Марина Королёва
Новые подходы в работе с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения посредством использования ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Новые подходы в работе с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения посредством использования ИКТ.
На этапе дошкольного детства одной из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Во ФГОС ДО говорится, что развитие детей направлено на «формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Публикация «Новые подходы в работе с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения посредством использования ИКТ» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так – то просто, ведь к дошкольникам нужен подход особый. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он затаив дыхание, поглощал информацию и с восторгом выполнял задание сама тема Правила дорожного движения» очень сложна для детей, тяжела своими терминами и понятиями. Поэтому при разрабатывании конспектов развлечений, образовательной деятельности, вечеров – досугов вносились элементы новизны, включались игровые моменты, ситуация общения использовались наглядные пособия. Эффективным средством обучения ПДД является использование технических средств обучения.
Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Игра — вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть – это обязательный показатель культуры, как личности, так и общества в целом. Так как игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста, то через нее они быстрее усваивают, что можно делать на дороге, а чего нельзя. Поэтому использование игр по изучению ПДД отражено даже в программах, по которым сейчас и осуществляется воспитательно-образовательный процесс в детских садах.
Современные технологии прочно вошли в жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Интерес к техническим достижениям в области компьютерных технологий у детей огромный, как и те возможности, которые они предоставляют. Современный ребёнок владеет, причем часто на очень хорошем уровне, всеми информационными новинками. Это необходимо использовать. Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием компьютерной техники, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Интерес ребенка к новому служит необходимой предпосылкой в обучении. На сегодняшний день важным фактором повышения мотивации детей к изучению ПДД является использование интерактивных игр. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Особенно интересно и увлекательно проходит образовательная деятельность с использованием компьютерной игры «В гостях у тётушки Совы». Данная обучающая игра сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие детьми информации. Технические возможности позволяют прерывать рассказ персонажа «Тётушки Совы» и включить детей в беседу по отдельным аспектам правил движения. Сам материал построен таким образом, что дети могут оценить и прокомментировать действия героев, озвучить собственный опыт поведения в ситуации.
В соответствии с возрастом используем компьютерные презентации, мультимедийные игры, пособия, обеспечивая наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объём программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Например, такие как: «Дорога и его главные части», «Причины дорожно-транспортных происшествий», «Осторожно! Дорожные ловушки».
А мультфильмы? Дети очень любят их смотреть. Вместе с героями мультфильмов дети учатся правильно переходить проезжую часть дороги, закрепляют основные дорожные знаки, вспоминают правила поведения в общественном транспорте, находят дорожные ловушки. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний. Также используются диски «Уроки осторожности», «Азбука безопасности на дороге».
На вечер – развлечений приглашаем работников ГИБДД. Сотрудники ГИБДД беседуют с детьми, проводят игры и конкурсы, моделируют дорожные ситуации.
Ещё одной из эффективных форм обучения правилам дорожного движения является «метод проектов». Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой воспитанники приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально – ценностного отношения в процессе выполнения практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
В рамках программы по обучению детей ПДД родителям группы было предложено участие в совместном проекте. Продуктом совместной деятельности родителей и детей стали книжки – малышки: «Дорожные знаки – лучшие друзья пешеходов», «Осторожно! Дорожная ловушка», «Новые приключения Колобка»; а также изготовлении учебной книжки «Безопасность на дороге».
Родители с огромным желанием откликнулись на участие в конкурсе «Самый заметный» (изготовление светоотражающих знаков, элементов одежды). Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. В ходе проектной деятельности родители становятся источниками информации, реальной помощи поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом. Кроме того, они становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка согласно ФГОС [2, с. 82]
Наряду с традиционными формами обучения детей ПДД используются и нетрадиционные, такие как театрализованная деятельность на тему ПДД, организация праздников для малышей силами старших детей. Одним из любимых занятий многих детей является разыгрывание сюжетов любимых сказок и сочинение старых сказок на новый лад с использованием дорожных знаков и правил дорожного движения. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.
Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний, навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Результат работы по безопасности дорожного движения – воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.