Зинаида Скляренко
НОД в подготовительной группе «Путешествие на лесную поляну»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие на лесную полянку»
Задачи:
• Расширять и закреплять знания детей о жизни некоторых насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
• Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям, помочь понять, что все мы дети природы, что в ней нет ничего лишнего, каждое живое существо, даже самое маленькое имеет право на жизнь.
• Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
• Развивать связную речь.
• Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза). Дидактическая игра «Разложи по группам».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? Куда бы вы хотели совершить путешествие?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вы хотите пойти в лес?
(Ответы детей)
Воспитатель: Подготовимся к путешествию :
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
(Дети идут по группе вместе с воспитателем)
Воспитатель: Ребята, вот мы и очутились у лесной полянки, давайте подойдем к полянке и посмотрим, что там находится.
-Что вы видите на полянке?
(Ответы детей).
(Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и трава)
2. Введение в тему.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я никого не вижу. Ребята, а кого бы мы могли здесь встретить? (Ответы детей). Но, послушайте, кто-то здесь звенит (слышится зуд комара).
Кто изображен на картинке? (показывает картинку комара). Узнали вы этого маленького надоедливого разбойника?
На лужайке, у горы, под зеленой липкой
Потеряли комары маленькую скрипку.
На лужайке, у горы, у тропы-петлички
Ищут, ищут комары скрипку-невеличку.
Распищались комары зло и недовольно,
И, наверно, с той поры всех кусают больно!
Воспитатель: Что же это за насекомые? Конечно же, комары. Все мы с ними знакомы.
А знаете ли вы, что у комаров кусается только самка, самец никогда не пьет кровь, он питается соком растений и сладким нектаром.
А знаете ли вы. Что комар не пищит, а звук который он издает, получается от дрожания его крыльев. Комары разговаривают друг с другом при помощи крыльев. У комаров очень много врагов: птицы, лягушки, жабы, поэтому комарам надо очень активно размножаться, чтобы продолжать свой род.
Воспитатель: А вы не обратили внимание, что на полянке лежала какая-то книга. Давайте посмотрим. Читает «Жалобная книга природы».
-«Меня и таких, как я, называют мерзкими, говорят мы безобразны. Пойдут люди в лес за грибами, ягодами, окажется на лице у них паутина – мы виноваты.
Все пауки умеют плести паутину. Паутина предназначена для ловли добычи, а также для перемещения с одного места на другое. Жертва – мухи, комары, другие вредители среди насекомых запутывается в паутине, и паук съедает ее.»
(Показ картинок разных пауков).
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие симпатичные паучки. Паучок, подскажи нам, чем мы можем тебе помочь?
Паучок (игрушка) : А вы представьте себя на нашем месте и попробуйте понять, как мы чувствуем себя, когда нас обижают.
Нас никто не любит.
Нас все обижают.
Нас все прогоняют.
Хлопают мухобойкой.
Рвут нашу паутину.
Воспитатель: Я вижу вы, ребята, поняли, как тяжело быть пауком. Но мы с вами постараемся стать друзьями паучков. Для начала – поиграем.
Игра с движениями «Паучок».
Паучок, паучок - черненькие ножки, (Дети кладут руки на плечи друг другу,
Мы с тобой побежим прямо по дорожке. Бегут на носках по кругу.
Паучок, паучок - черненькие лапки, Руки на поясе, приседают, когда встают
Будем мы сейчас с тобой танцевать вприсядку. Нога на пятке, присели – нога на другую
Паучок, паучок – черненькое брюшко, пятку.
Будем мы с тобой плести паутинку мушке. Дети разводят руки в стороны,
соединяя их в плетень -
крест – накрест).
Воспитатель: Вот какие веселые паучки и совсем не страшные!
- А чтобы помочь нашим лесным малышам, мы должны справиться с заданиями, которые для нас приготовил паучок. Вы готовы? (Ответы детей).
Воспитатель:
-А вот и первое задание от паука, чтобы спасти стрекозу и пчелу, нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
3. Загадки. Беседа по теме.
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф).
• У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
(Ответы детей).
• Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
(Ответы детей).
• Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
(Ответы детей).
• Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
(Ответы детей.)
• Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Ответы детей.
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Какой основной признак всех насекомых?
(Ответы детей)
Воспитатель: Почти у всех насекомых по 6 лапок, есть крылышки и усики.
Воспитатель:
- А паук – это насекомое?
(Ответы детей.)
Воспитатель: - Паук имеет 4 пары ног, а насекомые 3 пары.
Воспитатель: Ребята, мы спасли стрекозу и пчелу, чтобы спасти муравья и божью коровку, нам нужно справиться со следующим заданием: «Вам нужно разложить насекомых по видам».
4. Дидактическая игра «Разложи по группам».
Воспитатель: Ребята, скажите а какие бывают насекомые? (Ответы детей.)
Воспитатель: Насекомые бывают хищными, полезными и вредными.
Воспитатель: Какие насекомые являются хищными?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.
Воспитатель: Почему их называют хищниками?
(Ответы детей).
Воспитатель: Потому что они охотятся за другими насекомыми.
Воспитатель: Возьмите картинки хищных насекомых и прикрепите их на фланелеграфе под картинкой с изображением волка. (Дети выбирают картинки хищных насекомых и прикрепляют на фланелеграфе).
Воспитатель: Назовите полезных насекомых
(Ответы детей).
Воспитатель: Бабочка, пчела, муравей.
Воспитатель: Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?
(Ответы детей).
Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
Воспитатель: Возьмите картинки полезных насекомых и прикрепите на фланелеграфе под картинкой с изображением цветка-ромашки.
(Дети выбирают картинки полезных насекомых и прикрепляют на фланелеграфе).
Воспитатель: Назовите вредных насекомых.
(Ответы детей).
Воспитатель: Муха –разносит микробы, комар- кусает людей.
Воспитатель: Возьмите картинки вредных насекомых и прикрепите их на фланелеграфе под картинкой с изображением гриба – мухомора.
(Дети выбирают картинки вредных насекомых и прикрепляют на фланелеграфе).
5. Физминутка.
Воспитатель: - Ребята давайте немного отдохнем и выполним физминутку «Кузнечик»
Поднимайте плечики раз, два, раз, два (дети поднимают плечи)
Прыгайте кузнечики (выполняются прыжки на двух ногах)
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали (дети приседают, имитируют прием пищи)
Тишину послушали
Тише, тише высоко (поднимаются на ноги)
Прыгай на носках легко. (прыгают легко на носках)
6. Составление описательного рассказа.
Воспитатель:
Я предлагаю вам превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми).
Воспитатель:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами и превратились в насекомых и прилетели на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. Я предлагаю вам описать насекомое, в которое он превратился. А ребята попробуют отгадать, в какого насекомого каждый из вас превратился.
(Дети по очереди составляют описательный рассказ о насекомом, в которого они превратились.)
7. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Воспитатель: Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова)
Воспитатель: Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми? (Ответы детей).