Александра
Открытая НОД в старшей группе на тему «Знакомство с Полхов-Майданской росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.
Познание. Закреплять знания детей о филимоновской, дымковской, городецкой игрушке, их цветовой гамме, особенностях узоров. Познакомить детей с промыслом Полхов-Майдана, его историей, материалом поделок, цветовой гаммой, особенностями и способами росписи.
Публикация «Открытая НОД в старшей группе на тему „Знакомство с Полхов-Майданской росписью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полхов-майданская роспись
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Художественное творчество. Формировать умение рисовать основные элменты Полхов-Майданской росписи, сочетать в узоре цвета, характерные для данной росписи, получать зелёный и фиолетовый цвета путём наложения красок. Закреплять умение замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Развивать художественный вкус, чувство цвета и композиции при составлении узора.
Коммуникация. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Активизировать словарь (лотки, лотошники, Полхов-Майдан, тарарушки, работня, пятилистник, вытачивают, анилиновые красители, набивка).
Социализация. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Совершенствовать навыки разделения на мини-группы, используя приёмы социоигровой педагогики, умение работать в команде. Формировать умения планировать совместные действия, распределять функции. Создавать психологический климат доверия и устанавливать партнёрские отношения между детьми.
Предварительная работа: беседа с детьми о народных промыслах, знакомство с дымковской, филимоновской, городецкой росписями, рассматривание с детьми предметов прикладного искусства, пополнение экспонатами мини-музея декоративно-прикладного творчества, расписывание предметов народного творчества в раскрасках, разучивание закличек.
Материал и оборудование: конверты с разрезными картинками с изображением дымковского оленя, городецкой доски, филимоновской барыни, 3 лотка, 9 шаров красного, жёлтого, синего цветов, волшебная палочка, сундук, костюмы или элементы костюмов (сарафаны, рубахи, ленты, пояса и пр., карточки с изображением основных элементов дымковской, филимоновской, городецкой росписей, экспонаты мини-музея ДПИ (дымковские, филимоновские, городецкие игрушки, посуда, Полхов-Майданские игрушки, ковёр-самолёт, магнитофон, ноутбук, таблица с основными этапами росписи : карандашная разметка, акварельная окраска, «наводка», таблица с основными элементами Полхов-Майданской росписи, нераскрашенные силуэты игрушек, посуды, тематические альбомы, цветные стёклышки (плёнки) красного, жёлтого, синего цветов, на каждого ребёнка – акварельные краски, кисти, баночки с водой, палитры, салфетки, тренировочные полоски, простые карандаши, чёрные фломастеры или гелиевые ручки.
Ход:
I часть (совместная деятельность воспитателя с детьми)
Вос-ль: Смотрите, ребята, кажется, в нашем мини-музее появились новые экспонаты. Вам они знакомы? Что же это? (Ответы детей). Помнится мне, подобные приспособления мы с вами уже видели, когда просматривали слайды мультимедиа о Сорочинской ярмарке. Их использовали торговцы, разносившие на них свои товары. Вспомнили? Конечно, это лотки. Интересно, из каких городов или сел прибыли к нам эти экспонаты?
(Разглядывают лотки, перевернув, обнаруживают приклеенные ко дну конверты, в которых находятся разрезные картинки).
Вос-ль: Соберем картинки – получим подсказки. Давайте разделимся на компании по количеству лотков.
Ходит сказка у ворот,
С нами водит хоровод,
Подарила для игры
Разноцветные шары.
(Воспитатель разбрасывает на ковре шары трех цветов).
Раз, два, три! Шары собери!
(Дети собирают шары).
А теперь ищи столы, где такие же шары!
(Дети подходят к столам, где лежат круги нужного цвета).
Д/и «Разрезные картинки»
Вос-ль: Что изображено на вашей картинке? (Дымковский олень). А как вы догадались, что это именно дымковский олень? (По узорам, цвету, белому фону). В каком населенном пункте изготавливают подобные игрушки? (В селе Дымково, что расположено рядом с городом Вятка). Расскажите, какими элементами росписи украшают свои изделия дымковские мастера? (Круг, точка, прямая и волнистая линия, кольцо, сеточка, мазок). А какие цвета они используют? (Только яркие – красные, желтые… Поэтому их игрушки такие красивые)
На вопросы воспитателя дети во всех компаниях- тройках отвечают по очереди, передавая друг другу право ответа с помощью волшебной палочки.
