Светлана Серебрякова
НОД в средней группе «Путешествие в страну русских народных сказок»
0бразовательная область: «Речевое развитие»
Цель: Формирование словаря, через ознакомления детей с художественной литературой.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о сказках. Скажите, а почему они называются «сказки», а не как не по-другому? (Ответы детей)
Воспитатель: Сказки появись на Руси очень давно. Раньше люди не умели, не читать, не писать и поэтому придумывали разные интересные истории и рассказывали друг другу на посиделках. Вот и пошло название «сказка» от слова «сказать». А ещё, сказки рассказывали и показывали на Ярмарке, где не только торговали и покупали, но и веселились. Зазывал народ на сказку Скоморох, а рассказывал сказки русский весельчак - Петрушка.
Публикация «НОД в средней группе „Путешествие в страну русских народных сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Воспитатель: Ребята, а вы любите русские народные сказки? А хотели бы вы оказаться в стране, где живут сказки? Предлагаю вам отправиться в путешествие в страну сказок.
(Дети становятся в круг, повторяют слова и движения за воспитателем). Подвижное упражнение «Если дружно встать на ножки».
Воспитатель: - Посмотрите, мы оказались в стране русских народных сказок. (На экране изображение страны сказок)
Воспитатель: Здесь живут все герои ваших любимых сказок. А ещё, живёт там колдун очень злой. И силой он обладает большой
(На экране появляется Колдун)
Колдун: Я детскую радость не выношу. В страну сказок я вас не пущу! Закрою все сказки в свой сундучок На очень большой и волшебный замок.
Воспитатель: Что-же делать? Как нам быть? Как нам сундучок открыть? Как нам сказки освободить?
Колдун: Чтобы сундучок открыть, сказки все освободить, Вы пройдите испытанья, выполняя мои задания.
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем сказкам обрести свободу? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как же нам узнать куда нам идти?
(На экране появляется Солнце)
Солнышко: Здравствуйте, ребята! Я гуляю высоко. Вижу с неба далеко. Знаю, помощь вам нужна. Помогу я вам, друзья! Чтоб дорогу вы нашли, раскидала я лучи. Где мои лучи – там и задания.
Воспитатель: Спасибо, Солнце!
Солнышко: В добрый путь!
Воспитатель: Ребята, отправимся в путь, впереди нас ждут сказочные испытания. Вижу я перед собой Солнца лучик золотой. Вот и первое задание: «Узнай книжку по обложке». Я прочитаю загадку о сказке, а вы найдёте эту книжку.
1. Дверь с собою в лес понёс, В поисках детишек А ребята под кустом Спали очень крепким сном. («Про Иванушку дурачка»)
2. Белый гриб – Боровик, Груздь, Волнушки, Опенки, Сморчки Из какой они сказки, скажи? («Война грибов с ягодами»)
3. Не послушал брат сестрицу – стал из лужи пить водицу… А когда воды напился, то в козлёнка превратился (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
4. Лиса его под печкой нашла, да в лес с собою унесла. Хотела съесть его, не сжалилась, да сама в печи изжарилась (Жихарка)
5. Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбёшки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял. (Лесичка-сестричка и волк)
Воспитатель: Ребята, вижу я перед собой второй лучик золотой и второе задание: «Чьи это слова?» (Нужно назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки)
1. —…А снизу кричат: «Кого тут съесть?» Не взвидел я свету — и вон. Ой, бежимте, братцы! (Сказка «Зимовье». Старый волк говорит семи другим волкам)
2. — Вода отличная, чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет. (Сказка «Лиса и козел». Лиса отвечает козлу)
3. — Голодному и ржаной хлеб за пряник идет, а сытому и коврижка вяземская не сладка! Ну, полезай теперь в устье, да заслонись заслоном. (Сказка «Привередница». Печь говорит Милашечке)
4. — Обидел старик, поживился моим добром, а я за свой лапоток и курочки не возьму! (Сказка «Лиса-лапотница». Лиса говорит старику)
5. — Беги скорей к коровушке, проси у неё молока, а я ужо собью маслица. («Петушок и бобовое зернышко». Хозяйка говорит курочке)
Воспитатель: Ребята, вижу я перед собой третий лучик золотой. А вот и третье задание: «Угадай сказочного героя»
1. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, хвост короче уха. Живо угадай-ка, кто же это? (Зайка)
Воспитатель: - Правильно, это заяц. А заяц какой в русских народных сказках? Назовите сказки, где есть сказочный герой заяц
Дружбу водит он с лисой, голодный и ужасно злой. Всё зубами щёлк, да щёлк. Очень страшный серый … (волк.)
Воспитатель: - Правильно, это волк. Волк какой в русских народных сказках? Назовите сказки, где есть сказочный герой волк?
Бурый он и косолапый, ловит рыбу мощной лапой. А ещё он любит мёд! Кто сластёну назовёт? (Медведь)
Воспитатель: - Правильно. Медведь какой в русских народных сказках? Назовите сказки, где есть сказочный герой медведь
Говорят, она хитра, кур уносит со двора. Но зато красавица – всем ребятам нравится! (Лиса)
Воспитатель: Молодцы. Какая курочка в русских народных сказках? Назовите русские народные сказки, где встречается курочка?
Гребешок аленький, кафтанчик рябенький, Двойная бородка, важная походка. Раньше всех встает, голосисто поет. (Петушок)
Воспитатель: Молодцы. Какой петушок в русских народных сказках? Назовите русские народные сказки, где встречается петушок?
Воспитатель: Ребята, вижу я перед собой четвёртый лучик золотой и четвёртое задание: «Расскажите правила обращения с книгой» (Дети рассказывают о правилах обращения с книгой)
Воспитатель: Ребята, вижу я перед собой пятый лучик золотой и пятое задание: Нужно пройти через волшебные золотые ворота. Пойманные должны сказать название любой русской народной сказки, только не повторяться (Проводится русская народная игра «Золотые ворота». Игра повторяется 5 раз)
Воспитатель: Ребята, вижу я перед собой шестой лучик золотой и шестое задание: «Закончи картинку». Ребята, перед вами картинки с изображением героев русских народных сказок. Нужно закончить картинки, сделать животным пушистые шубки из различного материала (сентипон, вата, мех и т. п., круп, семян.
Воспитатель: Ребята, молодцы! Очень интересные и оригинальные получились шубки. Вы выполнили все задания! Помогли сказкам обрести свободу.
(На экране появляется Колдун, открывающий сундук)
Воспитатель: Колдун открыл волшебный сундучок
(На экране появляется Страна сказок)
Воспитатель: И освободил «Страну русских народных сказок». Наше путешествие подошло к концу. Нам нужно возвратиться в группу с помощью волшебных слов:
Если дружно встать на ножки, топнуть, прыгнуть – не упасть, То легко ребята смогут снова в детский сад попасть!
Воспитатель: Мы снова оказались в нашей группе.
Рефлексия: Вам понравилось путешествие в страну сказок? Что запомнилось больше всего? Какое задание было интереснее?
Воспитатель: Путешествие наше закончилось. Но мы ещё не раз встретимся с нашими друзьями-сказками.