Мария Карамзина
Конспект занятия для средней группы «Новогодние игрушки из соленого теста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для средней группы «Елочные игрушки»
Цель: развитие творческих способностей, речи детей, развитие мелкой моторики, через использование технологии соленого теста.
Задачи:
Образовательная: Формировать интерес к предстоящим новогодним праздникам. Расширить кругозор детей, рассмотреть образцы декоративно оформленных игрушек, закрепить знание некоторых законов композиции, обогатить словарный запас детей.
Публикация «Конспект занятия для средней группы „Новогодние игрушки из соленого теста“» размещена в разделах
- Елочные игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка из теста, тестопластика
- Новогодние елочные игрушки
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Конспекты занятий
- Новый год. Поделки и рисунки
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Формировать умение детей пользоваться шаблонами, вырезать форму игрушки из пластичного материала (солёного теста, и украшать ее декоративными элементами, используя законы композиции.
Развивающая: Создавать условия для развития зрительного восприятия, чувства формы, ритма, композиции. Развитие глазомера и мелкой моторики. Синхронизировать работу обеих рук.
Воспитательная: Создавать условия для воспитания эстетического вкуса, проявления эмоциональной отзывчивости, желания помогать другим детям.
Оборудование и инструменты:
Солёное тесто, стеки, салфетки, баночки с водой, дощечки для лепки, клей. Диск с записью музыкального произведения.
Ход мероприятия:
Воспитатель: — Здравствуйте ребята! К нам в группу пришло письмо – просьба от детей. Дети просят нас помочь им украсить новогоднюю ёлку, им нужны ёлочные игрушки к празднику.
Беседа:
Воспитатель: — Ребята, мы можем помочь малышам?
— Ответы детей.
– Из чего же мы сделаем игрушки?
— Ответы детей
Воспитатель:– Правильно! У нас есть солёное тесто разного цвета, клей, декоративные элементы. Сейчас я покажу вам образцы игрушек. Ребята вам нравятся эти игрушки? Скажите, чем они украшены?
Дети: — Да, игрушки очень красивые, украшены бусинками, звёздочками, элементами из цветного теста.
Елочные игрушки – один из самых важных атрибутов Нового года. Ни один человек не представляет себе этот праздник без елки, украшенной этими яркими игрушками, переливающимися в свете гирлянды. Елочные игрушки – это шары, фигурки и другие украшения, которыми наряжают новогоднюю ёлку, а также интерьер помещения к празднику Рождества и Нового года.
История появления елочных игрушек уходит своими корнями глубоко в историю. Уже в конце Средневековья жители Европы стали украшать свои дома к Новому году. А конкретнее, этот обычай распространился по всему миру именно из Германии, где в 1513 году богослов Мартин Лютер украсил свою елку свечами, а на макушку повесил звезду. Сначала в качестве украшений использовались яблоки, фрукты, сладости, свечи и т. д. Постепенно съедобные украшения были заменены на поделки из фольги, бумаги, ваты.
Горящие свечи напоминали людям о сути жертвенности Христа, а звезду вешали в память о Вифлеемской звезде, указавшей дорогу к пещере, где родился Иисус Христос. Также среди украшений на елке всегда были яблоки, олицетворяющие "запретный плод" и разные фигурки из вафель и пряников, как прообраз пресных хлебцев для ритуала причастия.
Так, до середины XVIII века украшения были исключительно съедобными. А уже во второй половине XVIII века елки становятся более нарядными: используются позолоченные еловые шишки, бумажные цветы и фигурки из латуни в виде ангелов. Чуть позже в обиход вошли игрушки из воска, ваты, картоны и стекла. В 1848 году в городе Лауш были изготовлены первые елочные шары из цветного и прозрачного стекла, а сверху они покрывались слоем блесток. А в 1867 году в том же Лауше был открыт газовый завод, где под высокой температурой стеклодувы изготавливали елочные шары разных размеров. Тогда стали производить не только привычные всем шары, но и различные фигурки животных, птиц, рыбок, Санта-Клауса и ангелов. Они раскрашивались серебряной и золотой пылью.
В России обычай украшать елку ввел Петр I. Именно он издал указ отмечать Новый год, как в Европе. Но после его смерти указ стали игнорировать и самым главным символом этого праздника елка стала лишь веком позже. Первые елочные игрушки стали делать на заводе в Клину в период Первой мировой войны. Именно тогда пленные немцы научили стеклодувов делать шары и бусы из стекла. По сей день, Клин – единственное место, где производят стеклянные елочные бусы.
В СССР было время, когда елка и елочные игрушки были под строжайшим запретом. После 10-летнего перерыва в СССР возобновилось празднование Нового года, наступила новая эра новогодних игрушек. В моду вошли шарики с изображениям серпа и молота, выпустили первые стеклянные шары с изображениями членов политбюро и портретами вождей пролетариата. Особенно популярны были самовары. Возродилась ватная игрушка - стали делать Дедов Морозов из ваты. Появились стеклярусные бусы и фигурки из папье-маше. Тогда же, в XX веке стали популярными различные гирлянды и мишура.
Елочные игрушки поражают своим разнообразием. Это могут быть классические стеклянные шары, фигурки из стекла и пластика, ватные, деревянные и проволочные игрушки. Елочными игрушками украшают елку за несколько дней до нового года. Такие игрушки могут использоваться для украшения внутреннего интерьера помещения. Существуют также елочные игрушки маленького размера для небольших елочек, такими игрушками (пластиковыми, деревянными или ватными) может наряжать елку даже ребенок.
