Ирина Теплякова
НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Потому что я — человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Упражнять детей в использовании различных видов пересказа : подробный, с перестройкой текста (от лица героев, по ролям (драматизация). Познакомить с кратким пересказом.
Развивать монологическую речь, умение произносить фразу с различной интонацией: удивленно, с недоумением, с сочувствием.
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе, Пересказ рассказа В, А, Сухомлинского „Потому что я — человек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Уточнение и обогащение словаря: путники, обочина, вечерело, ушиб.
Учить правильно строить сложноподчиненные предложения, добавляя по смыслу первую часть.
Развивать внимание, контроль за точностью своего высказывания, умение устанавливать мотивы поведения героев.
Воспитывать сопереживание героям рассказа, желание совершать поступки, соответствующие человеку.
Материал: текст рассказа В. А. Сухомлинского «Потому что я – человек»; игрушка; элементы костюмов для ряжения; камень; схемы последовательности рассказа; на каждого ребенка силуэты героев рассказа, лист бумаги с нарисованной лестницей.
Ход :
Дети проходят в группу мимо игрушки, лежащей на полу, проходят за воспитателем и встают около него.
- Ребята, мы с вами играли в игру «Закончи предложение», когда ведущий произносил первую часть предложения, а все играющие его заканчивали. Пробовали и наоборот, к готовому окончанию придумывали начало. Сейчас я вам предлагаю придумать начало к предложению, которое заканчивается так: «Потому что я – человек». (Если дети затрудняются, дополнительный вопрос: «О чем можно сказать, чтобы вторая часть звучала так: «Потому что я – человек»? Примерные ответы: я умею разговаривать, смеяться, изготовлять поделки и игрушки и др.)
Воспитатель предлагает пройти на стульчики.
- Хотите послушать рассказ, который тоже заканчивается такой фразой?
Рассказ этот написал В. А. Сухомлинский. Называется «Потому что я – человек».
Первое прочтение рассказа.
- Понравился вам рассказ?
- О ком он и о чем? (О людях и их поступках)
- Какие слова вам непонятны? (уточнить смысл слов «путники», «обочина»).
- Что случилось в первый день?
- Почему? (Потому что вечерело, камень был незаметен; не смотрели под ноги и др.)
- Что произошло на второй день?
- А на третий день, когда до камня было еще далеко (отец сказал сыну)
- На какое слово можно заменить слово «сказал»? (предупредил, напомнил).
- Что же имел в виду старик, когда сказал, что он человек?
Чтение рассказа с установкой на запоминание, предложить обратить особое внимание на то, с какой интонацией в голосе спрашивал мальчик старика.
- С каким выражением спросил мальчик у дедушки про камень?
(удивленно, с недоумением – поупражнять детей в произнесении данной фразы. Следующий вопрос – с сочувствием. Третий вопрос - снова удивленно и недоуменно).
- Подробный пересказ по схемам.
- Пересказ от лица папы.
- Пересказ от лица мальчика.
- Драматизация
- Краткий рассказ (возможен образец воспитателя)
- Ребята, так о чем же хотел рассказать В. А. Сухомлинский, чему научить?
- А теперь давайте ещё раз попытаемся составить предложение, которое заканчивается словами «потому что я – человек». ( Пример: Я посажу дерево, потому что я – человек. Я буду беречь и охранять природу, потому что я – человек.)
- Молодцы. Сегодня вы очень хорошо работали. Я думаю, что вы пришли к выводу: как хорошо, что я человек. Я могу изобретать, создавать, творить добро для себя и окружающих.
- Недавно с помощью лесенки вы пытались оценить своё поведение, а теперь пройдите к столам и оцените поведение героев рассказа тем же способом.
Дети работают у столов. Затем воспитатель предлагает пройти за ним.
Дети выходят из группы, проходят мимо игрушки, ранее поднятой или лежащей на полу. Если кто-то из детей поднял игрушку, спросить почему он это сделал. Если нет – обратить внимание детей на то, что и в этой ситуации можно назвать себя человеком.