Наталья Буркова
Конспект НОД в средней группе «Приобщение дошкольников к обычаям и традициям Донской кухни»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное открытое занятия для детей средней группы
«Приобщение к обычаям и традициям Донской кухни»»
Программное содержание:
Учить лепить угощение для гостей- вареники из теста. Закреплять приёмы лепки (скатывание, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы). Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других. Поощрять самостоятельность, развивать мелкую моторику. Дать детям знания о блюдах Донского края. Приобщать детей к традициям родной земли, своего народа. Формировать умения внимательно слушать песни, выполнять движения под музыку по показу воспитателя.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Приобщение дошкольников к обычаям и традициям Донской кухни“» размещена в разделах
Интеграцияобразовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»(развитие общения и взаимодействия со сверстниками, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (лепка, «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, развитие кругозора, «Физическое развитие» (физическая культура).
Материал к занятию:
Тесто для лепки, доски для лепки, салфетки (на каждого ребенка);блюдо для размещения вылепленных вареников, использование ИКТ (мультимедийное оборудование)
«Русская печь»,котелок, кочерга, ухват, поленья.
Форма организации деятельности детей – подгрупповая.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Методические приемы:
Применение игровых и сюрпризных моментов.
Ход занятия:
На земле казачьей мы вас величаем,
Крепкого здоровья от души желаем.
Кланяемся низко, полюбить нас просим.
Как велит обычай мы пирог подносим.
Вход
Звучит аудиозапись «Распрягайте, хлопцы, кони…»Дети с воспитателем проходят,садятся за стол.
Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель:- Ребята, а кто же такие казаки и как они жили, давайте сейчас с вами вспомним.
Дети: Казаки построили много станиц. В центре каждой станицы на площади строили церковь, школу, а вокруг располагались дома казаков.
Воспитатель: Как называлось жилище казаков (курень.)
Из чего курень строили (из камней, глины, камыша и соломы)
Какое главное занятие казаков (военное дело, охрана границ земли русской.)
Чем занимались казаки, когда не воевали (сеяли хлеб, разводили лошадей, коров, гусей, ловили рыбу.)
Кое любимое животное у казаков? Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ.
Воспитатель: Ребята скажите, а в какой области мы с вами живем?
Ответы детей (Ростовской)
Воспитатель: А, какая главная особенность есть в нашей области?
Дети: Река Дон.
Воспитатель: Что вы знаете о реке Дон?
Дети: Он очень глубокий, в нем много рыбы. По ней ходят баржи, корабли. Река богата рыбой (окунь, сом, толстолоб, красноперка, щука и другие)
Воспитатель: Правильно, так как Дон богат рыбой люди его прозвали «кормильцем». А как ласково называют реку Дон?
Дети: Дон-батюшка. Казаки тоже ловили рыбу и варили уху.
Воспитатель: Ребята, но люди в старину не только трудились славно, но и веселились знатно – пели, плясали, рассказывали друг другу интересные байки и одну казачью байку мне хочется прочитать вам
«В одной донской станице жила-была казачка. Решила она как-то вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась, а муки-то нет. Пошла она к мельнику низко поклонилась ему в пояс и попросила:
«Мельник, мельник, дай мне муки–вареников налепить да казачат накормить». Мельник дал ей муки.
Побежала она к речке: «Речка-матушка, дай мне водицы, хочу вареников налепить да деток накормить». Дала река водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила печку и пошла к курочке:«Курочка- хохлатушка, дай мне яичко, я вареников налеплю, у меня дома детки голодные». Дала курочка ей яичко.
(подхожу к столу)
Пошла хозяюшка домой, взяла яичко. Взяла сито, муки, просеяла, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и замесила вот такое тесто.
Показать тесто готовое. (вернуться к детям)
А что пекут из муки? (хлеб, булки, баранки, пирожки, бублики)
- Все верно. А еще давным-давно выпекали колобки.
Стук в дверь….
Вход Колобка
Колобок. Фу! Наконец-то я убежал от дедушки и от бабушки.
Воспитатель. Здравствуй колобок! И что тебе, непоседа, дома не сидится?
Колобок. Да вот дедушка с бабушкой попросили помочь им вареников налепить, а я не умею. И убежал от них. Качусь по дорожке и слышу,что вы тесто замешиваете и вареники собираетесь лепить, думаю,дай заскочу к ребятам пусть меня научат.
Воспитатель: Да, они у нас донские казачата и поэтому вместе с мамами и бабушками пробуют всегда лепить вареники.
Правда ребята? (Да)
Давайте покажем нашему гостю как мы умеем с вами замешивать тесто….
Пальчиковая игра «Месим тесто»
Воспитатель: Наше тесто должно чут-чуть полежать прежде чем мы начнем с вами лепить вареники, а пока оно будет подходить, я хочу загадать вам загадку….
