светлана агафонова
НОД «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
по теме: "Покормите птиц зимой"
Подготовила:
воспитатель С. В. Агафонова
Программное содержание:
- расширять представления о зимующих птицах родного края;
- учить узнавать по внешнему виду и называть птиц;
- формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им;
-развивать познавательный интерес к миру природы;
-закреплять знания о повадках птиц;
Публикация «НОД „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц);
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Словарная работа: орнитолог, трели, свиристель, лапа, синица, ворона, снегирь, сорока, воробей, дятел.
Предварительная работа: разучивание стихов о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края, отгадывание загадок о птицах, беседа о зиме, как о голодном и трудном времени для птиц.
Оборудование:
- демонстрационный материал : макет «Птицы на деревьях», кормушка для крупных птиц; записи голосов птиц на USB-диске; конверт с загадками; различные виды кормов
- раздаточный материал :разрезанные картинки с изображением птиц.
Организационный момент.
Воспитатель подводит детей к окну.
-Посмотрите, ребята, в окно. Какая сегодня замечательная погода!
Вы любите гулять? (Ответы детей.)
-Я приглашаю вас на прогулку в центральный парк нашего города, которая подарит вам интересные встречи. Сегодня там проходит акция «Покормите птиц зимой». Мы обязательно должны в ней поучаствовать. Сначала скажите, зачем надо кормить птиц зимой? (Погибнут)
-Правильно. Возьмём с собой кусочки хлеба. Давайте встанем парами и отправимся в парк.
Вывеска «Акция «Покормите, птиц зимой!»». На прилавке разложены корма для птиц. За прилавком орнитолог.
-Здравствуйте! Ребята, сегодня вы с вами в гостях у Любови Михайловны. Она орнитолог. Повторите: орнитолог. Орнитологи изучают птиц, заботятся о них.
-Любовь Михайловна! Мы хотим принять участие в акции «Покормите птиц зимой». Всем ребятам хочется птиц покормить, только они не очень хорошо знают, как это правильно делать. Подскажите нам, пожалуйста, какие корма нам выбрать!
Орнитолог демонстрирует разнообразные корма. Рассказывает, что можно, а что нельзя давать птицам, как правильно ухаживать за кормушкой.
-Любовь Михайловна! Сколько кормов вам приходится заготавливать! А можно ребята вам помогут?
Пальчиковая игра «Зимующие птицы?
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев
4раза-«режущие» движения одной ладони по другой
пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев
друг о друга
вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью
то же – левой рукой
тереть ладонью о ладонь,
«катая из хлеба макароны»
Орнитолог благодарит детей за помощь.
-Спасибо Вам большое, Любовь Михайловна! Теперь мы можем смело отправляться к нашим пернатым друзьям.
Чириканье воробьёв.
-Ой, ребятки! Что я слышу! Птицы встречают нас своим концертом. Давайте остановимся и послушаем.
-Как вы думаете, кто это? (Воробьи)
Трели дятла.
-Кто это? Давайте послушаем. (Дятел). Это слышны трели дятла.
Голос вороны.
-Узнали, кто это? (Ворона.) Ну конечно, постоянная гостья на нашем участке детском саду.
-Ну что ж, ребята! Птицы нас заждались.
Релаксационное упражнение «Согрей птичку»
-Ой, посмотрите, птичка на земле, давайте её поднимем, согреем ей своим дыханием, прижмём к сердцу, погладим. (Выражение удивления, огорчения. Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, чтобы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю.) Ребята! Птичка ожила! (Выражение лица радостное). Давайте её отпустим!
Физминутка «Птичка ожила».
Птичка крыльями взмахнула,
Птичка перья отряхнула,
Крылья убрала назад,
Сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо — влево,
Удивилась, что за дело?
Нет тут птички ни одной,
Полечу-ка я домой.
(Подходим к макету. На ёлочках сидят птицы. Висят кормушки)
- Посмотрите, ребята, сколько птичек на деревьях. Люди им повесили кормушки. Давайте покормим наших пернатых друзей.