Огромный плюс небьющихся игрушек в самом названии. Их изготавливают из пластика, который при ударе не разбивается и, тем самым, нет риска получения травмы. Еще одним плюсом игрушек из пластика является их легкость. За счет этого они очень редко отсоединяются от креплений и падают с елки. Однако украшения из стекла выглядят намного лучше и красивее пластиковых. Блики от этих игрушек намного ярче и эффектнее смотрятся на елке. Большим минусом является то, что их легко разбить. Стекло у игрушек очень тонкое и хрупкое и если игрушка упадет с елки, то с большой вероятностью разобьется.
В различных городах России можно увидеть выставки, посвященные елочным украшениям. Например, в музее-заповеднике в Великом Устюге действует постоянная экспозиция «Новогодние и рождественские игрушки», а в московском музее Тимирязева к столетию песни «В лесу родилась елочка» прошла выставка, где было показано, как лесную красавицу наряжали в разные времена. Выставки проходят не только в России, но и зарубежом. В конце января во Франкфурте-на-Майне проходит выставка «Рождественский мир». Более 1000 участников представляют там свои разработки украшений (в том числе елочных).
Физкультминутка
«Зайка»
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
Практическая часть:
Воспитатель: — Сейчас я предлагаю вам выбрать форму шаблона — силуэт игрушки, которую вы хотели бы выполнить, тесто любого цвета и начать с помощью стека вырезать форму игрушки. Лишние кусочки теста мы откладываем в сторону. Выравниваем края готовой формы, используя воду и подумаем, как бы вы хотели украсить свою игрушку, соблюдая законы композиции.
По ходу выполнения задания оказываю необходимую индивидуальную помощь.
Звучит подборка музыкальных произведений (тихо).
Напоминаю детям, что нужно сделать отверстие в изделии (коктельной палочкой, для того чтобы можно было вдевать ниточку.
Готовые игрушки выкладываем на столе.
Д/ и: «Магазин игрушек»
Воспитатель: — Смотрите ребята! У нас получилась небольшая витрина с игрушками, как будто в магазине. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Представим что, мы работаем рекламными агентами в магазине. Мы будем рекламировать свои изделия. Опишите пожалуйста свою игрушку красивым художественным словом, дайте ей оригинальное название, объясните чем она интересна и в чём её польза.
Дети по очереди рекламируют свою игрушку.
Итог деятельности:
Воспитатель: — Все игрушки у нас получились красивыми, аккуратными. Я вижу, что вы старались ребята! Ответьте пожалуйста, каким способом мы пользовались при изготовлении игрушек?
- Ответы детей.
Воспитатель: — Какие законы композиции вы использовали при украшении?
— Ответы детей.
Воспитатель: — Теперь нам нужно время, чтобы наши игрушки высохли, мы покроем их акриловым лаком и подарим детям младшей группы.
Релаксация:
— Ребята, с каким настроением вы начинали делать игрушки?
— А какое у вас сейчас настроение?
— Пожалуйста, отметьте на этих силуэтах ёлочек своё настроение – весёлое или грустное.
Дети рисуют.
— Молодцы ребята! Вы сделали доброе дело, помогли малышам подготовиться к празднику. У вас у всех хорошее настроение, спасибо ребята!
Беседа «Что за праздник Новый Год?»
1. Организационный момент
Приветствие (дети стоят на ковре взявшись за руки)
Здравствуй, небо,
Здравствуй, солнце,
Здравствуй, земля,
Здравствуй, планета наша – Земля!
Здравствуй, наша большая семья!
- Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Красавица какая
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана!
Скажите, кто она? (Новогодняя елка)
(Воспитатель показывает изображение нарядной елки)
Он с седою бородой.
Шуба, посох со звездой.
Он подарки нам принес,
Кто же это? (Дед Мороз)
(Демонстрация изображения)
Он на резвой тройке мчится,
Сам пока что маленький.
Громко в двери к нам стучится,
Снег сметая с валенок. (Новый год)
Речевая разминка. Стихотворение «Снегопад» (И. Лопухина)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…СНЕГ.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые …СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою
Каруселью …СНЕГОВОЮ.
На проселки, на лужок
Все снижается …СНЕЖОК.
Вопросы:
– О каком времени года говорится в стихотворении?
– Почему вы так думаете?
– А что такое зима?
А какой у нас самый большой праздник зимой?
(Воспитатель рассказывает детям историю возникновения праздника и традиции, дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом)
Как отмечали Новый год на Руси
На Руси Новый год несколько веков начинался 1 марта, с весенним пробуждением природы, ведь весна – это символ начала новой жизни. Позже празднование перенесли на 1 сентября, так как именно в этот день заканчивали собирать урожай. Новый год отмечали очень торжественно, на Красной площади в присутствии царя. Всех поздравляли с Новым годом. Звонили в колокола.
В 1699 году Новый год в последний раз отмечали 1 сентября, в 1700 году по указу Петра I Новый год стали отмечать как в Европе - в полночь 1 января.
В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз – как замена европейскому Санта Клаусу.
История Деда Мороза
Прототип Деда Мороза отыскали в русских сказках – Дед Мороз Красный нос, Дед Трескун, Морозко – царь всех зимних месяцев - облачённый в тулуп деревенский старик с красным носом.
Считалось, что Мороз живет в ледяной избушки в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк.
В средние века в деревнях даже «кормили» Мороза, чтобы задобрить. Сам глава семьи выходил на крыльцо с ложкой киселя.
Сейчас Дед мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область). Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес:162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.
- А теперь подойдите к столу и посмотрите, я вам приготовила разные новогодние открытки. Старые, которые были раньше, давным-давно и какие открыточки у нас сейчас дарят на новый год