Внутри огонь горит, из трубы дым валит,
Вареники варит, блины жарит. (печка)
Правильно, это печка. Самое главное в казачьей избе – это печь. И в нашей горнице тоже печка имеется. (Подойти к печке)
- Не зря в народе поговорки и пословицы о печке складывали. А какие мы знаем пословицы и поговорки?
Дети:-Печь – нам мать родная,
-Без печи хата – не хата;
- Печь – мать кормилица.
-Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна печь в избе? (ответы детей)
В те далекие времена, казачки и хлеб пекли, и всю еду для живности готовили для коров, коз, свиней все готовили в печке.
Поэтому печь называли – кормилица.
Ребята, посмотрите внимательно на печь и ответьте мне не вопрос.
- Что хозяйка в печку ставит, кто из вас ребята знает? (посуду)
-Хотите узнать какую посуду можно было поставить прямо в печь, что бы она не горела, а пища была вкусной?
Показываю чугунок.
Это чугунок. Он был не заменим в хозяйстве. По весу он тяжелый – сделан из чугуна, это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь и никогда не бился.
(даю попробовать на вес).
Чугунки были разного размера. От самых маленьких до самых больших. В них варили щи, каши, картошку, квасили молоко и вареники наши тоже варили в таких чугунках.
Что бы на печи готовить нужно ее затопить. Без чего печь не затопить?
(Без дров).
Физминутка.
За дровами мы идём (ходьба на месте)
И пилу с собой несём (трут ребром ладошки правой руки об ладошку левой)
Вместе пилим мы бревно, (имитация движения)
Очень толстое оно.
Рубим, рубим мы дрова
Закатали рукава
Хорошо мы потрудились
Привезли дрова домой
Будет нам тепло зимой!
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова пролезли в печку,
Их разрубим на дощечки! (имитация движения, рубка дров)
А теперь их соберем,
К нашей печке принесем…
Пора и нам свою печь растопить. Хотите посмотреть, как это делается?
Тогда смотрите, да запоминайте: Внутрь печи кладутся дрова, вначале поменьше (щепки, а затем покрупнее – поленья. Как вы думаете, для чего?
Правильно, чтобы загорелись более крупные дрова.
Звук горящих дров в печи.
Ох, как хорошо стало, теплом печь задышала.
Недаром в народе говорят: «Весь день печка пыхтит, старается»
Воспитатель: Молодцы, ребята…печку мы затопили, а дрова чем нужно помешать….кочергой. Она всегда должна стоять возле печи.
Показ кочерги.
Воспитатель: А как же казачка вытаскивала из печи чугунки? Ведь печка то горячая, руками не вытащишь!
(версии детей)
Чтобы узнать правильный ответ нужно отгадать загадку…
Не бык, а бодается
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет (ухват).
Показ ухвата.
Посмотрите, этот рогатый предмет называется ухват. Возле печки всегда стоял ухват. Им вытаскивали из печки чугунки и горшки. И ставили около печи в угол.
Садятся за стол …повторение. Ребята, давайте сейчас с вами повторим, что нового вы сегодня узнали (что печь нужно топить сначала щепками, затем поленьями, что в печь ставится только глиняная и чугунная посуды и достается она из печи ухватом)
Молодцы! Ну что ж, мои дорогие, сегодня мы с вами славно посидели рядком, и поговорили ладком, пора и делом заняться, тесто наше уже наверное подошло можно и вареники начинать лепить. Тесто замесили, раскатали, края защипали -показать движения, вареников налепили (показать).
(дети лепят, колобок задает вопросы)
Колобок: - Дети, а вы знаете, с чем едят вареники с творогом?
Дети: со сметаной.
Колобок: - А с картошкой?
Дети: с жаренным на растительном масле луком.
Колобок: - А с фруктами и ягодами?
Дети: их посыпают сахаром.
Воспитатель: Вот тебе Колобок вареники, отнеси их бабушки и дедушки. Колобок: Спасибо вам за все, многое я узнал, вареники научился готовить, пойду бабушку и дедушку угощу, досвиданья!
Иду, иду, несу, несу! Всех сегодня угощу!
Заходит в зал ребенок -казачка :
Здравствуйте, люди добрые!
Покушать готовы вы?
Наше блюдо обычное, для всех вас привычное.
Но сначала для порядку отгадайте-ка загадку!
Из муки ношу наряд, а начинке каждой рад,
В кипятке купаюсь, соком наливаюсь.
Лепит целое село, звать …. (вареником) его!
Правильно, вареники!
Дети подходят к казаку, берут у него горшочки с варениками и рассказывают стихи.
1. Наши вареники белобоки, лежат в мисочках глубоких.
2. Вот варенички с картошкой, наперчили мы немножко.
3. С творожком варенички, кушайте, как семечки!
Достает сметану «Простоквашино»
4. Вчера Буренку подоила и сметанку получила.
5. Будут знатные вареники, со сметанкой угощение.
6. Ешьте варенички с душой, кушайте с наслажденьем!
7. Поднимают едокам они настроение! (поклон)