Ирина Криони
НОД «Познавательное развитие» с региональным компонентом «Мой край — Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие» (региональный компонент) Тема: «Мой край - Башкортостан»
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально - коммуникативное развитие».
Цель: закрепить и уточнить знания детей о родном крае – Республике Башкортостан.
Задачи:
Публикация «НОД „Познавательное развитие“ с региональным компонентом „Мой край — Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Образовательные: Расширять представление детей о Республике Башкортостан, как о родном крае. Закрепить знания о символах Республики, животном мире. Формировать умение работать с картой. Совершенствовать навыки коллективной работы, в которой каждый член группы выполняет свою часть работы для реализации общего замысла.
Развивающие : Развивать речь детей, мышление, память, словарный запас, внимание.
Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою Республику, желание узнавать новое о своей Родине.
Активизация словаря: краеведческая экспедиция, терме, айран.
Предварительная работа: рассказы и беседы о родном крае, символике; чтение башкирских народных сказок; повторение стихов о родном крае; рассматривание иллюстраций.
Средства: проектор, ноутбук, презентация: «Мой Башкортостан», рюкзак, топор, фонарь, лупа, бутылка с водой, аптечка, компас, маршрутный лист, мяч, кукла, курай, аудиозапись звучания курая, дидактические игры (разрезные картинки флага и герба Республики, карта Республики и картинки животных, платок, коврики, «пламя костра», башкирская посуда, продукты для приготовления напитка, фартуки, головные уборы и перчатки.
Методические приемы: игровая ситуация, разгадывание загадок, чтение стихов, словесные игры, выступления детей, работа с демонстрационным материалом, просмотр слайдов, физкультминутка – башкирская народная игра, работа в парах, анализ занятия.
Ход деятельности.
Дети заходят в группу и встают в круг, где в центре круга на стульчики лежит рюкзак.
Воспитатель. - Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.
Дети: доброе утро!
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я хочу вам предложить отправиться в краеведческую экспедицию. Как вы думаете, что же такое краеведческая экспедиция? (ответы детей) Это научная работа по изучению родного края. И так, согласны отправится в краеведческую экспедицию? (Да) Мне кажется, что отправляясь в экспедицию нам необходимо с собой взять определенный набор предметов, который может нам понадобиться. Как вы думаете? И так, предлагаю собрать рюкзак.
На столе стоят разложены предметы. Каждый ребенок выбирает один предмет, называет что это за предмет? Объясняет, зачем он нам необходим (топор, фонарь, лупа, бутылка с водой, аптечка, компас, маршрутный лист, мяч, кукла)
- Вот и собран наш рюкзак, берем его и в путь.
Дети проходят к стульям и садятся. Находим 2 конверта.
Воспитатель: Это первая наша находка. Давайте пригласим группу специалистов. Они изучат нашу находку и расскажут нам о ней. Вызываю 4 детей.
Воспитатель: А пока наши эксперты занимаются вспомним в какой стране мы с вами живем (в России) слайд 1- карта России В России много областей и республик. Знаете ли вы, ребята, в какой республике мы живем? (Мы живем в республики Башкортостан)
Она находится почти в центре нашей большой России. (показываю на карте)
Я у карты Родины стою,
Узнаю Башкирию свою.
Мне она напоминает руку,
А вернее крепкую ладонь,
Искренне протянутую другу,
За друзей готовую в огонь.
Так писал о нашей республики башкирский писатель Мустай Карим. Слайд 2 Карта Республики Башкортостан.
На этой земле издавна проживает замечательный народ. Раньше всех на этой земле появились башкиры, поэтому они являются коренным населением нашей республики, и республику называют Башкортостан.
Башкортостан – республика национального согласия. Какие национальности проживают в республике? Слайд 3 Дружба народов
Ребё нок: Здесь и русский, и мариец, и татарин, и башкир
Мы для счастья родились, дружно вместе всем нам жить!
Ведущий: Чтобы сохранить мир, нужно, чтобы все народы жили в согласии.
Дети, нужно дружно жить на свете? (нужно)
Это знать большим и детям нужно? (нужно) А потом?
Ребё нок: А потом, когда мы старше станем сами,
Подрастет и дружба вместе с нами.
Наши эксперты уже справились с заданием. Расскажите нам, что у вас получилось. (Флаг
Республики Башкортостан) Слайд 4 Флаг Республики Башкортостан.
1 ребенок. Расскажу тебе в стихах про родной башкирский флаг.
Ты внимательно смотри, есть на флаге цвета три!
Низ – зеленая трава, сверху – неба синева.
Середина – белый цвет. Чище цвета в мире нет!
2 ребенок. А еще цветок курая золотистым слева, с краю.
Лепесточков семь на нем означают семь племен.
Флаг Башкирии моей для меня всего родней.
Пусть под флагом процветает жизнь в моем любимом крае!
Молодцы! Спасибо большое. Соберите все в конверт и присаживайтесь.
Воспитатель: А у вас что получилось? Расскажите нам. (Герб Республики Башкортостан)
Слайд 5 Герб Республики Башкортостан.
1. ребенок. Герб Башкортостана в группе на стене
Салават Юлаев на лихом коне
Храброго батыра солнце освещает
И герой народный к миру призывает.
Будущее счастье, вечная свобода
Вот мечты сэсэна и его народа!
2. ребенок: Изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю “Башкортостан.
Спасибо ребята. Соберите все в конверт и присаживайтесь.
