Римма Тимергазиева
НОД в средней группе «Зима»
Цели:
Привить интерес к художественной литературе,развивать познавательный интерес у детей, в том числе через проведение практических опытов.
1. Вводная часть
Воспитатель:
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о холодном, красивом и нарядном времени года- зиме.
Стихотворение «Русская тройка» Геннадий Розенталь
Снег сверкает на полях.
Мчится тройка по дороге
В белых шапках тополя,
В белой шубе дуб высокий.
Мчится тройка, пар клубит
От гнедых коней горячих.
Снег летит из-под копыт.
На ветру возница плачет.
Это русская зима
Разгулялась на просторе.
Публикация «НОД в средней группе „Зима“» размещена в разделах
Из сугробов терема
Возвела на косогоре.
Все вокруг белым - бело,
Даже стройные березы
Смело вышли за село –
Не боятся злых морозов.
Воспитатель:
- Ребята, какие зимние месяцы вы знаете? Давайте вспомним их названия. (ответы детей) Какой месяц сейчас? Правильно, декабрь.
Смотрим картинки о зиме
Воспитатель: Послушайте, ребята, загадку:
Загадки про зиму
Крыша в шапке меховой, белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома.
Значит к нам пришла.
(Зима)
Воспитатель:
- А вот ещё загадка:
Пришла я вслед за осенью по календарю.
И самый лучший праздник я вам подарю!
Я землю белым снегом укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка, ну кто же я?.
(Зима)
А вот вам зимние приметы:
Больше снега — больше хлеба.
Вороны и галки садятся к югу клювами - к теплу, на север - к холоду.
А ещё в народе говорят:
- Вьюги да метели да к февралю налетели….
Это оттого, что февраль месяц считается самым снежным и суровым зимним месяцем.
И ещё приметы:
Если в начале зимы был сильный снег, то в начале лета будет сильный дождь.
Если зимой сухо и холодно, то и летом будет сухо и жарко.
Если зимой тепло - летом будет холодно.
Воспитатель:
Ребята, оказывается не просто так зимой выпадает снег. Он закрывает землю от сильного холода и трескучих морозов. Снег укрывает землю как одеялом. Под снегом не так холодно, как снаружи и ветер ледяной не дует. А весной из-под снега появится первая травка и подснежники.
2. Основная часть
Воспитатель: Наша русская зима похожа на снежное царство. Вот как пишут о ней русские поэты:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И на утро снегом поле забелело
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес что шапкой, принакрылся чудной,
И заснул под нею крепко, непробудно. (отрывок из стихотворения И. Сурикова)
Воспитатель: Как красиво говорят поэты о зиме? А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (чтение детьми стихов о зиме)
Воспитатель: Молодцы ребята. А сможете мне помочь? В стихотворение нужно найти и вставить потерянные слова:
(воспитатель читает, а дети вставляют пропущенные слова)
Тихо, тихо как во сне
Падает на землю…. (снег)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в….(снежки)
С неба всё скользят пушинки
Серебристые …. (снежинки)
На полянку, на лужок
Всё снижается…. (снежок)
Вот веселье для ребят-
Всё сильнее …. (снегопад)
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой…. (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил …. (снег).
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно нашли все слова.
А теперь поговорим о том, как изменилась неживая природа зимой?
Какой стала погода, небо, солнце, какие осадки выпадают зимой? (рассуждения детей)
- день становится короче, а ночи длиннее
- на улице становится холодно
- идёт снег
- замерзают реки и озёра, покрываются льдом
Воспитатель: А какие изменения в жизни людей происходят зимой?
(дети отвечают) :
- тепло одеваемся
- утепляем жилище
- отмечаем Новый год, Рождество, Масленницу
Воспитатель: А в какие игры вы любите играть зимой?
(Дети называют зимние игры.)
Воспитатель: Давайте с вами сейчас поиграем. :
Физкультминутка.
На дворе у нас мороз (Дети хлопают себя ладонями по плечам)
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать (топают ногами)
И ладошками похлопать. (хлопают)
С неба падают снежинки, (плавные движения руками перед собой)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками (хватательные движения руками над головой)
И покажем дома маме. (Показывают ладони)
А вокруг лежат сугробы, (Потягивания — руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места)
Познавательно-исследовательская часть
Воспитатель:
Ребята, а ещё зиму называют волшебницей
Зима очень любит рисовать волшебные узоры на окнах. Давайте подойдём к окошку и посмотрим, какие чудные узоры здесь нарисованы. Ребята, постарайтесь найти знакомые очертания- листья, деревья, птичек, снежные горы.
(На ватмане заранее нарисовать окно с узорами на стекле. Либо нарисовать узоры зубным порошком на оконном стекле.)
Воспитатель: Вот какое чудо- морозные узоры! Это- первое чудо.
А чтобы о втором чуде узнать, нужно загадку отгадать. :
(загадка о снеге)
Зимний дождь из звёздочек- малышек
Не стучится в окна, не гремит по крыше
Дождик этот в воздухе кружится,
А потом на землю скатертью ложится. (снег)
Воспитатель: Правильно, это снег. А как вы думаете, почему зимой идёт не дождь, а снег?
(ответы детей)
Воспитатель: Оказывается повсюду в небе есть водяной пар. Весной, летом и осенью пар превращается в капельки дождя. А зимой он замерзает в снежинки.
Давайте послушаем как хрустит снег под ногами (аудиозапись).
Воспитатель: А как вы думаете, почему снег так скрипит и хрустит? А это оттого, что под тяжестью ваших ног у снежинок ломаются ледяные лучики.
1) Достаём приготовленный за окном пакет со снегом, высыпаем в лоток на столе.
Воспитатель:
Ребята, давайте посмотрим, что это? Давайте попробуем слепить из снега ком. Когда снег немного подтает, то становится липким и из него можно лепить снежки. (дети лепят снежки).
Воспитатель:
А теперь давайте посмотрим, что произойдёт, если положить снег в воду, даже если она холодная. (заранее приготовлена ёмкость с водой).
Снег начинает таять.
Воспитатель:
Ребята, что произошло со снегом? (ответы детей) Снег превратился в воду.
Но воду эту нельзя назвать чистой- в ней видны частички грязи. Это происходит потому, что пока снег летит по воздуху, к нему прилипают частички пыли. Поэтому если даже снег кажется вам белым, его нельзя брать в рот. Кроме простуды от холодного снега можно впустить в свой организм микробов, от которых заболит живот.
2) Достаём заранее приготовленную сосульку (можно её держать в пакете за окном).
(Можно заранее принести сосульку в группу, показать её детям и поставить в тёплое место, чтобы она к занятию растаяла.)
Воспитатель:
Ребята, все вы видели, какими красивыми могут быть сосульки. И некоторым из вас так хочется их лизнуть. Но нужно ли это делать? Сейчас посмотрим, что стало с нашей сосулькой, которую мы принесли в группу. Давайте возьмём лупы (есть в исследовательском уголке) и посмотрим через них на сосульки (если не дожидаемся когда они растают). Что вы видите? (частички мусора с крыши и пыль из воздуха).
(дети обсуждают увиденное)
Воспитатель:
Ребята, теперь вы убедились, что такие красивые сосульки совсем не съедобные и есть их ни в коем случае нельзя!
Садитесь на свои места.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Итак, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня о зиме и о снеге? (ответы детей, подводим итог)