Оксана Чиркова
Воспитание посредством фольклора. Музыкально-ритмические движения
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание посредством фольклора.
(музыкально- ритмические движения)
Детство- это каждодневное открытие мира,
поэтому надо сделать так, чтобы оно стало
прежде всего познанием человека и Отечества.
Наследование ценностей народной культуры
в самом нежном возрасте- есть самый
естественный, верный способ воспитания
любви к Родине, Отечеству.
Публикация «Воспитание посредством фольклора, Музыкально-ритмические движения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музыкально - ритмические движения
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В. А. Сухомлинский
В своей работе по воспитанию патриотизма большое значение уделяю формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре.
«Это- первые и блестящие попытки русской народной педагогики,- писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто- нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.» Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что
«… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Развивая чувства, черты характера мы в своей работе используем народные песни, пляски, яркие народные игрушки.
Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера.
Таким образом, произведения народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Исходя из этого, в своей работе, я обратилась к фольклору.
Среди всех видов искусств самое эмоциональное по своей природе- музыка, обладающая способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений.
Большинство малышей уже к приходу в детский сад имеют запас
впечатлений, связанных с фольклором: слышали колыбельную матери,
веселое подпевание плясовой мелодии.
Эти первые впечатления необходимо закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие
им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии.
Работая по данной проблеме, я ставлю перед собой задачу – воспитывать любовь к русскому искусству и с его помощью развивать музыкальные способности не одной группы одаренных детей, а всего детского коллектива с разным уровнем музыкальных способностей.
В своей работе я учитываю все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, игра на народных инструментах. Проводятся праздники и развлечения по народной тематике.
Фольклор на занятиях.
Работая с малышами над музыкально – ритмическими движениями мы постоянно обращаемся к р. н. м.
Учу маленьких детей различать контрастный характер музыки, реагировать движением на её изменение (пляска «Приглашение», р. н. м. «Ах, ты, берёза»)
Малыши учатся реагировать движениями на начало, конец музыки, её изменения, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать.
Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяем репертуар
р. н. п. и мелодий.
Подбирая репертуар для исполнения, инсценирования, останавливаю свой
выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету.
Большой интерес ребята проявляют к тем песням, которые можно инсценировать: «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др.
Хотелось бы поделить опытом работы по инсценированию русских народных песен «Как у наших у ворот» и «Где был, Иванушка?»
Приступая к работе над песней «Как у наших у ворот», рассказываю детям:
«В далёкие времена люди на Руси жили в маленьких домиках. Эти домики назывались избами. Их строили по обе стороны дороги. Избы обносили деревянными воротами с широкими воротами. Умелые, трудолюбивые руки русских людей украшали избы и ворота красивой резьбой. Все люди, жившие в одной деревне были хорошо знакомы между собой и любили ходить друк к другу в гости. Часто по вечерам они собирались у чьих- нибудь ворот повеселиться, сочиняли смешные песенки и распевали их. Сейчас послушайте мелодию песенки «Как у наших у ворот».
На следующем занятии я предлагаю послушать песенку ещё. На вопрос: «Чем вам нравится песня?» Дети отвечали: «Она весёлая и смешная; все радуются, когда поют её; сразу хочется плясать, когда слышим её…»
Когда детям было предложено инсценирование песни в сопровождении игры на музыкальных инструментах, они заметно оживились.
Я рассказала о том, что всё будет, как в театре- хор будет петь, музыканты играть, Стрекоза споёт одна, а ей в ответ пропоёт Муравей и всё закончится общей пляской Мухи, Комара, Стрекозы и Муравья.
На занятии песню разучили все вместе, музыканты старательно учили свои оркестровые партии, осваивая мелодию песни.
Вместе с детьми решили, кто будет исполнять главные роли. Дети определили, что у Стрекозы голос ласковый, потому что она вежливая и добрая, т. к. поёт: «Муравейка, милый мой…»
Ещё больший интерес вызвало у детей оформление песни (костюмы, русский домик с воротами).
Детям нравится песня «Где был, Иванушка?». При первом знакомстве с песней, объясняю детям смысл слов: ярмарка, сенички, горенка. Эта песня, как и многие другие русские народные песни, радует своим весёлым характером. Она очень проста, отличается задорной мелодией, оригинальным построением.
Работая над песней, обращаю внимание на манеру исполнения роли Иванушки. Говорю, что Иванушка молодец, удалец, смелый, ловкий, добрый, весёлый, держится прямо, гордо, с достоинством. Такого Иванушку мы встречаем в русских народных сказках.
Эти песни для инсценирования используются в старших и подготовительных группах.
На основе имеющихся у детей музыкально – двигательных навыков мы
разучиваем с ними русские пляски. Пляска тесно связана с народной пес-
ней и музыкой.