Флаг и герб – это символы нашей республики. Какой ещё символ Башкортостана вы знаете? (Гимн). Что такое гимн? (Гимн это торжественная песнь). Когда исполняется государственный гимн? (Гимн исполняется в торжественных случаях). Как слушают гимн? (Гимн слушают стоя).
Слайд 6 портрет главы Республики Башкортостан. Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (Глава республики Башкортостан - Радий Фаритович Хабиров). Молодцы!
Слайд 7Географическая карта Республики Башкортостан
Воспитатель: Продолжим работу с картой. Какие вы видите цвета на карте? (Мы видим на карте зеленый и коричневый цвета). Что значит на карте зеленый цвет? (Зеленый цвет на карте означает леса, поля) А коричневый цвет? (А коричневый цвет – означает горы)
Наш край очень богат и красив. Здесь можно увидеть леса, поля, горы, озера и реки.
Слайды 8 – 16 Как красив наш край. Вы со мной согласны? (Дети рассказывают стихи)
1 ребенок: С чем тебя сравнить, мой Урал родной.
Звезды- янтари светят над тобой.
2 ребенок: Горы высоки, зелены леса,
Звонки родники и светла роса.
Хлебная волна, как морской прибой,
Синь голубизна плещет над тобой.
Воспитатель: В лесах водится много животных. Я вам хочу предложить составить карту животного мира Башкортостана. Согласны? (Да) Вот карта, здесь карточки с изображением животных. Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадав, должны будете найти картинку с соответствующим животным и прикрепить на карту. И так слушайте внимательно.
1. В стае я живу в лесу, 2. В чаще он лесной живет,
Всем зверушкам страх несу. Сладкоежкою слывет.
Грозно вдруг зубами щелк! Летом ест малину, мёд,
Я свирепый серый (Волк) Лапу зиму всю сосёт. (Медведь)
3. Я люблю орешки, 4. Этот зверь с двумя клыками,
А наряд мой прост: С очень мощными ногами
Меховая шубка И с лепешкой на носу.
Да пушистый хвост. (Белка) Роет землю он в лесу. (Кабан)
5. Бегает быстро и прыгает ловко, 6. Всех зверей она хитрей,
Очень он любит покушать морковку. Шубка рыжая на ней.
То в белом, то в сером Пышный хвост — ее краса.
И хвост—коротышка. Этот зверь лесной — ….(Лиса)
Кто это? Бедный, пугливый ( Ответ: Зайчик)
7. Угадай-ка, кто такая: кошка рыжая, большая,
С кисточками на ушах – водится она в лесах.
Только ей не скажешь «брысь», потому что это –… (Рысь)
8. Похож на лошадь и быка 9. На спинке иголки
И есть ветвистые рога, Длинные и колкие.
В лесу увидеть довелось – А свернётся в клубок -
Вы догадались кто он? (Лось) Ни головы нет, ни ног. (Ёжик)
Воспитатель: Молодцы. А сейчас предлагаю разбить лагерь, собрать башкирское жилище, как наши древние предки. Как называлось жилище у башкир? (Юрта) А по - башкирски терме. Слайд 8 Юрта.
Проводится башкирская народная игра «Юрта».
«Мы веселые ребята, соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем и помчимся на лужок»
(Дети идут по кругу по подгруппам. Затем делают общий круг и выполняют танцевальные движения под музыку. С окончанием подбирают концы платка и поднимают его над головой)
Воспитатель: Ой, ребята, какие красивые юрты вы построили! Молодцы!
А какой здесь зеленый лужок! Я вас приглашаю расположиться поудобнее у костра. Мы здесь отдохнем и поговорим.
Ребята, а вы знаете о происхождении башкир? А хотите я вам расскажу одну легенду. (Да) Слушайте.
ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ БАШКИР
В давние времена предки современных башкир кочевали из одной местности в другую. У них были большие табуны лошадей. Кроме того, они занимались охотой.
Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повёл его дальше. Ещё долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьём. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем её своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот. С тех пор народ стали называть «башкорттар», т. е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Баш корт – значит «головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» – «башкир».
Воспитатель: Ну а теперь не пора ли нам подкрепиться? Какие национальные блюда вы знаете? (Кыстыбый, Чак-чак, Вак-белиш, Бешбармак, Суп-салма)
Я хочу вам предложить приготовить башкирский национальный напиток «Айран». Он придает силу и еще его называют напитком долголетия. А хотите я вас научу его готовить? (Да) (Вызываю 2 детей. Надеваем фартуки, головные уборы, перчатки). Нам понадобится катык, минеральная вода, соль, приправа и зелень. (Даю рекомендации, дети их выполняют. Разливаем по пиалам и раздаем детям.)
Слайд9 Кураист. Звучит мелодия курая.
- Что это за дивная песнь? (Выходит ребенок с кураем, звук убавляется, и рассказывает стихотворение)
Ребенок: Когда я слушаю курай,
То радость льется через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в свежий срез -
Как зашумит уральский лес.
И зажурчит, наверняка,
В ней мелодичная река.
Воспитатель: Дети, курай нас приведет назад в наш детский сад. Звук прибавляется и под мелодию курая дети встают и проходят к стульяс, садятся).
Анализ занятия. Ребята, вот мы и вернулись с нашей краеведческой экспедиции. Вы молодцы, вспомнили символику нашего края, научились работать по карте, составили карту животного мира, познакомились с легендой у костра, приготовили национальный напиток, играли и рассказывали стихи. Мне очень понравилась наша экспедиция. А вам что больше всего запомнилось, понравилось, что нового вы узнали? (Ответы детей).
И на последок, я предлагаю угостить наших гостей напитком долголетия «Айраном».