(Дети подходят к следующей картинке).
Вос-ль: Что же за предмет здесь изображен? (Городецкая доска). Какие еще изделия помимо расписных досок, изготавливают городецкие мастера? (Мебель, посуду, коней - качалки и др). Какими узорами они их украшают? (Бутон, купавка, городецкая ромашка, розан, листья). А что еще рисуют мастера на своих изделиях? (Людей, животных, птиц). Какие цвета они используют? (Красный, розовый, синий, голубой, зеленый, а для оживки берут черный и белые цвета).
(Подходят к третьему столу).
Вос-ль: Интересно, что же на третьей картинке? (Филимоновская барыня). Где изготавливают такие игрушки? Что вы можете рассказать о них? (Эти игрушки делают на фабрике деревни Филимоново. При их украшении мастера используют такие элементы как штрихи, крестики, точки, елочки, круги, треугольники, веточки. Краски берут яркие: зеленые, желтые, белые, малиновые).
Вос-ль: В старину дымковские, городецкие, филимоновские мастера вместе со своим товаром съезжались на ярмарку и предлагали свой товар всем желающим, привлекая их внимание веселыми и задорными закличками. Вы бы хотели побывать на такой ярмарке? (Да). Тогда нам снова предстоит путешествие в прошлое. Думаю, следует переодеться в соответствующую тому времени одежду.
Дети выбирают из сундука понравившиеся им сарафаны, рубахи и др. элементы костюмов, переодеваются.
Вос-ль: С пустыми руками на ярмарке делать нечего. На стеллажах нашего мини-музея выставлены разнообразные изделия мастеров из Дымково, Филимоново, Городца. Захватим их с собой на ярмарку? (Да). Прежде чем отправиться в путь, разделимся на команды.
(Дети делятся на 3 компании с помощью картинок, на которых изображены основные элементы дымковской, филимоновской и городецкой росписей).
Д/и «Народные промыслы»
Вос-ль: Давайте распределим роли, один из вашей тройки будет торговцем-лотошником, двое других – мастерами. Вы из Дымково, вы из Городца, а вы из Филимоново. Мастера приносят свои изделия. Торговец их оценивает – той ли это росписи предмет – и расставляет на свой лоток. Торговцами будут те, у кого в одежде больше предметов круглой формы.
(Воспитатель в ходе игры уточняет, почему тот или иной экспонат оказался именно на данном лотке).
Вос-ль: По традиции, путешествие в прошлое совершим на ковре-самолете. (Дети садятся на ковёр-самолёт, крепко держатся за руки). Всем хватило места? Тогда в путь!
Словно птицы в облаках
Путешествуем в веках.
Все, что было, знать хотим,
Назад, в прошлое летим.
Вос-ль: А вот и ярмарочная площадь!
К нам сюда скорее просим.
Заходи, честной народ!
Веселее, не зевайте,
Всех вас ярмарка зовёт!
Ярмарка! Ярмарка!
Русская ярмарка!
Кто на ярмарку придёт.
Что захочет – всё найдёт!
(К воспитателю подключаются и торговцы – лотошники, которые произносят свои заклички).
Вос-ль (показывая детям изделие ДПИ, расписанное незнакомой детям росписью) : Уважаемые, не вы ли обронили? Уж не городецких ли мастеров это изделие?
(Дети рассматривают находку, приходят к выводу, что нет, элементы росписи совсем не такие).
Вос-ль: Может оно из Дымково или Филимоново?
Дети: Нет, узоры не те, к тому же оно деревянное, а не глиняное.
Вос-ль: Что же это за роспись? (Предположения детей).
Вос-ль: Прослышала я от местных жителей, что неподалеку от площади расположена мастерская, работает там мастерица – золотые руки, светлая голова. Может, она с такой росписью знакома, подскажет нам, из какого села изделие, какие умельцы его расписали? Вы со мной? (Да).
Воспитатель вместе с детьми отправляется в мастерскую (изостудию, где встречают мастерицу (изоруководителя).