Альфина Билалова
Нравственно-патриотическое воспитание посредством ознакомления с традициями и культурой своего народа
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание чувства патриотизма -процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного города с Родиной в целом.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание посредством ознакомления с традициями и культурой своего народа» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы- главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Суть НПВ состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
В последние годы в системе ДО произошли определё нные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел " Нравственное воспитание ". Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества приобретает чрезвычайную значимость.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребёнка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живёшь. Для маленьного человека Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живёт он и его семья, в семье начинает "расти" будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Таким образом, НПВ детей-сирот одна из основных задач ДОУ, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, с семьёй, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
У каждого народа свои песни, потешки, сказки, праздники, обычаи, обряды, и они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
НПВ я ещё начала с первых дней прибывания детей в дс. В ясельной группе, мы уже начали знакомить детей с русской народной культурой. Это колыбельные песни, потешки, прибаутки, русские народные песни, сказки и праздники.
Колыбельные песни- это не просто песенки, это заговоры-обереги, созданные на магической силе воздействия слова и музыки. Потешки- передают ребёнку нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать " Что такое хорошо, а что такое плохо". Например, "сорока" наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: за водой не ходил, дров не носил, кашки не варил. Потешки можно использовать во всех режимных процессах.
А под русские народные песни как "Ах вы сени", " Калинка" мы ставили танцы, которые танцевали на утренниках.
А хороводную песню "Каравай", мы поём вместе с детьми когда у кого-то в группе день рождения.
Ещё одной фольклорной формой, развития нравственно-патриотических качеств, является-народная игра. Она оказывает большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивает нравственные чувства, физически укрепляет ребёнка, создаёт определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
А русская народная сказка? Ведь с её помощью ребёнок может разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дошкольники получают информацию о морали и культурных ценностях общества, расширяют кругозор, развивают нравственные качества : доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность сказок в том, что в них заложены черты русского трудового народа, его свободолюбие, сила духа, любовь к Родине.
Песни, игры, пословицы и поговорки объединяются в народные праздники. Например праздник "Масленницы" очень понравилось детям. Все с удовольствием катались на лошадях, танцевали под русские народные песни, ели блинчики и пили самоварный чай.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В дальнейшем, на данном этапе НПВ мы совместно с родителями создали в нашей группе мини-музей "Русская изба". Родители приносили из дома предметы обихода, одежды, русские народные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Каждой вещью мы знакомили детей, рассказывали о его назначение, дети в русских нарядах сфотографировлись, поиграли с игрушками, с музыкальными инструментами. Провели занятие мастер -класс по изготовлению старинных кукол из тряпок и соломы. Дети в восторге от всего.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", " ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. п.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавоивает тесную связь семьёй. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе должен опираться на родителей не только как на помощников детского учереждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.