Пляска, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера.
Народ в живых образах показывает, каким он хотел бы видеть человека,
какие физические и моральные свойства считает достойными подражания.
Обучая детей русской народной пляске, я ставлю перед собой задачу
познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор
в сочетании со сдержанностью и скромностью.
Работая над характерной осанкой для русской пляски, я учу детей держаться прямо с приподнятой головой, с отведёнными назад плечами. Такая осанка близка к правильной осанке детей, поэтому легко усваивается.
Необходимо научить ребят характерному для русской пляски положению рук.
Программа музыкального воспитания для детей старшего дошкольного возраста предлагает следующие элементы русской народной пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом, переменный шаг, приставной боковой шаг, полуприсядка.
Я в своей работе широко использую и другие элементы, доступные детям: проходка с каблука, припадание, «гармошка», «ковырялочка», скользящий бег, дробь и другие.
Первое знакомство детей с элементами плясок, происходит при показе старшим всего движения полностью.
Вот как мы знакомим детей с элементом пляски «Гармошка». Обращаясь к детям спрашиваю: «Вы видели, как играют на гармошке? Гармошка- удивительный музыкальный инструмент! Когда она играет ноги сами в пляс идут, вот посмотрите!»
Воспитатель под русскую народную мелодию производит показ, соединяются по очереди то носки, то пятки. Спрашиваю у детей: «Вы обратили внимание на движение ног? Оно очень похоже на движение мехов у гармошки, когда на ней играют. У гармошки меха то сжимаются, то растягиваются. И у ног носочки и пятки то соединяются, то расходятся.»
Затем показываю ещё раз движение сама, сопровождая его подговорочкой:
Ты играй, моя гармошка,
До- ре- ми- фа- соль- ля- си!
Посмотрите, полюбуйтесь,
Как танцуют на Руси!
Работа над элементами плясок продолжается и в группе и на прогулке.
Воспитатель, используя подговорочки занимается с детьми индивидуально и по подгруппам. Если ребёнок разучивает элемент пляски, который требует активных движений (присядка, ковырялочка, то подговорочку произносят дети не участвующие в движении.
Детям нравится такая работа над элементами плясок и они с удовольствием выполняют её самостоятельно. Это помогает им выработать навык.
На последующих муз. занятиях дети все вместе под музыку выполняют разучиваемые музыкально- ритмические движения, по показу воспитателя и детей.
Разучивая элементы плясок, использую различные русские народные мелодии, аккомпанируя на фортепиано или используя фонограммы.
Разнообразие мелодий обогащает музыкально- ритмические движения детей, отводит их от «трафарета» и придаёт движениям определённую окраску и живость.
Для того, чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы русской
пляски в зависимости от характера плясовой мелодии полезно выполнять
один элемент пляски в сопровождении разных по характеру мелодий.
Например, элемент «ковырялочка» под мелодию «Полянка» дети выполняют
энергично, а под мелодию «Травушка- муравушка» движения становятся
мягче, легче, изящнее.
Когда запас двигательных навыков у детей становится достаточным, и они свободно варьируют движения, переходя от одного к другому, начинаем работу над плясками.
В своей работе мы используем все формы русской пляски: круговые, парные, сольные.
Большое внимание уделяю такой форме русской пляски, как свободный перепляс, в котором ребёнок может показать свою изобретательность и индивидуальность.
Предлагая детям свободный перепляс, рассказываю, что такие пляски издавна любили в народе. Когда люди собирались вместе, чтобы повеселиться и отдохнуть, они часто соревновались в пляске. Лучшим плясуном считался тот, кто показывал больше интересных движений.
Учитывая, что перепляс- это импровизация, которая не требует особой подготовки, я предлагаю детям использовать те движения, которые они уже знают. По желанию перепляс исполняется солистами или небольшими группами. Такая форма работы позволяет развивать самостоятельную танцевально- игровую деятельность детей, способствует проявлению творчества.
Дети очень любят пляски с предметами русского быта: ложками, платками, балалайками. В своей работе часто используем русские народные костюмы, что позволяет ребёнку лучше войти в образ, тогда танец становится более выразительным. Отдельные элементы русских костюмов предлагаем на занятиях: платочки, косынки, картузы, фартучки.
Большую пользу приносят детям и выступления взрослых в детском саду,
это танец Деда мороза, Емели, Весны.
Очень удобно работать над плясками под фонограмму. Такая запись освобождает муз. руководителя от необходимости всё время находиться за инструментом и позволяет непосредственно общаться с детьми во время танца, участвовать в показе и разучивании его.
Оформление музыкального зала для проведения фольклорного праздника.
Фольклорный праздник «По листкам календаря»