Чернышова Наталья Анатольевна
Конспект НОД «Столица России — Москва»
▼ Скачать +Заказ
НОД «Столица России – Москва.»
Цель: расширить представления о сердце России, столице нашей Родины – Москве, об истории её возникновения.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с историей возникновения Москвы.
• Познакомить с главными московскими достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью.
• Закреплять представления о гербе Москвы, как символом защиты, победы сил добра над тёмными силами зла.
Развивающие:
• Развивать связную речь умение отвечать полными предложениями.
• Расширять словарь детей: древний, князь, крепость, кремль, белокаменный.
• Развитие стремления к самостоятельному поиску знаний.
Воспитательные:
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы чётко и внятно.
• Воспитывать интерес и любовь к столице нашей Родины городу Москве.
• Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.
Использование современных образовательных технологий:
1. ИКТ
2. Здоровьесберегающая технология.
3. Личностно-ориентированные технологии.
4. Диалогическая технология.
5. Игровая технология.
Оборудование: клубок ниток, презентация «Столица России - Москва», символика Москвы, портрет президента России; разрезные картинки.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа. Чтение рассказов и стихов о городе герое Москве, рассматривание иллюстраций о достопримечательностях города. Набор карточек «Наша Родина – Россия».
Ход НОД:
1. Организационный момент:
Восп-ль: Ребята, посмотрите в окно, какая сегодня погода? А чтобы у нас в группе всегда было светло и тепло. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу! Порадуйте своей тёплой и доброй улыбкой тех, кто рядом! Ну вот как у нас в группе стало светло от ваших солнечных улыбок. Давайте почаще радовать друг друга своими улыбками.
2. Основная часть:
• Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. А хотите узнать, куда мы отправимся вслед за волшебным клубочком?
Восп-ль: В какой стране мы с вами живём?
Дети: Россия
Восп-ль: Как называют людей, которые живут в России?
Дети: Россияне
Восп-ль: Я вам загадаю загадку, а вы её внимательно послушайте…
Здесь Кремль,
Здесь Воробьёвы горы,
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город.
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава.
Столица Родины-….Москва!
Восп-ль: Правильно, ребята. Он поведет нас в город, о котором говорят так: «Москва - белокаменная, златоглавая, краснозвонная, хлебосольная да приветливая.
Восп-ль: Москва – столица нашей родины России. Кто знает, что значит слово «столица»?
Дети: Столица – главный город страны.
Восп-ль: Москва - красивый древний город. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий. Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, в которых водились звери. Реки, в которых было много рыбы. Поэтому здесь стали селиться люди. И образовалось много маленьких сёл. И именно князь Юрий Долгорукий решил объединить эти сёла в город - так появилась Москва. Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот поселились в древности люди. Сначала дома в городе были деревянные. Но в древнее времена на Москву часто нападали враги и сжигали дома и деревянные стены, которым был обнесен город. И поэтому деревянные постройки начали заменять на каменные. И стали строить Москву из белого камня. И стали Москву называть «белокаменной». А позднее построен был Кремль из красного кирпича. (показ слайдов презентации)
Восп-ль: Ребята, давайте с вами немного разомнёмся.
Динамическая пауза:
Дети маршируют со словами:
Мы учили песенку, а в песенке слова:
«Здравствуй, наша Родина, Город наш Москва».
Что за площадь есть в Москве, там где башня Спасская?
Эту площадь знают все, эта площадь-Красная.
Много звезд на небе, (руки вверх, посмотреть наверх)
много на земле. (руки вниз)
Светятся, сияют звезды на Кремле (руки перед собой, сжать-разжать кулаки - имитация блеска звезд)
Восп-ль: А как называют людей, живущих в Москве?
Дети: Москвичи.
Восп-ль: Правильно, ребята. А сейчас, мы с вами продолжим путешествие по современной Москве.
Восп-ль: В Москве есть много парков, музеев, театров, фабрик… (Показ слайдов)
Восп-ль: Почему Москву знает и любит каждый человек?
Дети: Потому что это самый главный город нашей Родины, это самый большой город в стране и очень красивый город.
Восп-ль: Ребята, а вы, знаете, что самые главные достопримечательности Москвы – Кремль и Красная площадь? Туристы, которые приезжают в Москву, обязательно посещают Кремль. Это самая древняя часть Москвы. На территории Кремля находятся старинные соборы – Успенский, Архангельский, Благовещенский. Все цари и императоры венчались на царство в главном храме России – Успенском соборе. В Кремле находится резиденция Президента России. (показ слайдов)
Восп-ль: Кто знает, как зовут нашего президента?
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Восп-ль: В Кремле 20 башен, и все они имеют свое название. Самая знаменитая башня – Спасская. Ворота, которые находятся под ней, служили и до сих пор служат для особенных, парадных выездов. На этой башне находятся самые большие часы - Кремлевские куранты.
Восп-ль: Ребята, а вам знакома Спасская башня? Посмотрите внимательно, что вы можете рассказать о ней?
Дети: В новогоднюю ночь бьют часы 12 раз, а мы загадываем желания.
Физкультминутка:
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так? (Наклоны головой).
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт. (Наклоны в стороны).
А в часах сидит кукушка, (Присесть)
У нее своя избушка. (Сделать руками домик над головой).
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (руками сделать дверцы у лица).
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга, (вращение туловища вправо)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой, (то же влево).
А часы идут, идут, (ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьба)
А, бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают, (останавливаются)
Восп-ль: Ребята, кто из вас знает, что это за памятник? (показ слайда)
Дети: «Царь-пушка».
Восп-ль: Верно, это знаменитая «Царь-пушка». Её отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Она установлена на постаменте, а возле нее лежат ядра. «Царь-пушка» эта, ребята, не стреляла никогда, хоть и предназначалась для стрельбы ядрами весом до 800 кг. Чтобы ее зарядить потребовались бы целые сутки.
Восп-ль: Неподалеку от «Царь-пушки», находится другой памятник.
Кто знает, что это? (Показ слайда)
Дети: «Царь-колокол».
Восп-ль: Верно, это знаменитый «Царь-колокол». Нет на целом свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Он был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Иоанновны. Отлили «Царь – колокол» русские мастера Иван и Михаил Моторины. У «Царь-колокола» трагическая судьба. В него так ни разу и не звонили. А как вы, думаете, почему «Царь – колокол» никогда не звонил? (Предположения детей).
Восп-ль: Однажды в Кремле, ребята, случился пожар. Мастера, испугавшись, что от огня колокол расправится, стали его заливать водой. Колокол треснул, и от него отвалился кусок. Долго потом колокол лежал в земле. И только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент. (показ слайдов)
• У кремлевских стен находится Могила неизвестного солдата – главный военный мемориал Москвы. Это памятник всем павшим воинам и тем солдатам, чьи имена остались неизвестны. К нему приходят люди в памятные даты (22 июня день начала войны, 9 мая День победы) и приносят цветы, в знак памяти о погибших на войне солдатах. А как называется огонь около памятника? Дети: Вечный огонь. Да, этот огонь как символ того, что люди вечно будут помнить о героях ВОВ. (Показ слайда)
Восп-ль: Рядом с Кремлем находится Красная площадь. Здесь устраивают военные парады, концерты. На Красной площади расположен собор Василия Блаженного, Исторический музей.
Восп-ль: У Москвы есть свой герб. (показ слайдов). Герб – эмблема, символ города. Герб рассказывает самое главное. На гербе Москвы изображен всадник в серебряных доспехах и голубом плаще на серебряном коне – святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. В виде змея москвичи представили врагов, которые нападали на город.
Восп-ль: Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные.
Дети: Белый, красный, синий, золотой.
Восп-ль: Золотой-цвет хлеба, пшеницы, цвет золотых куполов; белый цвет-цвет чистоты и добра; синий цвет-цвет мирного неба; красный цвет-цвет победы.
Я предлагаю вам собрать картинки с видами Москвы и рассказать о них.
Игра «Разрезные картинки».
Восп-ль: А теперь волшебный клубок привел нас к родному дому.
3. Итог занятия.
Восп-ль: Вот ребята и закончилось наше путешествие по Москве…
Что Вам больше запомнилось? Что нового и интересного вы узнали?
Молодцы ребята.