Ирина Сенаторова
НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое занятие «Волшебная лаборатория».
Разработал: Сенаторова И. С., воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» г. Уварово.
Сл т лаборантов в «Волшебную лабораторию»
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего возраста
Задачи обучающие:
• научить проводить несложные опыты с использованием подручных
средств и предметов
• Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов;
Публикация «НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста „Волшебная лаборатория“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Активизировать словарь: лаборатория, лаборант, научный опыт,
эксперимент, открытиеразвивающие:
• развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно
рассматривать объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
делать выводы;
воспитательные:
• воспитывать отзывчивость;
• дать детям почувствовать радость открытий;
• развивать любознательность, пытливость ума, познавательный
интерес.
Подготовительная работа:
Проведение кружкового объединения с подгруппой детей в детском
саду, рассматривание иллюстраций, книг, показ несложных опытов в
группах, инструктаж по технике безопасности, подбор музыки
«Сделать хотел грозу, а получил козу…»
Материал:
Напольная вешалка для халатов, колпаков; «Лаборатория в сундучке»;
выставочные витрины с микроскопами, колбами; столы, подносы с
материалом для опытов, правила для участников лаборатории, стенд с
книгами «Увлекательные опыты с магнитом», «Увлекательные опыты
с воздухом», «Увлекательные опыты водой», фартуки для детей.
Ход образовательной деятельности:
(Выходит старший лаборант в халате, колпаке, очках и, напевая «Сделать
хотел грозу, а получил козу» наводит порядок на рабочих столах и полках)-
Здравствуйте, дети! Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою
научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.
А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).
Сегодня у нас «слет лаборантов» и я жду их с минуты на минуту, они
продемонстрируют нам увлекательные опыты. Чтобы принимать участие в
экспериментировании, надо знать правила лаборантов :
1. Внимательно слушать старшего лаборанта.
2. Точно выполнять указания
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать выводы
Что- то задерживаются наши гости, наверное, пробки на дорогах. Не будем
терять время, начнем!
Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы:
не раз шл пали под дожд м, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики,
плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся
со свойствами этого необыкновенного вещества.
1. Опыт: Прозрачная и непрозрачная вода
Давай убедимся в том, что прозрачную воду можно сделать непрозрачной.
Нам потребуются:
Баночка с водой,
Маленький гвоздик на нитке,
Кисточка,
Акварельные краски,
Тонкая палочка.
Технологический процесс:
Намочите кисточку и окуни е в краску любого цвета. Добавляя краску
понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметь момент,
когда гвоздик станет невидимкой.
Вопросы:
Какое свойство воды тебе удалось изменить?
Почему это произошло?
Вывод: Вода меняет цвет, теряет прозрачность!
(Входит лаборант, здоровается, представляется, ставит поднос с материалом
для опытов на стол, надевает халат, колпак, перчатки)
1. Опыт: «Воздух»
Нам потребуются:
Шарик
Мяч
Резиновые игрушки
Вода
Тазик
Технологический процесс:
Надуйте шарик, объясните: мы как бы ловим воздух и запираем его в
воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть.
Вопросы:
Чем мы надуваем шарики? (воздухом).
Почему сильно надутый воздушный шарик может лопнуть? (воздух не
помещается в шарике и вырывается наружу, рвет шарик)
Почему игрушки с воздухом (мяч, резиновые игрушки) не тонут?
(Воздух легче воды)
Вывод: воздух можно поймать, выпустить. Воздух легче воды.
2. Опыт «Взвешиваем воздух»
Нам потребуются:
Два шарика
Палочка около 60-ти см.
Веревочка
Иголка
Технологический процесс:
На середину палочки закрепите веревочку, к обоим концам которой
привяжите два одинаковых шарика. Подвесьте палку за веревочку.
Проткните один из шариков иголкой. Конец палки, к которому привязан
проткнутый шарик, поднимется вверх. Затем проткните другой.
