Татьяна Павловна Белоусова
Нормы развития речи от 0 до 5 лет. Какие есть тревожные сигналы?
▼ Скачать + Заказать документы
О важности развития речи ребенка знают все. О необходимости оказывать ребенку помощь в этом развитии – тоже все знают. Но как определить, что пора обращаться за помощью к специалистам? Ведь в дошкольном возрасте у многих детей речь нечистая. Я составила краткое описание норм развития речи от рождения до 6 лет. Это можно взять за основу. Такие этапы развития речи проходят малыши с нормально развивающейся речью. Некоторые детки могут даже опережать своих сверстников в чем- то. Надеюсь, это поможет молодым родителям и людям, далеким от логопедии и дефектологии.
Публикация «Нормы развития речи от 0 до 5 лет, Какие есть тревожные сигналы?» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Возраст 0 – 3 месяцев
• Ребенок с достаточной силой сосет грудь.
• При раздражении губ соской – открывает ротик.
Тревожный сигнал: к концу 1 месяца перед кормлением ребенок не кричит.
Возраст 3 – 6 месяцев
• Появляется гуление: ребенок издает звуки типа ГА –ГЫ – ГУ. Или без согласной : А-Ы-У.
• Гуление не должно быть редким, с однообразным набором звуков, монотонным. Должно быть чистым, без хрипов.
Тревожный сигнал:
• Нет гуления
• К концу 4 месяца ребенок не улыбается и не гулит.
• К концу 5 месяца ребенок не прислушивается к музыке.
Возраст 6 – 12 месяцев
• Ребенок поворачивает голову и глаза к источнику звука
• Появляется лепет – повторяющиеся слоговые цепочки: МА-МА-МА, БА-БА-БА, ДЯ-ДЯ-ДЯ.
• Малыш интонационно и по звуковому наполнению стремится подражать речи взрослых.
Тревожный сигнал:
• К концу 6 месяца ребенок не узнает голоса близких
• Не реагирует на интонацию
• К концу 9 месяца отсутствует лепет и ребенок не подражает взрослому
• К концу 10 месяца малыш не машет головой в знак согласия и не использует жест «ПОКА» при прощании.
Возраст 11 – 13 месяцев
• Появляются первые осмысленные слова из 2-х одинаковых слогов. Ребенок жестом показывает и называет членов семьи: ПА-ПА, МА-МА, БА-БА, ДЯ-ДЯ.
Тревожный сигнал:
• К 12 месяцам ребенок не может выполнить простейшие просьбы «ДАЙ», «ПОКАЖИ», «ПРИНЕСИ».
Возраст 1 – 1,5 года
• Должно быть понимание обращенной к ребенку речи
• В собственной речи ребенка 8 – 12 слов, они имеют предметное соотнесение
• Регуляция поведения ребенка речью взрослого еще не возможна
Тревожный сигнал:
• Ребенок не называет маму МАМОЙ, папу ПАПОЙ и других членов семьи.
Возраст 1, 5 – 2 года
• В речи ребенка появляются глаголы в побудительной форме: дай, иди.
• Слов – названий предметов – до 200
• Должны быть звуки: П – Б, Ф – В, К – Г – Х, Т – Д, ЛЬ.
• Поведение все еще не регулируется речью взрослого, ребенок понимает, но не выполняет запреты
• Ребенок любит слушать стихи, сказки, активно все запоминает
• В голосе ребенка хорошо прослушиваются различные интонации: обида, радость, восторг, ….
Тревожный сигнал:
• В 1 год и 9 месяцев ребенок не может произнести 5-6 осмысленных слов.
Возраст 2 – 3 года
• В активном словаре ребенка 1000 слов и более
• Появляется фраза – предложение: Я пойду в пальте, дай пить сок….
• Неправильное окончание слов в предложениях – это нормально
• У ребенка идет период словотворчества, не зная названий предметов и явлений, он придумывает им названия сам
• Период «Почемучества», часто и по любому поводу задает вопрос «Почему?»
• Появляется эгоцентрическая речь – когда ребенок разговаривает сам с собой (во время игр)
• Должны быть звуки: С – З
• С этого возраста ребенок должен подчиняться речи взрослого, понимать слово «нельзя» и выполнять
• Знает основные цвета
• Начинает и активно развивается фонематический слух.
Тревожный сигнал:
• В 2 года ребенок по просьбе не показывает части тела
• Не может выполнить просьбы: «ПОЙДИ И ПРИНЕСИ МНЕ…»
• Не узнает близких по фото.
• Не знает основные цвета.
Возраст 3 – 5 лет
• Ребенок употребляет фразы любой сложности, сложные предложения: с «потому что….», «если….», ….
• Фонематический слух заканчивает свое развитие.
• Ребенок активно интересуется незнакомыми словами
• Появляется чувство языковой нормы – ребенок слышит ошибки в речи других детей
• Появляется активный интерес к грамоте, чтению, письму.
• Быстро заучивает стихи, громко их рассказывает.
• С 4, 5 лет можно учить буквы, учить читать
Тревожный сигнал:
• В 3 года не может сказать свое имя и фамилию
• В 3 года не может определить большой и маленький предмет
• Не знает ни одной сказки или короткого стишка
Формирование звуковой стороны речи (в норме):
1-2 года: А О Э П Б М
2-3 года: И Ы У Ф В Т Д Н Г К Х Й
3-5 лет: Ш Ж Щ Ц Ч С З
5-6 лет: Р Л
Если ваш ребенок знает и умеет больше, чем указано, значит развитие в норме. Если вы заметили, что ребенок НЕМНОГО отстает от указанного, то больше играйте с ним, читайте книжки, развивайте пальчики, общайтесь на разные темы: учите животных, птиц, пойте песенки. Если уделять малышу внимание каждый день- скоро вы заметите результат. Если же отставания значительные, то не теряйте времени и обращайтесь к специалистам.