Власова Юлия
Конспект НОД «Ты — словечко, Я — словечко. Твой голос»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД” Ты словечко, Я словечко”
Тема занятия: «Твой голос»
Цели:
Обучающие (познавательные и практические) :
- обратить внимание детей на то, что человека можно узнать по голосу, не видя его;
- показать на примерах, что каждый человек обладает индивидуальным голосом;
- сформировать умение различать интонационную окраску голоса в зависимости от ситуации общения.
Развивающие: - развивать умение воспринимать информацию на слух;
- развивать память и внимание.
Публикация «Конспект НОД „Ты — словечко, Я — словечко, Твой голос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Воспитательные: - развивать внимательное отношение к собеседнику;
- воспитывать бережное отношение к произносимому слову;
- создавать мотивацию к совершенствованию устной речи.
Здоровьесберегающие: - соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- смена видов деятельности;
- соблюдение двигательной активности детей.
Оборудование: аудиозапись, проэктор, пособие «Ты - словечко, я – словечко» (автор З. И. Курцева).
Ход занятия.
I. Организационный момент. (Дети подходят и становятся в круг).
- Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть. Мы начинаем наше занятие. - А с чего мы обычно начинаем? (С речевой разминки.) Мы начнём со знакомой нам разминки Тихо - громко
II. Речевая разминка Тихо - громко.
Скажи погромче слово гром,
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише: Шесть мышат,
И сразу мыши зашуршат.
- Как мы узнаем, что гремит гром? (По звукам.)
- Как можно догадаться, что это мышки, а не кто-то другой? (По шороху, по звукам.)
III. Узнаём новое.
1) Подготовка к восприятию новой темы.
Игра «Угадай, кто тебя позвал?» (Дети остаются стоять в круге.)
- Ребята, мы узнали, что гром гремит, мышек отгадали по звуку, а можем мы узнать по голосу друг друга? (Можем.)
- Сейчас мы это проверим. Мы поиграем в игру, которая называется «Угадай, кто тебя позвал?». Встаньте все в круг. Повторите за мной фразу и запомните её : Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Глазки не открываем, иначе я не смогу определить, узнаете вы друг друга по голосу или нет. До кого я дотронусь рукой, громко произнесёт ещё раз эту фразу и позовёт по имени водящего.
- Ребята, запомнили? Давайте повторим ещё раз все вместе эту фразу. (Тот, кого узнает по голосу водящий, занимает его место в центре круга.)
2) Сообщение темы занятия. (Дети полукругом садятся на стулья.)
- Мы не случайно говорили тихо и громко, отгадывали по голосу друзей. А кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (О голосе.)
- Ребята, вы правы, тема нашего занятия - Твой голос.
- С помощью голоса мы говорим и поём. У всех ли голоса одинаковые? (Нет, разные.)
- А как же вам удалось угадать, что говорили Серёжа, Варя, Никита?
- Правильно, ребята, потому что у каждого человека свой особенный, индивидуальный голос.
- Голоса людей отличаются друг от друга. А голоса животных отличаются или нет? (Отличаются.) Мы сейчас это услышим.
3) Прослушивание аудиозаписи.
- Послушайте фрагмент сказки и отгадайте, что это за сказка. (Теремок.)
- Голоса каких животных вы слышали? (Лягушка, мышка.)
- А как же вы догадались? (По голосу.)
- Вот и Риторик попал в сказку Теремок. (Дети садятся за столы.) Давайте проверим, узнали мы этих героев.
4) Работа по тетради. Беседа.
- Давайте посмотрим, есть ли герои, голоса которых вы слышали. Назовите их. (Петушок, лягушка, мышка.)
- Ребята, а чей голос мы не слышали? (Лисы.)
- Она здесь говорит или слушает? (Говорит.)
- Как вы догадались? (У Лисы открыт рот, она обращается к жителям теремка, которые смотрят на неё.)
- Кто помнит, какой у неё голос? (Хитрый, вкрадчивый.)
- А как вы думаете, почему у неё такой голос? (Она хочет обмануть и съесть петушка и зайчика.)
- Ребята, вспомните сказки, герои которых меняли свой голос. (Красная Шапочка, Три поросёнка, Волк и семеро козлят.)
- Хорошо ли поступают эти герои?
5) Вывод.
- Итак, ребята, почему же нам удаётся узнать, кто говорит? (Потому, что у каждого человека свой, неповторимый, индивидуальный голос. Голоса животных тоже разные, поэтому мы никогда не перепутаём голос кошки и собаки, петуха и курицы, коровы и лошади и т. д.)
IV. Физкультминутка. (Проводится в кругу.)
- Итак, не только людей можно узнать по голосу, но и животных. А сейчас мы превратимся в зверей и птиц. Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.
- Какие звуки издаёт гусь? (Га- га- га.)
- Превратимся в гусей и. полетели. (Руки в стороны и со звуками га-га-га дети изображают летящих гусей.)
- А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)
- Превратились в лягушек и прыгаем, как они.
- А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)
- А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем.
V. Закрепление.
1) Беседа.
- Ребята, помните, на прошлом занятии мы с Риториком попали в сказку «Конёк-Горбунок». Иван, главный герой, оказывался в разных ситуациях. Вспомните эти ситуации. С кем он общался? (С кобылицей, царем, Коньком-Горбунком.)
- Какой был голос у кобылицы, когда она просила Ивана отпустить её?
- Почему у неё был такой голос? (Кобылица обращалась к Ивану с просьбой. Она пыталась его убедить, интонация у неё была вежливой, голос жалостливый.)
- А царь таким же голосом обращался к Ивану? (У царя голос был требовательный, резкий, грозный.)
- Почему у царя был такой голос? (Царь приказывал Ивану, грозил наказанием, кричал на него, поэтому голос у него был громким, грубым.)
2) Просмотр и анализ видеофрагментов.
Первый фрагмент.
- Ребята, вы сейчас увидите фрагмент из хорошо знакомой вам сказки «Винни- Пух и все, все, все» (дети пересаживаются на стульчики, лицом к экрану). Посмотрите и скажите, какой голос у ослика Иа и почему. (Голос грустный, печальный, потому что в свой день рождения он остался один, друзья не поздравили его.)
Второй фрагмент.
- Посмотрите ещё один отрывок и скажите, изменился ли у Иа голос и почему. (Конечно изменился. Голос у него стал весёлый, задорный, потому что друзья пришли поздравить его с днём рождения и принесли ему подарки.)
- Чему особенно обрадовался Иа? (Особенно он был рад тому, что нашёлся его хвостик.)
- Ребята, герой в этих фрагментах мультфильма один и тот же? Но мы с вами выяснили, что голос у него меняется. Так почему же это происходит? (Герой один и тот же, но в разных ситуациях голос у него меняется).
- В зависимости от ситуации общения у человека меняется настроение, а голос отражает наши чувства: радость, огорчение, удивление и т. д.
3) Анализ коммуникативных ситуаций.
- Интересно, а вам приходилось менять голос? Расскажите, какая это была ситуация и какой у вас был голос?
- От чего зависит, что у нас меняется голос? (От настроения, от той ситуации, в которой мы оказались.)
- Представьте себе, что я ваша мама. Каким голосом вы у меня попросите прочитать сказку? (Вежливым, ласковым, с нежной интонацией.)
- Какие слова вы произнесёте?
- Бывали ли у вас ситуации, когда вам надо было кого-то утешить? Какой у вас был голос? (Вы жалели это го человека, утешали, у вас тоже голос был ласковый.)
- А случалось вам предупреждать, оберегать кого-либо от опасности? Например, по дороге едет машина, каким голосом вы будете предостерегать, предупреждать об опасности? Интонация будет другая?
Представьте себе, что в соседней группе малыши уже спят, как вы будете говорить: громко или тихо? Почему?
Вывод, к которому мы подводим детей: в зависимости от ситуации общения цели будут разные, следовательно, и голос тоже будет разным : где-то мы будем говорить громко, где-то тихо.
VI. Итог.
- Итак, ребята, могли ли мы узнавать друг друга, если бы у всех были одинаковые голоса?
- Почему меняется наш голос? От чего это зависит?
- Ребята, вы молодцы, хорошо работали на этом занятии, и теперь вы можете в награду получить ещё один волшебный знак, который говорит о том, что вы прекрасно справились со всеми заданиями.
- Занятие окончено. До свидания!