Богдана Ячменева
Конспект НОД «Тайны природы Крыма» в подготовительной группе
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«Тайны природа Крыма»
(с использованием ИКТ технологии)
Ячменёва Б. Б.
г. Симферополь 2018
Публикация «Конспект НОД „Тайны природы Крыма“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Подготовительная группа
- Природа Крыма
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с природными зонами Крыма и некоторыми представителями флоры и фауны.
Формировать представления о разнообразии крымской природы.
Учить различать степи, лес море, горы на карте, по цветовому обозначению.
Уточнить представление детей о разновидностях мяты и упражнять в установлении причинно - следственных связей.
Углублять знания детей о крае, в котором мы живем, о Крыме.
Развивающие: Развивать познавательную активность, диалогическую и связную речь, умение выслушать друг друга, любознательность, общую моторику, память, мышление и исследовательские умения: наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края и бережное отношение к ней.
Материалы и оборудование: аудиозапись, ИКТ, лупы, образцы камней, рюкзак, компас, аптечка, бутылка с водой, бинокль, игрушка – дельфин.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.
Для начала нам нужно «Здравствуйте!» сказать.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся!
Ребята, посмотрите, как удивились наши гости, когда увидели нашу одежду. Ведь в таком виде дети не ходят в детский сад? (Ответы детей) Лиза, объясни нашим гостям, почему мы так оделись. (Ответы детей) А что ещё нам понадобится в походе?
Дидактическая игра «Походный рюкзак»
Материалы: рюкзак, компас, бинокль, вода, еда, аптечка, увеличительное стекло, карта.
Воспитатель: Ребята, прежде всего нам нужно взять рюкзак. Никита, зачем в походе нужен рюкзак? (Ответы детей)
Воспитатель: Что это, ребята? Селим, зачем нам компас? (Ответы детей)
Воспитатель: Что это, ребята? Зачем нам бинокль? (Ответы детей)
Воспитатель: Что это, ребята? Зачем нам увеличительное стекло? (Ответы детей)
Воспитатель: Что это, ребята? Зачем нам вода и еда? (Ответы детей)
Воспитатель: Что это, ребята? Зачем нам аптечка? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, рюкзак мы собрали, но перед тем, как отправляться в путь, давайте повторим правила поведения в походе. ( Ответы детей: не отставать, идти друг за другом, смотреть под ноги, не пить воду из рек и не собирать неизвестные грибы и ягоды.)
Воспитатель: А как мы узнаем, куда идти? ( Ответы детей: нам нужна карта)
Голос карты: Я здесь, ребята! Я - Карта Даши-путешественницы. Она мечтает побывать в Крыму и исследовать его природные тайны. Но для этого ей нужна ваша помощь. Сначала пройдите по моему маршруту, а потом отправьте меня обратно Даше-путешественнице, чтобы её мечта сбылась. Скорее, в путь!
Воспитатель: Ребята, ну что, поможем волшебной Карте? Тогда давайте откроем карту и посмотрим, куда мы должны идти.
Воспитатель: Отправляйтесь в степную зону Крыма и узнайте, откуда там летом снег?
Воспитатель: Ребята, каким цветом на карте обозначается степная зона? (Ответы детей) Отлично, вперёд!
Физкультминутка.
Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами.
Видишь, катит по просторам
Круглый перекати-поле?
Воспитатель: ребята, куда мы пришли? ( Ответы детей: в степь) А что растёт в степи? ( Ответы детей: травы) Как называется распаханная степь? ( Ответы детей: поле) Что люди выращивают на полях? ( Ответы детей: пшеницу, овёс, подсолнухи, овощи) Ребята, посмотрите, есть места в степи, где ничего не растёт. Что это, снег? Давайте посмотрим поближе. ( Ответы детей: это соль) Откуда она здесь? Посмотрите, эти места выглядят, как высохшие озёра. Может здесь были солёные озёра? Что случилось с водой? ( Ответы детей: она испарилась) Что осталось? ( Ответы детей: осталась соль) Ребята, а почему можно подумать, что это снег в степи? Давайте сравним снег и соль и скажем, чем они похожи, а чем отличаются.
Дидактическая игра «Сравни»
Чем похожи:
Снег белый, соль тоже.
Крупинки снега похожи на крупинки соли.
Снег и соль растворяются в воде.
Чем отличаются:
Снег безвкусный, соль-солёная.
Снег тает на солнце, а соль образуется на солнце.
Снег летит с неба, а соль появляется на земле.
Воспитатель: мы смогли ответить на этот вопрос, поэтому на карте появилось изображением соли в той части, где находится степная зона.
Куда же нам дальше идти? Посмотрим на карту.
Воспитатель: двигайтесь в сторону Крымских гор и узнайте, почему Белая Скала называется белой?
Воспитатель: Ребята, каким цветом на карте обозначены горы? (Ответы детей) Правильно, значит, нам туда!
Физкультминутка.
Мы идём широкими степями
В сторону высоких Крымских гор
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдём,
Если встретятся коряги,
Ловко их перешагнём,
Ну а если ручеёк,
По камням мы прыг-да-скок
Что белеет впереди?
К цели мы своей пришли.
Воспитатель: Ну что, привал? Ребята, посмотрите, какая необычная Белая Скала! Какая она? ( Ответы детей: высокая, белая, как слоёный пирог, сверху плоская) Да, не зря она так называется, она действительно очень белая! Как же нам узнать, почему она белая? ( Ответы детей: рассмотреть поближе) Точно, давайте возьмём по камешку и рассмотрим их через увеличительное стекло. Что вы увидели? (Ответы детей)
Воспитатель: мы смогли открыть и эту тайну, поэтому на карте появилось изображение окаменелостей в той части, где находятся горы.
