсии и целевые наблюдения, но и НОД «Рассказ воспитателя о городе». Эти темы и будут темами обобщающих бесед по накопленным знаниям.

9. Мой город – Старый Оскол (обобщающая беседа в подготовительной группе в конце года). В этой беседе фрагментами должны пройти материалы из всех бесед.

По мере знакомства с городом заполняется альбом «Мой город- Старый Оскол».

В старших группах предусмотрено расширение представлений о труде взрослых, знакомим с промышленными предприятиями города, с трудом строителей, металлургов и закрепляем то, о чем говорили в средней группе. Важно показать не количество видов труда, а общественную значимость, взаимоотношения людей разных профессий в труде; показать, какие изменения происходят в результате труда (строителей, металлургов, хлеборобов).

Со знакомством с трудом связана и тема о народных умельцах. Это рассказ о богородских, дымковских, хохломских, кировских и др. мастерах.

В старших группах расширяем представление детей о Москве. Работу ведем через несколько занятий:

1. Москва – большой и красивый город. В Москве есть Красная площадь, Кремль.

2. Транспорт в Москве. Метро. Связываем с тем, что в Москве живет много людей; 20 городов, как Старый Оскол.

3. Москва-река как место отдыха москвичей и гостей столицы (парки, стадионы, дворцы – это все места отдыха).

4. Диафильмы, слайды, презентации о Москве, Красной площади, о метро, т. е. материал от всех предыдущих занятий объединен в одном.

В старших группах рассказываем и о Ленинграде – Санкт-Петербурге, о крейсере Аврора, как музее на реке Неве. Эту тему связываем с разговором о дне рождения нашей страны. В работе по этой теме тоже используем разнообразную наглядность. После разговора о Москве, Санкт-Петербурге хорошо составить альбом «Города нашей Родины» и поместить в речевую зону.

5. Детей знакомим с флагом Российской федерации, рассказываем, что обозначает символика на флаге, гербом, гимном, рассказать, кто президент Российской федерации.

6. Надо познакомить детей с севером нашей страны, использовать картину «Дети Севера» из набора «Наши маленькие друзья». На этом занятии вносим куклу в национальном северном костюме и даем ей имя Окся. Читаем рассказ «Окся-труженица» Емельяновой. Здесь же читаем рассказ о людях, которые работают на Северном полюсе писателя Членова «Знакомьтесь – СП» (рассказ о полярниках).

7. Юг нашей страны. Рассказ о климате севера и юга сочетать с рассказом о труде людей; показывать. Что труд людей зависит от климата; читаем рассказы о труде людей; показываем слайды, презентации; говорим о быте людей: есть своя красивая одежда, какую носят только на юге (севере) – вносим куклу в национальном костюме. И на севере, и на юге у детей есть свои сказки ( детей знакомим с одной из сказок этого народа: север – «Айога» - нанайская, «Кукушка» - ненецкая; юг – «Коза, кудрявые ножки»).

К рассказу о своей стране надо использовать серию пейзажных картин и свои познавательные рассказы о природе края. Сопровождать показом картин Левитана, Шишкина, Остроухова; читать тексты о природе.

После знакомства со своей страной в старших группах знакомим с одной из соседних стран – Украиной, а в подготовительной группе еще с двумя странами – Белоруссией, Узбекистаном. По поводу каждой страны строим примерно 3 занятия:

1. Рассказ о национальном колорите (флаг, одежда, национальные сказки, народные игры, музыка, песни, танцы).

2. Рассказ о труде колхозников – что выращивают и для кого с показом продуктов.

3. Рассказ о труде рабочих с показом иллюстраций результатов труда.

4. Сказки. Большую роль в системе интернационального воспитания играет национальная кукла, поэтому после знакомства с ней ее вносим в речевую зону. С этой куклой связывать чтение, рассказывание сказок этого же народа, разучивание подвижных игр этого же народа. Итогом такой работы может стать занятие-путешествие по нашей стране и сюжетная игра «Путешествие по стране».

5. В старших группах продолжаем работу по знакомству с Российской армией.

6. Народные умельцы.

7. Флаг, герб, гимн, президент.

Публикации по теме:

Богатыри земли русской Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали.

Презентация опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» из опыта работы :"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" Выбор моей темы связан с целью глубже изучить методы, приёмы, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования (из опыта работы)
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 20:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД