Людмила Пановская
НОД для дошкольников «Тайны космоса»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №121 общеразвивающего вида Солнечный лучик» г. Владивостока.
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в группе «Непоседы»
по теме: «Тайны космоса»
Автор конспекта НОД: Пановская Л. В., воспитатель МБДОУ» Детский сад №121 г. Владивостока»
Цель: расширять представление детей о космосе, планетах созвездиях, о полете первого космонавт Ю. А. Гагарина. Познакомить с музыкой и песнями о космосе.
Публикация «НОД для дошкольников „Тайны космоса“» размещена в разделах
Задачи приоритетной образовательной области:
Образовательные: расширить знания детей о космосе, планетах, созвездиях о первом космонавте Ю. Гагарине; Упражнять в счете в пределах 10-ти
Развивающие: Развивать фантазии, воображение, мышление, восприятие, память. Расширять словарный запас детей
Воспитательные: Воспитывать чувство самостоятельности активности, умение взаимодействовать в группах. Воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны
Задачи ОО в интеграции:
«Социально –Коммуникативное развитие» :
• воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру;
• совершенствовать умения слушать ответ товарища и не перебивать;
«Физическое развитие» :
• развивать координацию речи с движением (физминутка); развивать мелкую моторику рук
• воспитывать технику безопасного поведения во время выполнения упражнений;
• формировать умение выстраивать логические цепочки, опираясь на полученные ранее знания.
«Познавательное развитие» :
• расширить кругозор детей по теме «Космос»;
• закрепить активный словарь по теме: «Речевое развитие»
• формировать умение детей составлять рассказ по сюжетной картинке; развивать литературную речь
• совершенствовать умение согласовывать существительные с глаголом в единственном и множественном числе;
• развивать внимание, логическое мышление.
«Художественно – эстетическое развитие» : развивать свободное общение со взрослыми и детьми, быть доброжелательными, корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения
Предполагаемый результат: дети проявляют любознательность и интерес. Задают вопросы сверстникам и взрослым. Получат представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнают имя первого космонавта Земли. Позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников.
Предпосылки универсальных учебных действий
Личностные УУД –осознает себя членом детского коллектива, проявляет познавательный интерес, отзывчивость, любовь к близким, своей Родине и доброжелательное внимание к окружающим.
Регулятивные УУД – выполняет инструкцию педагога, следует установленным правилам в игровой и продуктивной деятельности. Умеет оценивать результат и определять успешность выполнения своего задания в диалоге со сверстниками и взрослыми. Вносит необходимые коррективы в действия.
Познавательные УУД- умеет искать и выделять необходимую информацию для осуществления игровой и продуктивной деятельности. Умеет строить простые устные высказывания по заданной теме, проявляет широкую любознательность, интересуется причинно-следственными связями, умеет на основе анализа объектов делать выводы
Коммуникативные УУД –эмоционально позитивно относится к процессу сотрудничества, умеет с точностью выражать свои мысли, слушать и понимать других, строить речевые высказывания, умеет совместно договариваться о правилах общения и поведения, находить общее решение а игре и продуктивной деятельности. Владеет монологической и диалогической формами речи.
Предварительная работа: Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос».
- Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».
- Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.
- Подбор стихотворений и загадок по теме «Космос».
- Подбор дидактических игр в соответствии с темой.
- Подготовка презентации «Тайны космоса»
-изготовление поделок макетов на тему космос
Словарная работа: космос, космонавт, космическая, солнце, солнечные, солнечная система, Земля, земляне, планета, галактика, звезды, метеорит, ракета, Луна и т. д.
Современные педагогические технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, информационные
Оборудование для педагога – доска с предметными картинками, глобус, ноутбук + интерактивный экран, дидактический материал (картотека «Космос», коллаж «Мир созвездий»,
Оборудование для детей: султанчики по количеству детей для выполнения танца, объёмный макет «Ракета», палочки светящие ионовым светом для «инопланетян»
Содержание НОД:
Дети под музыку (англ. Space music) входят в муз зал. Зал красиво украшен.
В-ль: Дети обратите внимание, как красиво в нашем зале. Сегодня 12 апреля праздник Всемирный день авиации и Космонавтики. :60 лет назад человек впервые полетел в космос.
Космос хранит много тайн и загадок. И для того чтобы его узнать я предлагаю вам посмотреть фильм презентацию «Тайны космоса»
Слышен плачь за шторами
В-ль: Дет, вы ничего не слышите, по-моему, кто-то плачет? Кто здесь плаче?