А сейчас нам пора двигаться дальше, откроем нашу карту.
Воспитатель: отправляйтесь в лес и найдите растение, у которого больше всех названий.
Воспитатель: Ребята, каким цветом на карте обозначена лесная зона? (Ответы детей) Хорошо, идём в лес!
Физкультминутка.
Здравствуй, лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Будто манишь за собою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
Воспитатель: Ребята, как хорошо в лесу, вы слышите, как красиво поют птицы, а где-то рядом шумит река? В лесу так много разных деревьев, кустарников и трав. Как же мы найдём растение, у которого больше всех имён? Может спросим у какого-нибудь лесного жителя? Смотрите, дупло! Кто живёт в дупле? (Ответы детей) ( Голос: А вот и отгадайте, кто я) Загадка.
- Я ем жуков и муравьёв. ( Ответы детей: дятел)
- Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу. ( Ответы детей: цапля)
- Не цапля. Я таскаю из птичьих гнёзд яйца. ( Ответы детей: куница)
- Не говорите мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы. ( Ответы детей: белка)
Белка: Ну что же, я вам помогу, потому что знаю каждый уголочек леса. Растение, которое вы ищите – обыкновенная мята, вот только выглядит она по-разному.
Д/И «О чем говорят названия растений»
Воспитатель: Ребята, как называется это растение? ( Ответы детей: Мята водяная) Воспитатель: Почему она получила такое название? ( Ответы детей: Мята водяная так называется потому, что она растёт возле воды)
Воспитатель: Ребята, как называется это растение? ( Ответы детей: Мята длиннолистная) Воспитатель: Почему она получила такое название? ( Ответы детей: Мята длиннолистная так называется потому, что у неё длинные листочки)
Воспитатель: Ребята, как называется это растение? ( Ответы детей: Мята болотная) Воспитатель: Почему она получила такое название? ( Ответы детей: Мята болотная так называется потому, что она растёт возле болот)
Воспитатель: Ребята, как называется это растение? ( Ответы детей: Мята колосистая) Воспитатель: Почему она получила такое название? ( Ответы детей: Мята колосистая так называется потому, что её цветы похожи на колоски)
Воспитатель: Ребята, как называется это растение? ( Ответы детей: Мята мелкоцветковая) Воспитатель: Почему она получила такое название? ( Ответы детей: Мята мелкоцветковая так называется потому, что её цветы очень маленькие)
Воспитатель: Ребята, как называется это растение? ( Ответы детей: Мята собачья) Воспитатель: Почему она получила такое название? ( Ответы детей: Мята собачья так называется потому, что её цветы похожи на мордочку собаки)
Воспитатель: Ребята, мы нашли растение, у которого больше всех имён, поэтому на карте появилось изображение мяты.
Воспитатель: Ребята, нам пора в путь, давайте посмотрим на карту.
Воспитатель: спуститесь с гор к морю и узнайте, какое животное самое умное в Чёрном море?
Воспитатель: Ребята, каким цветом на карте обозначено море? (Ответы детей) Отправляемся к морю!
Физкультминутка.
Море очень широко,
Море очень глубоко,
Рыбки там живут, друзья,
А вот воду пить нельзя.
(Аудиозапись прибоя)
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже так много мест обошли, давайте ляжем на морской песок и немного отдохнём.
Релаксация.
Мы с вами на берегу моря. День солнечный, небо голубое безоблачное, песок теплый мягкий. Вокруг тихо, слышен только плеск воды и крики чаек. Вам дышится легко и свободно. Ласковые волны касаются ваших ног нежно поглаживая их (пауза-поглаживание детей, поглаживают … (имя ребенка). Вам приятно ощущать свежесть морской воды. Вы ощущаете свежесть во всем теле: на лбу, лице, спине, животе, руках, ногах. Ваше тело наполняется легкостью. Вы дышите легко и свободно. Ваше настроение становится жизнерадостным, вы полны сил и энергии. А теперь все потянемся и на счет «три» откроем глаза.
Воспитатель: Ребята, как называется наше море? Почему оно так называется? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Морская волна»
Воспитатель: А вы любите море? (Ответы детей) Тогда мы сейчас поиграем в игру «Морская волна». Подумайте, почему вы любите море? Каждый должен начинать со слов «Я люблю море потому, что оно…» Какое? При этом нужно повторить предыдущее слово и сказать своё, а потом передать «волну», дотронувшись до плеча соседа.
Воспитатель: Ребята, кто живёт в Чёрном море? (Ответы детей) Как вы думаете, кто среди них самый умный? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Становитесь в круг, вот наш дельфин, мы будем передавать его по кругу и каждый скажет что-то одно, что он знает о дельфинах.
Дидактическая игра «Дельфин»
Ты плыви, морской дельфинчик, быстро-быстро по волнам, у кого дельфин остался, тот сейчас расскажет нам: … (факты о дельфинах).
Воспитатель: Ну что же, мы разгадали последнюю тайну, поэтому на карте появилось изображение дельфина в той части, где находится море. Мы прошли по маршруту и открыли все тайны, значит, пора отправлять карту обратно Даше-путешественнице! До свидания, карта!
Голос карты: Спасибо, ребята!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше интересное путешествие, где мы с вами побывали сегодня? (Ответы детей) Вам понравился поход? (Ответы детей) Пора возвращаться в группу.