Светлана Прислипская
НОД «Умелые руки не знают скуки»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД "Умелые руки не знают скуки"
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»,
Группа: подготовительная к школе.
Цель: развитие творческих и познавательных способностей у детей на примере народного искусства.
Основные задачи:
1. Развивать эмоционально-образное восприятие средств декоративно-прикладного искусства.
2. Развивать навыки рисования орнамента.
3. Развивать образное мышление, закрепить понятие «орнамент».
4. Закрепить в речи слова «узор», «элемент».
Публикация «НОД „Умелые руки не знают скуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
5. Развивать воображение и творчество, создавая декоративную композицию в жанре народного узора.
6. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Активизация словаря: орнамент, узор, элемент, декоративный, мастер, мастерица, ткать, вязать, вышивать, творить и др.
Предварительная работа:
Чтение детям Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
Знакомство с семантикой, структурой, характерными особенностями русского
народного орнамента.
Рисование детьми орнаментов на клеточной бумаге.
Работа по овладению техническими навыками рисования.
Материалы и оборудование.
Демонстрационный материал.
Изделия народного декоративно-прикладного творчества и их изображения.
Изображение орнамента демонстрационное - образец начальный.
Музыка, аудио: минусовки народных песен.
Раздаточный материал.
Плоскостные изображения на листе бумаги по количеству детей: варежки, шарфик, коврик, платочек, салфетка, любое изделие из глины (народное, Дымка и др., любое изделие из дерева (туесок, корзинка и др.) и т. п.
Полосы бумаги, разлинованные в клетку по количеству детей.
Карандаши цветные, краски, кисти, баночки для воды, салфетки для кисточки, подставки, палитры, клеёнки для красок по количеству детей.
Алгоритм НОД
1 этап. Вводно-организационный. 2 мин. Пальчиковая гимнастика «Кулачки и руки».Дети выполняют движения за воспитателем, сидя и стоя по кругу.
2этап. Эмоциональный настрой. 3 мин. Игровая ритмическая разминка с движениями. Звучит русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько».
Воспитатель:
-Ребята, давайте вспомним, как трудились люди в былое время и как трудятся сейчас. Дети выполняют движения вместе с воспитателем, стоя в хороводе.
3 этап. Мотивация на познавательную деятельность. 5 мин. Рассматривание изделий народного декоративно-прикладного творчества.
Воспитатель:
- Уважение и любовь к труду русский народ выразил не только в песнях. Особую любовь он вложил в те прекрасные изделия, которые создал своими руками. Ребята, посмотрите на них.
Вопросы к детям:
- Чем украшены изделия? (Узорами, орнаментами.)
- Из чего состоит орнамент?
- Зачем мастера и мастерицы украшали свои изделия?
- Что использовали мастера для создания узоров (Кисти,
краски, спицы и др.)
- Эти предметы можно назвать декоративными?
Почему?
- Из каких материалов они сделаны?
- Где люди брали эти материалы?
Воспитатель:
- С давних времён люди стремились сделать свою жизнь привлекательнее, веселее. Они украшали свои дома, посуду, предметы утвари и быта: яйца, шкатулки, половики, салфетки, полотенца, предметы одежды: пояса, варежки, носки, рубахи, воротники. Рассматривают, отвечают на вопросы, задают вопросы, стоя.
4 этап. Динамическая игровая пауза. 3 мин. Игра «Закончи фразу». Дети выполняют движения, говорят вместе с педагогом - воспитателем, стоя произвольно.
5 этап. Мотивация на практическую деятельность. 3 мин. Воспитатель предлагает детям стать мастерами и мастерицами и попробовать придумать орнамент для любого изделия (плоскостное изображение на листе бумаги).
-Сначала вы все нарисуете одинаковый орнамент
(воспитатель вывешивает образец начальный, а затем добавите в свой орнамент дополнительные элементы так, чтобы ваш узор отличался от других. Дети слушают, рассматривают, готовят материалы для изобразительного творчества.
