татьяна чепуштанова
НОД познавательно-эстетического характера «Любование прялкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействовать становлению субъективно – ценностного, оценочного отношения к прялке, как полезному, необходимому, рукотворному предмету.
Задачи:
- развитие активного словаря; совершенствование умения формулировать высказывания эстетического характера (суждение, оценку)
- уточнить и обогатить знания детей о назначении прялки (для изготовления пряжи)
Ход.
Публикация «НОД познавательно-эстетического характера „Любование прялкой“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Отгадайте загадку: По локоть мохнато, по локоть голо, по локоть под сиденье ушло. Что это такое? "На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым. Посмотрите на нашу прялку, нравится она вам? Красивая? (расписная, узорчатая). А для чего нужна прялка? (изготовления пряжи, для того, чтобы вязать изделия (носки, варежки, перчатки). А как вы думаете, почему прялку так назвали? (прялка от слова прясть). Так повелось на Руси, что не одно орудие труда, не было, столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Прялка была одним из самых распространённых и почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы в подарок прялку у лучшего деревенского мастера. Прялки передавались из поколения в поколения.
Давайте сейчас подойдём и рассмотрим прялку.
- Какие цвета выбрал мастер для украшения изделия? (Красный, жёлтый, немного чёрного).- Как вы думаете почему он выбрал именно эти цвета? (цвета тёплой гаммы, они яркие). Цвета связаны с теми явлениями природы, которые дают тепло, например - солнце, огонь. Эти цвета заставляют радоваться того, кто смотрит на прялку).
– У прялки есть донце – на него садилась мастерица, «чтобы работа не убежала», «зеркало» - к нему привязывали кудель.
- Посмотрите как нужно правильно прясть. Садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает волоски, правой крутит веретено. и чем дольше оно крутится. тем длиннее ниточка.
- Хотите попробовать попрясть пряжу? (пробуют прясть).
Завершение беседы, обобщение: Понравилась вам прялка? А как вы думаете как же нужно ухаживать за прялкой, чтобы она жила с нами и оставалась такой же красивой? (беречь, заботиться, любить). Нужна вам такая прялка? А зачем?