Вопросы:
Почему проткнутый шарик поднялся вверх? (шарик без воздуха стал
легче)
Что произойдет, если проткнуть второй шарик? (восстановилось
равновесие, шарики без воздуха весят одинаково, так же как и
надутые)
Вывод: Воздух имеет вес
3. Опыт: «Есть ли у воздуха звук, сила?»
Нам потребуются:
Шарик
Леска
Скотч
Трубочка
Технологический процесс:
Предложите детям выпустить воздух из шарика. Есть ли при этом звук?
Пусть дети подставят ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют?
Обратите внимание детей на то, что воздух из шарика выходит с силой и
очень быстро, он толкает шарик, и тот двигается вперед. Если шарик
отпустить, то он будет двигаться до тех пор, пока не выйдет весь воздух.
Вопросы:
Есть ли у воздуха звук?
Есть ли у воздуха сила?
Вывод:
Воздух может выполнять работу. Поднимает волны на воде, затягивает пыль
в пылесос, дует из фена, поднимает парашют, воздушный шар – летательный
аппарат ввысь.
1. Опыт: Притягивание одних предметов через другие.
Нам потребуются:
Манит
Стакан
Вода
Иголка
Песок
Технологический процесс:
Положите иголку внутрь стакана и заполните его песком. Поднесите магнит
к стенке стакана. Теперь повторите предыдущие шаги, используя воду
вместо песка. Попробуйте вытащить иголку из стакана, перемещая магнит
вверх вдоль стенки стакана.
Вопросы:
Магнитная сила действует в воде?
Притягивается ли иголка через песок?
Вывод:
Когда стакан заполнен водой, иголка притягивается к магниту через
стенку.
Но когда стакан заполнен песком, иголка не притягивается к магниту.
2. Опыт: Воздушный шар
Нам потребуются:
воздушный шар
черный или красный перец
белая салфетка
Технологический процесс:
Поднесите шарик к головам детей и потрите его об волосы. Приложить к
стене зала. Насыпать черный или красный перец на белую салфетку.
Поднести предварительно пот ртый шарик об волосы детей к перцу.
Вопросы:
Почему шарик притягивает к себе перец?
Почему шарик притягивается к стене?
Вывод:
шарик наэлектролизовывается.
3. Опыт: Волшебная тарелка
Нам потребуются:
Магнит
Бумажная тарелочка
Бумажное яблоко
Технологический процесс:
На магнит положить тарелочку из бумаги. На тарелочку положить яблоко с
приклеенным железной пластинкой. Поводить магнитом по дну тарелочки.
Вопросы:
Почему яблоко катается по тарелочке?
Вывод:
Существуют определ нные металлы, которые притягивают магнит.
Опыт: «Железные шарики»
Нам потребуются:
Магнит
Железные шарики
Технологический процесс:
На столе лежат шарики врассыпную, далеко друг от друга. В середину
подносится магнит. Шарики «бегут и приклеиваются» к магниту.
Вопросы:
Почему шарики расположились вокруг магнита?
Какие шарики прилипли к магниту первыми?
Вывод: магнит притягивает железо. Когда магнит превосходит по размеру
магнитный предмет, то этот предмет притягивается к магниту.
Опыт: «Цветовая симфония»
Нам потребуются:
Немного молока
Кусочек мыла
Ушные палочки
Столовая тарелка
Технологический процесс:
Налейте в тарелку немного молока. Добавьте по капле пищевые красители
различных цветов в центр тарелки. Далее окуните ушную палочку в середину
молока. Не смешивайте цвета. На другой конец ушной палочки капните
жидкого мыла. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и
подержите 10 – 15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!
Вопросы:
Какое основное свойство мыла?
Почему краска начала смешиваться?
Вывод:
Молоко содержит жиры. Секрет симфонии цветов заключается в капле мыла.
Основное свойство мыла - ликвидировать жиры. Когда мыло помещают в
молоко, молекулы мыла стараются атаковать молекулы жиров, молекулы
жиров стараются избежать «нападения»
Дети, продолжайте проводить опыты вместе со своим воспитателями и
родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы,
экспериментируйте и открывайте законы природы. До новых встреч!