-Кого вы видите на этой ёлочке. (Воробья).
-Чем мы его угостим? (Семечками, крошками).
Дети насыпают корм в кормушку воробью. Подходим ко второй ёлочке.
-Какие птицы нас встречают на этой ёлочке? (Синица, дятел).
-Ребята, что любит синичка? (Сало, семечки).
-Давайте покормим дятла. Вспоминайте, что он любит. (Дынные, арбузные семечки, сало).
Подходим к третьей ёлочке.
-А кто это нас здесь заждался? (Снегирь, свиристель).
-Как вы думаете, почему они сидят на одном дереве? Они оба любят ягоды. Давайте подарим им бусы из сушёных ягод, потому что ни одной ягодки не осталось на кустарниках.
Подошли к кормушке для крупных птиц.
-Ребята птицы бывают разные по размеру: одни большие, другие маленькие. Кормушки тоже для них делают разные. Посмотрите, какую замечательную птичью столовую построили в парке и для крупных птиц. Кто здесь? (Голубь, ворона, сорока).
-Давайте и их покормим. Голубь очень любит зёрнышки и хлеб. А ворона и сорока ни от какой еды не откажутся.
Игра «Улетает-не улетает».
(На полу лежит обруч-кормушка).
-Ребята, а как все эти птицы называются? (Зимующие).
-А какие ещё бывают? (Перелётные). Каких птиц называют перелётными (Которые улетают в тёплые края).
-Сейчас я буду называть птицу. Если она перелётная, вы машете руками. Если зимующая-садитесь на корточки около кормушки и делаете вид, что клюё те корм: ласточка, ворона, соловей, голубь, снегирь, свиристель, цапля).
-Молодцы, ребята! Пора возвращаться нам в детский сад.
-Вот мы с вами и в своей группе. Садитесь все на стульчики. Давайте сначала отдохнём от длительной прогулки.
-Кто-нибудь из вас знает, какая птица высиживает птенцов зимой?
-Это клёст. Он живёт в еловых или сосновых лесах.
Я хочу показать вам небольшой фильм.
Просмотр короткометражного фильма «Белокрылые клесты».
-Ребята, вы видели, какой у клестов интересный клюв.
-Покажите, какой клювик у воробья? (На пальцах дети показывают клюв).
- Перекрещивайте пальчики. У нас получился клювик клеста. Им очень удобно семена из шишек доставать.
-В феврале клесты высиживают своих птенцов. Гнездо они вьют под широкими лапами ели. Ветка у ели называется лапа. Повторите, как называется ветка ели. Гнездо они утепляют мхом и пухом. Самочка сидит в гнезде, а самец её кормит.
-Я вам расскажу, почему клесты выводят птенчиков зимой. Они едят семена шишек, которые лучше всего созревают зимой. Птенцы такие прожорливые, что им надо очень много еды.
Показ иллюстрации клестов в гнезде.
Загадки.
1. Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей).
-Ребята, кто-нибудь знает стихотворение о воробье?
2. Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).
-Кто расскажет стихотворение о синице?
3. Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел).
4. Окраской – сероватая,
Повадка – вороватая
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто это? (Ворона).
5. Верещунья, белобока,
А зовут её… (сорока).
6. Любо-дорого взглянуть,
Птичка-красненькая грудь!
Дом родной её Сибирь.
Как зовут её? (Снегирь).
-Кто знает стихи про снегиря
Дидактическая игра «Собери картинку»
- Сейчас вы будете работать в парах. Каждой паре надо собрать картинку с изображением птицы и угадать, что за птица. (Сорока, ворона, воробей, клёст, дятел, синица, снегирь, свиристель).
-Молодцы, ребята. Как называются все эти птицы? (Эти птицы называются зимующими)
Итог занятия.
-Где мы сегодня с вами были? Кого вы кормили? Любой корм можно птицам?
-А зачем нужно кормить птиц зимой? Не забывайте, птицы защитники наших садов и лесов. Весной они обязательно порадуют нас своей песенкой.
Воспитатель читает стихотворение А. Яшина
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!