Алёна Крылова
Нравственно-патриотические чувства детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотические чувства детей дошкольного возраста
От древности, начиная с античных эпох, до современности менялись мировоззрения и взгляды на проблемы и воспитание нравственности у детей.
Воспитание нравственности у детей, как указывал еще древний философ Аристотель, в первую очередь основывается на нравственных поступках, т. е. частом совершении благих, продуманных и умеренных действий, в которых нет места крайностям.
Публикация «Нравственно-патриотические чувства детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Я. А. Коменский считал, что в основе нравственного воспитания лежит религиозность. По его мнению, воспитывать в детях уже с младшего возраста нужно правдолюбие, смелость, опрятность, вежливость, стремление к деятельности и, несомненно, почитание старших [2].
К. Д. Ушинский в своих трудах придавал огромное значение формированию нравственных ценностей у детей. Воспитание нравственности, по мнению автора, предполагалось неразрывно связанным с трудовым и, конечно, умственным воспитанием детей [3].
В советское время педагогика указывала на необходимость формирования у детей дошкольного возраста основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. Также, и в нынешнее время психологи и педагоги, которые исследуют проблемы нравственного воспитания дошкольников, считают важным воспитывать в ребенке такие качества, как:
– эмоционально-положительное отношение к различным нациям;
– любовь к своей Родине;
– гуманное отношение к людям, природе и окружающему миру в целом;
– культура поведения;
– восприятие самого себя, близких людей, старших и сверстников.
Таким образом, нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм [1].
К нравственному воспитанию можно прировнять патриотическое воспитание. Очень важно приобщать ребенка к культуре своего народа и отеческому наследию. В свою очередь, это воспитывает в детях уважение и гордость за Родину. Именно по этим причинам детям необходимо изучать культуру своих предков, историю своей страны и народа. Акцент на знание истории народа и его культуры поможет ребенку в дальнейшем с большим уважением и интересом относиться к традициям и культуре других стран, народов и национальностей.
Такое качество, как патриотизм у дошкольника включает в себя несколько компонентов:
– содержательный – дошкольник понимает и представляет основные понятия об окружающем мире в том объёме, который доступен в его возрасте;
– эмоционально-побудительный – ребёнок дошкольного возраста, приобретая новые знания об окружающем мире, испытывает положительные эмоции, а также имеет стремление постоянно расширять знания и приобщается к социально-значимой деятельности;
– деятельный – дошкольник формирует личную систему нравственно-волевых качеств.
Федеральные государственные стандарты дошкольного образования определяют, что нравственно-патриотическое воспитание детей возможно только при создании условий, способствующих социализации дошкольника с позитивной стороны, а также познавательному и морально-нравственному развитию маленького гражданина. Дети 4-6 лет довольно любопытны, очень эмоциональны и отзывчивы на чужие переживания, такие как боль или радость. Данный возраст – очень плодотворное время для воспитания нравственных ценностей. Именно в этом возрасте происходит формирование мышления и эмоционально-чувственного мира дошкольника, происходит поиск себя в окружающем мире и обществе. Познание общества и мира должно начинаться с восторга: это может быть блестящий белый снег на солнце, от которого слепит глаза, рыбалка с отцом, который показывает малышу рассвет на берегу реки или воссоединение людей на торжественном марше в честь Дня Победы.
Перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит ряд задач по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, необходимо воспитывать и поддерживать следующие чувства :
– любовь к семье, дому, детскому саду, городу и стране;
– бережное отношение к истории своей семьи и страны;
– понимание общих культурных традиций;
– гордость за культурные и спортивные успехи своей страны;
– уважение к национальным особенностям своего народа и других стран;
– толерантное отношение к другим людям;
– нетерпимость к общественным порокам.
Таким образом, можно отметить, что нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач детского сада и родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] : Учебно-методическое пособие / Р. С. Буре. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 144с.
Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] : В 2-х т., Т. 1. / Я. А. Коменский. – М. : Педагогика, 1982. – 656 с.
Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] : в 11 т. Т. 2, 6. / К. Д. Ушинский. – М. : Педагогика, 1999. – 456 с.