Выходит маленькая звездочка –девочка
Зв. - Я плыла по небу со своими сестрами звездочками. Засмотрелась на вашу красивую Землю и отстала. Как я теперь найду дорогу к своему созвездию? Помогите мне, пожалуйста!
В-ль: Не плачь, милая звездочка, мы с ребятами охотно поможем тебе найти дорогу домой.
Дети- Конечно поможем
В-ль: Но прежде чем отправиться в космическое путешествие, мы сначала посмотрим фильм про космос и тебя охотно приглашаем на просмотр.
Просмотр презентации
Слайд № 1 Тема: Тайны Космоса»
Слайд №2
Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звёзды, они хотели узнать: есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях
Слайд №3
Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши учёные отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Собаки благополучно вернулись на землю
Слайд №4
12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Он первый открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку. Полёт начался со знаменитой фразой «Поехали!»
Слайд №5
Когда Гагарин увидел из космоса нашу землю, он воскликнул
«Красота – то какая!»
В просторах Вселенной вращалась наша Земля. Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть Земли покрыта водой.
Слайд №6
Там, где Солнышко живёт,
Вселенная звёздам гнёзда вьёт.
Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий
Второй, за ним, летит Венера
С тяжёлой, плотной атмосферой.
А третьей, кружит карусель
Земная наша колыбель.
Четвёртый Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая,
А дальше мчат, пчелиным роем,
Своей орбитой астероиды.
Пятый – Юпитер, очень уж большой
На звёздном небе виден хорошо.
Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка под лучами солнца.
Седьмой – Уран, прилёг, как лежебока
Ведь труден путь его далёкий.
Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант.
В красивой голубой рубашке франт.
Плутон, Харон, девятые в системе
Во тьме дуэтом коротают время.
Слайд №7
С Земли мы можем увидеть миллионы звёзд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.
Слайд №8
На самом деле каждая Звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звёзды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это называется созвездия
Слайд №9
Валентина Владимировна Терешкова первая в мире женщина космонавт. В 1963 г. Полетела в космос на ракете «Восток-6».
В честь её в городе Владивосток названа улица.
Слайд №10
По дороге в космос, проложенной Ю. Гагариным пошли другие космонавты на огромных космических станциях они выполняют научные работы, ведут наблюдения за Солнцем, планетами, звёздами, собирают знания о погоде
Слайд №11
Спасибо за внимание
Начинаем подготовку к полету. Предлагаю провести физкультминутку
Физкультминутка «Космодром»
Все готово для полета (Дети поднимают руки сначала вперед, затем вверх)
Ждут ракеты всех ребят (соединить пальцы над головой, изображая ракету)
Мало времени для взлета (маршируют на месте)
Космонавты встали в ряд (встали прыжком, ноги врозь, руки на поясе)
Поклонились вправо, влево (делают наклоны в стороны)
Отдадим Земной поклон (наклон вперед)
Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром (приседают на корточки, потом поднимаются)
В-ль: Ну вот, ребята, тренировку провел вы очень ловко. А сейчас перед полетом проведем игру «Каким должен быть космонавт?» Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберете другое слово, обозначающее противоположное качество.
Воспитатель Дети
1. Ленивый Трудолюбивый
2. Злой Добрый
3. Слабый Сильный
4. Медлительный Быстрый
5. Неряшливый Опрятный
6. Грустный Веселый
7. Нервный Спокойный
8. Старый Молодой
9. Трусливый Смелый
10. Неуклюжий Ловкий
В-ль: Вы бы хотели стать космонавтами и полететь в космос. Помочь Звездочке найти свое Созвездие, вернуться домой?
Дети: Очень хотим.
В-ль: Приготовились! На старт! Начинаем отсчет – 10, 9.8. …. 1 ПУСК! Звучит музыка (англ. Space music «Галактические пейзажи»).
Внимание, невесомость. Релаксационные упражнения «Парим в воздухе»
Дыхательное упражнение
Воспитатель: «Вдыхайте медленно, глубоко через нос. Считайте на вдохе: один, два, три, четыре. Выдох через рот: один, два, три, четыре. (Упражнение повторяется несколько раз).
В-ль: Вижу планету, давайте сделаем остановку.
Встреча с инопланетянами. Под музыку (англ. Space music) выходят инопланетяне, танцуют. В руках светящиеся палочки.