6 этап. Практическая часть. 12 мин. Рисование детьми.
В процессе работы музыкальным фоном тихо звучат минусовки народных песен.
Дети рисуют.
7 этап. Заключительная часть 1 мин. В конце работы дети «украшают» нарисованными орнаментами любое из выбранных ими плоскостных изображений предметов.
Дети рассматривают, говорят, задают вопросы.
8 этап. Открытый выход из деятельности. 1 мин.
Воспитатель:
-Вот какие у нас умелые руки! Они могут рисовать орнаменты и узоры и украшать ими окружающие предметы!.
Кончил дело – гуляй смело!
Последующая работа с изображениями. "Ярмарка умелых рук".
Дети «покупают» «изделия» друг у друга (деньги – конфеты или др.). Они должны обосновать свой выбор: «Мне нравится этот предмет, потому что…»
Приложение № 1
Предварительная работа.
Восприятие художественной литературы Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
1. Воспитатель говорит, что сегодня он прочитает интересный рассказ писателя Евгения Пермяка. Чтение педагогом произведения.
2. Вопросы педагога к детям после чтения произведения:
- О ком этот рассказ? Назовите героев. (Петя и дедушка.)
- Что однажды спросил дедушка у внука? («А для чего, Петенька, людям руки нужны?»)
- Что ответил Петя?
- О каких руках он говорил? (О своих.)
- А вы бы что рассказали о своих руках?
- Как вы понимаете слова писателя о том, что рабочими руками «вся жизнь, весь белый свет держится»?
- Какие полезные дела можно творить руками?
- Как бы вы назвали этот рассказ?
- Труд человеку необходим, почётен. Русский народ посвятил труду много поэтических произведений, пословиц, поговорок, песен, загадок.
3. Воспитатель читает детям пословицы и спрашивает, что они обозначают. Дети пытаются объяснить, педагог поправляет, если надо.
(«Дело мастера боится», «Не учи безделью, а учи рукоделию», «Нет и скуки, коль заняты руки»)и др.
4. Воспитатель:
- Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. В русских сказках, поговорках, песнях высмеиваются белоручки и лентяи. Давайте вспомним знакомую вам песню «Ой, вставала я ранёшенько»
Звучит русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько». Дети стоят в хороводе с педагогом и выполняют движения по ходу песни.
5. Воспитатель задаёт вопросы:
- Как называется рассказ, который мы сегодня слушали, кто запомнил?
- Назовите писателя, кто запомнил?
- О чём этот рассказ? (О том, что руки могут выполнять разные дела: рабочие и игровые.)
Приложение № 2
Пальчиковая гимнастика «Кулачки и руки»
(Сидя по кругу на коленях. Движения по тексту.)
Быстро кулачки сжимаем,
Крепко пальцы напрягаем.
Медленно их разжимаем.
На колени опускаем. (2 раза)
Медленно теперь сжимаем,
Быстро-быстро разжимаем.
На колени опускаем. (2 раза)
(Стоя в кругу, движения по тексту.)
Уже круг, шире круг.
Видим руки. Нету рук.
Упражнение начинаем,
Руки выше поднимаем.
Кулачки зажали. Тихо посчитали:
1, 2, 3, 4, 5. Ручки могут отдыхать.
Приложение № 3
Игра «Закончи фразу»
Педагог начинает говорить, а дети продолжают. Затем все изображают действие движением вместе с воспитателем.
Художник и художница. расписывают, рисуют.
Ткач и ткачиха - ткут.
Кружевница - плетёт.
Вязальщица - вяжет.
Вышивальщица - вышивает.
Включаем элемент дыхательной гимнастики.
Все трудятся. (Поднять руки вверх и опустить через стороны - вдох и выдох.)
Все творят красоту. (Поднять руки вверх и опустить через стороны - вдох и выдох.)