1-ый инопл-нин: Прием, прием. Вижу неопознанные объекты. Они шевелятся. Приступаю к исследованию. (дотрагивается светящейся палочкой по плечам, коленкам детей)
2-ой инопл-нин: У объектов есть устройство обработки (показывает палочкой на голову, по бок5ам две антены (показывает на уши). Исследую память
В-ль: Ребята, да это же настоящие инопланетяне, давайте поприветствуем их.
1-ый инопл-нин: Объекты выходят на контакт, включаю переводчики. Здравствуйте, мы- Марсиане
А вы?
Дети хором: а мы- Земляне!
Дети и инопланетяне приветствуют друг друга, пожимают руки.
Словесная игра «ХВАСТУНИШКИ»
Землянин: наша планета красивая.
Инопланетянин: а наша ещё красивее.
Землянин: у нас моря глубокие.
Инопланетянин: а у нас ещё глубже.
Землянин: наши горы высокие.
Инопланетянин: а у нас выше.
Землянин: наш хлеб вкусный.
Инопланетянин: а у нас вкуснее.
Землянин: наши реки чистые.
Инопланетянин: а у нас чище.
Землянин: наши солдаты смелые.
Инопланетянин: а наши смелее.
В-ль: Инопланетяне и Земляне подружились. А сейчас мы станцуем вместе, чтобы лучше сохранить в памяти эту встречу 2-х миров. (Таней с султанчиками) (музыка Рахманинова «Итальянская полька»)
В-ль: А сейчас, ребята чтобы помочь Звездочке найти свое созвездие мы расскажем ей космическую сказку Василия Лепилова.
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
На севере звезда видна,
И называется она
Полярною звездой.
Она надёжный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди космических огней
Всё ходят чередой.
Невдалеке притих Дракон.
Косится на Медведиц он,
Жует концы усов.
И долго наблюдал Орёл,
Как тощий Волк куда-то брёл
И стороною обошёл
Созвездье Гончих Псов.
Спокойно спал небесный Лев,
Раскрыв свой страшный львиный зев (Со львами не шути)
Кит к Андромеде подплывал,
Пегас стремительно скакал,
И гордо Лебедь пролетал
По Млечному Пути.
Кого-то Гидра стерегла,
Ведь Гидра Гидрою была
Спокон веков, друзья!
Через гигантский небосвод
Она таинственно ползёт.
Кого же Гидра стережёт?
Сказать пока нельзя.
А возле Млечного Пути,
Где ни проехать, ни пройти,
Лежит огромный Рак.
Лежит в космической пыли,
Слегка клешнями шевелит
И всё за Гидрою следит. (Рак, видно, не простак)
Здесь Ворон крыльями махал,
Из пепла Феникс воскресал,
Хвост распушал Павлин,
Здесь извивалася Змея,
Лисичка бегала, резвясь,
И Рысь сидела, притаясь,
Певца спасал Дельфин.
Жираф вышагивал, как Бог,
Вот Заяц, вот Единорог,
Журавль, Хамелеон.
И Голубь с Ящерицей есть…
Нет, видно, мне не перечесть
Всех этих сказочных существ,
Кем космос заселён.
Звездочка- Ура, я вспомнила! Я полярная звезда из созвездия «Малая медведица» (Показывает)
Танец звездочек. Провождаем звездочку, прощаемся с инопланетянами и возвращаемся на Землю.
Рефлексия
В детском саду нас встречает Незнайка:
-Здравствуйте, ребята, а я вас уже заждался, вы где были?
Дети: Мы летали в космическое путешествие. Помогли Звездочке найти свое созвездие.
Незнайка: А что вам понравилось и запомнилось больше всего в этом полете?
Дети: Мы останавливались на красивой планете, познакомились с инопланетянами, Мы с ними танцевали, играли, одним словом _подружились.
Незнайка; Как здорово! А дальше Луны никуда не летал. А так хочется!
Дети : В следующий раз, когда мы отправимся в космическое путешествие, мы обязательно возьмем тебя с собой.
Незнайка: Спасибо, ребята. До встречи!
Используемая литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
2. Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 1999.
3. Калашников В. О звездах и планетах.
4. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
5. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
6. https://mammy-pappy.ru/stihi-ko-dniu-kosmonavtiki/436-stihi-pro-kosmos-kosmicheskaya-skazka-fragment-vasiliy-lepilov.html